Особенности личностного развитие детей с овз в и инклюзии

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 682

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Октябрьский сельский лицей» Ульяновской области, а также с родителями общественной организации родителей детей с ДЦП «Солнце для всех» г. Ульяновска. Общий объем выборки составил 100 человек, из них 50 родителей детей с ограниченными возможностями и 50 родителей здоровых детей.
Наиболее остро встает вопрос о факторах успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду. Одним из ключевых факторов является внутрисемейный психологический климат, а именно способность членов семьи, прежде всего родителей ребенка с ОВЗ, конструктивно преодолевать трудности. Данная способность, на наш взгляд, формируется на основе индивидуальных ресурсов, базирующихся на психологических характеристиках и качествах личности родителей.

Условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.
Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ 0, 618

Хочется подчеркнуть важность ориентации на личностные параметры психического развития детей, особенно детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, на пристальное внимание к благополучию их личностного становления. Через призму личностных особенностей преломляются все педагогические воздействия на ребенка. Благополучное личностное становление способствует оптимальному обучению и благополучной социализации детей, и наоборот: личностное неблагополучие тормозит и препятствует полноценному развитию. Такая личностная ориентация предполагает, прежде всего, мониторинг развития личностных особенностей и внимание, направленное на них, при построении коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с нарушениями развития.
При построении образовательных программ инклюзивного обучения и воспитания необходимо предусмотреть коррекционную направленность не только на познавательное развитие детей, но и на их личностное становление. Также необходимо разработать систему тщательного мониторинга особенностей психического развития, в частности, индивидуального личностного становления детей и в сравнении с возрастными параметрами развития личности. Эти аспекты психолого-педагогического сопровождения очень важны для полноценного гармоничного развития ребенка и подростка.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы

В современных условиях всё рельефнее обнаружи­вается недостаточность, а порой и слабость существу­ющих форм поддержки и помощи детям. Многое здесь делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов применительно к такой дея­тельности, низка их психологическая компетентность. Они слабо владеют методами психопрофилакти­ки отклонений в развитии, затрудняются в использо­вании методов психологической и педагогической коррекции. Педагоги общеобразовательных школ по­ка не умеют работать с различными категориями де­тей, организовывать групповую работу и проводить уроки в деятельностной парадигме. Они не владеют современными технологиями построения образова­тельного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональ­ной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

Обратите внимание =>  Как писать федеральная налоговая служба

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации

Для родителей ребенка, обучающегося в условиях инклюзии, предусматривается специальная помощь в разъяснении причин трудностей ребенка и необходимости его эмоциональной поддержки, выбора адекватного и конструктивного стиля общения; обучение определению признаков утомления, ознакомление с приемами снятия психоэмоционального напряжения и правильного планирования режима дня; обучение специальным приемам коммуникации, способствующим осмыслению и усвоению ребенком правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.

  • комфортное введение ребенка в ситуацию школьного обучения в условиях инклюзии: налаживание эмоционального контакта, формирование у него установки на позитивное отношение к окружающим, трансляция этой установки одноклассникам ребенка с ЗПР;
  • специальные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения и внеучебных коммуникаций;
  • особая пространственная и временная организация образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей деятельности ребенка; отведение ребенку места в классе, обеспечивающего удобный контроль со стороны учителя и минимум отвлекающих факторов;
  • создание организационных и мотивационных условий для поддержания продуктивности деятельности;
  • подготовка к фронтальной работе на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной; обеспечение непрерывного контроля становления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появления самостоятельности в выполнении учеником учебных заданий;
  • использование, наряду с общими, специальных методов, приемов и средств обучения, с учетом возможных парциальных трудностей в овладении предметными знаниями и особенностей обучаемости данной группы детей с ЗПР;
  • обязательное дополнение программы «академических знаний» полезными жизненными компетенциями;
  • использование, наряду с общими методами, специальных приемов и средств, а также организационных условий, позволяющих выявить достижения и трудности ребенка при освоении образовательной программы и его продвижение в расширении сферы жизненной компетенции;
  • занятия со специалистами, направленные на компенсацию недостатков психосоциального развития и коррекцию дисфункций, затрудняющих учебно-познавательную деятельность;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • мониторинг достижений ребенка с целью уточнения и корректировки образовательного маршрута.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.
Самостоятельная работа дает наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, так как задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей. Учитель создает условия для того, чтобы ученик мог поставить цели, сформулировать задачи, определить способы решения учебных задач, смог оценить результаты своих учебных действий. Такой процесс индивидуализации важен как для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для его нормативно развивающихся сверстников.

Обратите внимание =>  В бонприксе ошиблись со способом отправления влзврата

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:

Модель инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

Также в распоряжении Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 No 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011– 2015 годы» указывается, что в соответствии со статьей «Наша новая школа» в любой организации (далее – ОО) должна осуществляться успешная социализация учеников с ОВЗ, при этом в каждой ОО обязана быть создана универсальная атмосфера, которая позволит обеспечить полноценную адаптацию учеников с ОВЗ.
Для осуществления модели инклюзивного образования детей с ОВЗ создан специальный документ «Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения». Этот документ интерпретирует инклюзивное обучение как дифференцированное, то есть предполагающее создание условий для самореализации каждого ученика, в т. ч. работу в учебном пространстве обучающихся с особыми потребностями.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ – это создание для них безпрепятственной среды обучение, приспособление среды к их нуждам и обеспечение необходимой поддержки в целях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. При этом необходимо иметь в виду, что инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во внимание Система образования страны ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ в разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей с ОВЗ, но и всех учащихся.
Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах страны (Москва, Самара, Архангельск, Республика Карелия, Республика Коми, Пермский край, Томская область) процессы инклюзии в образовании значительно продвинулись в своем развитии, накоплен богатый педагогический опыт, разработаны методические рекомендации, способствующие тому, чтобы сделать обучение в массовых школах более инклюзивным. Региональные модели развития процесса инклюзии в образовании отличаются друг от друга по 5 основным факторам:

Обратите внимание =>  Как получить квартиру от государства в москве

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы

Существующая система специальных учебно-вос­питательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьез­ные изменения и во многом стоит на пороге своего со­кращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеоб­разовательной и специальной школой.
Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными воз­можностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации ин­дивидуального подхода педагогов к учащимся в про­цессе их обучения, воспитания, развития, не позволя­ющие в полной мере реализовать принцип дифферен­цированного, по-настоящему индивидуального подхо­да к каждому учащемуся .

Что такое инклюзивное образование

Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.
Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д.

Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями [1].
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников [4].