Льгота в социальном обеспечении

Льготы по системе социального обеспечения

Льготы по оплате коммунальных услуг также заключаются в снижении оплаты за такие услуги либо в полном освобождении от их оплаты. К коммунальным услугам относится, как правило, водоснабжение, в том числе горячее, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия (отопление) — в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективную антенну. Иногда этот перечень более узкий, например для многодетных семей (указано только пользование отоплением, канализацией, газом и электроэнергией). Размер скидки обычно 50%, а в некоторых случаях — не ниже 30% (для многодетных семей).
Единого кодификационного акта о социальных льготах нет и вряд ли такой акт появится в ближайшее время. Однако в отношении социальных льгот ветеранам подобный акт принят. Это Закон «О ветеранах». Закон весьма сложен по своему юридическому оформлению и структуре, в нем продолжена традиция установления льгот для определенных категорий граждан из числа ветеранов. Всех ветеранов Закон разделил на пять категорий с учетом (цитируем) «заслуг при защите Отечества, иной государственной службы, безупречной воинской службы и продолжительности добросовестного труда». Это, во-первых, ветераны Великой Отечественной войны. Они в свою очередь подразделяются на четыре группы:

Льгота в социальном обеспечении

Каждый гражданин страны, который по разным причинам не имеет возможности удовлетворить свои потребности, может рассчитывать на помощь государства. Государством создан определенный набор мер и гарантий государственной социальной помощи, зафиксированный в нормативно-правовых актах и законах. [6, с.1]
Таким образом количество соразмерных льгот одной и той же структуры (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам) различны для некоторых категорий граждан. Многообразны и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление льгот. Объясняется это неточностям нормотворческого процесса.

ЛЬГОТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

Главное достоинство подобных льгот заключается также в том, что они не подвержены инфляции, что способствует стабильному удовлетворению гражданами своих насущных потребностей. Хотя такие льготы не увеличивают доходы гражданина, но они уменьшают текущие расходы его трудовой пенсии на оплату жилья, коммунальных услуг и других социально необходимых или обязательных расходов.
Социально-стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что они устанавливаются для тех лиц, в общественно полезной деятельности которых заинтересованы государство и общество. Именно так можно расценивать социальные льготы, устанавливаемые как семье, так и женщинам с целью решения демографического кризиса в стране. Если будут предоставляться и юридически гарантироваться возможности фактической реализации многих интересов семьи (например, в жилье), то у женщины будут стимулы к рождению детей. Характер воздействия стимула как юридического средства заключается именно в добровольности, заинтересованности, свободе выбора. Лицо не обязывается, а побуждается к более высокой активности [4] .

Льготы по системе социального обеспечения понятие виды

передача финансирования льгот ветеранам труда на региональный уровень повлечет за собой массовый переход их в категорию инвалидов 1 и 2 групп, остающихся за центральными властями, поскольку практически во всех субъектах федерации наблюдается дефицит ресурсов 12 .
Основные права в социальном обслуживании выступают в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льго­ты заключаются в освобождении полностью или частично от опла­ты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. 0 некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом го­рячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болез­ни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.

Льгота в социальном обеспечении

Неоправданно, как представляется, устраняется из терминологии 122-го закона понятие «льготы», которое является устоявшимся и давно употребляемым в большинстве нормативно-правовых актов. Правовые льготы представляют собой юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющее для последних компенсационное, стимулирующее либо гарантирующее значение. Устанавливая определенные изъятия, исключения из единых требований нормативного характера, они позволяют дифференцированно подходить к вопросам регламентации определенных групп социальных связей, учитывать их специфические особенности в каждом конкретном случае, выделив положение отдельных категорий субъектов в той или иной области общественных отношений.
Представляется нецелесообразной и создающей опасность нарушения социальных прав концепция безальтернативного перехода от льготной системы социальной поддержки к компенсационной. Думается, что каждому гражданину следует предоставить реальную возможность выбора той формы социальной поддержки, которую он считает наиболее предпочтительной.

Обратите внимание =>  Доплата 25 за работу в сельской местности документ нормативный

Социальные льготы: кому положены и как оформить

Кто имеет социальные льготы по уплате налога на земельный надел? Согласно п. 5 закона НК РФ № 391, необлагаемая налоговая база по отношению земельного участка, который находится в собственности (бессрочном пользовании) налогоплательщика, уменьшается на сумму равную 10 тыс. рублей для следующих категорий граждан:

  • Герои РФ или СССР.
  • Полные кавалеры Ордена Славы.
  • Инвалиды, которые имеют 3-ю степень ограничения трудовой деятельности.
  • Граждане с 1-й и 2-й группой инвалидности, установленной до 01.01.2004.
  • Инвалиды детства.
  • Инвалиды и ветераны ВОВ и боевых действий.
  • Чернобыльцы и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию при аварии на производстве «Маяк» в 1957 году.
  • Граждане, которые стали инвалидами или перенесли лучевую болезнь при учениях или испытаниях любых видов ядерных установок, в том числе космических установок и ядерного оружия.

ЛЬГОТЫ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Так, право на бесплатное получение лекарств имеют инвалиды ВОВ и боевых действий на территориях других государств; участники войны; награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком « Житель блокадного Ленинграда»; члены семей погибших ( умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств; ветераны труда (по решению органов власти субъектов Федерации). Остальные категории граждан, перечисленные в Законе, имеют право на 50%-ную скидку при обеспечении лекарственными препаратами.
Правом бесплатного проезда один раз в году на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте пользуются инвалиды войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств. Остальные категории граждан, указанные в Законе (кроме ветеранов труда), пользуются правом на бесплатный проезд один раз в 2 года на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте либо на проезд со скидкой 50% один раз в год.

Льготы в системе социального обеспечения

Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку).
Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации.

Льготы по системе социального обеспечения

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В частности, им, как и гражданам из числа репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, может быть предоставлено право на получение набора социальных услуг (в полном объеме либо частично).
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания. Данная льгота предоставляется следующим категориям: 1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают; 2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами; 3) пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 4) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Обратите внимание =>  Пошаговая инструкция выхода участника из ооо 2019 год

Тема 9

а) льготы, целью которых является социальная поддержка, помощь лицам, в силу объективных, признаваемых государством уважительными причин, не могущим самостоятельно обеспечить себе жизнесуществование (инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы);
Применение одного критерия классификации не исключает возможности использования другого по отношению к одному и тому же виду льгот, в результате чего происходит наложение критериев, в связи с чем одну и ту же льготу можно рассматривать с различныхпозиций одновременно.

Льготы в системе социального обеспечения

Актуальность исследования обусловлена тем, что реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет социальных выплат, поистине плачевное. Динамическое развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума. Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания. Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку). Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа льготных категорий граждан. Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации. Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы заключается в наличии значительного объема обязательств, вытекающих из действующего законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета. Объект исследования — нормативно — правовые акты, материалы судебной практики, а также труды ученых, таких как Морозовой И. С., Землянухиной Н. С., Азаровой Е. Г., Крылатовой Е. Г., Захарова М. Л. И многих других. Предметом исследования являются такие понятия и явления, как социальная справедливость, льготы, правовая природа льгот, их функции, проблемы реализации. Цель данной работы — рассмотреть льготы в системе социального обеспечения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения; рассмотреть правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения; исследовать систему социальных льгот пенсионерам, малоимущим и студентам; выявить проблемы монетизации льгот и предложить пути их решения.
Однако при рассмотрении некоторых видов социального обеспечения может возникнуть представление о том, что принцип адресности реализуется не в полной мере. Например, лицо, достигшее пенсионного возраста, при наличии страхового стажа установленной продолжительности вправе обратиться за назначением трудовой пенсии, и государство обязано ему эту пенсию назначить и выплачивать. В данном случае совершенно не учитывается, продолжает ли гражданин работать, имеется ли у него доход от иных источников. Понятно, что далеко не каждый, кто достиг пенсионного возраста, автоматически стал нуждающимся (хотя таких, безусловно, подавляющее большинство). Аналогичная ситуация возникает и при рассмотрении других видов трудовых пенсий. Почему же в этих случаях государство не проверяет нуждаемость обращающихся граждан? Не свидетельствует ли это об обеспечении без учета нуждаемости? Ответ на первый из поставленных вопросов достаточно очевиден. Все трудовые пенсии страховые, поскольку их страховая и накопительная части формируются за счет страховых взносов. Страховые взносы согласно ст. 3 Федерального закона. Поэтому гражданин, за которого уплачиваются страховые взносы или который делает это самостоятельно, выступает своего рода кредитором по отношению к государству, выплачивающему из этих средств пенсии сегодняшним пенсионерам (в этом, кстати, находит проявление еще один принцип права социального обеспечения — принцип солидарности, в данном случае солидарности трудоспособных поколений и пенсионеров). Возмездность означает, что государство обязано полученные средства вернуть, и оно делает это как раз при назначении и выплате трудовой (страховой) пенсии. Поэтому было бы неправомерно лишать граждан трудовой пенсии, мотивируя это тем, что у них имеются иные источники дохода. Государство в этом случае не только обеспечивает нуждающихся, но и возвращает полученные страховые взносы в виде пенсий. Что касается второго вопроса, то ответ на него не столь очевиден. Действительно, достигнув пенсионного возраста или став инвалидом, человек может остаться вполне обеспеченным и не нуждаться в помощи государства. Но такие случаи являются исключением и потому не изменяют общего правила: при наступлении указанных обстоятельств лицо становится нуждающимся. То, что отдельные граждане, не надеясь на государство, сумели обеспечить себе старость самостоятельно, не может и не должно приводить к лишению их права на помощь государства, ведь они эту помощь, как уже указывалось, заработали. В данном случае речь идет о резюмируемой (предполагаемой) нуждаемости, т.е. законодательно закрепленной идее о том, что в этих и подобных им случаях человек лишь формально признается нуждающимся и вправе рассчитывать на помощь государства. Поэтому можно говорить о двух видах нуждаемости в праве социального обеспечения: фактической (действительной), когда лицо действительно не в состоянии обеспечить свои алиментарные потребности, и резюмируемой (предполагаемой), когда лицо лишь предполагается неспособным к такому обеспечению. Причем специфика данной презумпции в том, что, даже если она не соответствует действительности, она все равно не перестает быть основанием для получения социального обеспечения, т.е. не допускает ее опровержения. Примечательно, что границы между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач.

Обратите внимание =>  Как оплатить налог на автомобиль через госуслуги

45 льготы по системе социального обеспечения

Все категории ветеранов пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь и лечение, а также на пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены; правом на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта. Правом на бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пользуются
Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития Буянова, М. О. Право социального обеспечения России: учебник / Под ред. М. О. Буянова, К. Н. Гусова. / М.: Т К Велби, Проспект, 2010. — С. 565.