Бизнес процессы правового риска

Во время первого этапа необходимо определиться со списком бизнес‑процессов. Построив список процессов, нужно определиться с факторами риска, которые влияют на выбранные процессы. Примерная таблица рисков бизнес-процессов показана в таблице 1.

Первая группа бизнес-процессов, направленная главным образом на оказание услуг клиенту, продажу ему различных товаров и прочее удовлетворение желаний клиента, чаще всего испытывают на себе влияние рисков. Рискуя основными процессами предприятие может потерять всю выручку и даже полностью обанкротиться.

Оставить комментарий

На третьем этапе более подробно изучаются процессы с наивысшим уровнем риска. Более крупные риски делят на меньшие. При таком делении может возникнуть проблема с выбором риска среди меньших. Объясняется это необходимостью определить, какой из меньших рисков представляет самую большую угрозу, от какого риска нужно обезопасить процесс.

Но кроме стандартных и общепринятых, есть другие эффективные меры по минимизации рисков. Например, описание риска в виде бизнес-процесса с указанием всех его особенностей, возможных последствий и способов реагирования.

Что делать? Способы управления рисками

Операционные риски связаны напрямую с ошибками персонала, системы и технологий компании. У каждой организации своя оргструктура, система, технологии. Операционные риски тоже имеют свои особенности. Именно поэтому, основываясь на теоретических знаниях, нельзя выработать стратегию по снижению уровня операционного риска. Необходим тщательный анализ всех составляющих в конкретной компании.

Операционные риски

Система управления операционными рисками намного сложнее остальных, так как операционный риск является внутренним риском. Сложно создать универсальный перечень причин возникновения такого риска. К тому же, его крайне сложно оценить количественным методом.

Перечисленные факторы универсальны. Каждому бизнесу предстоит выбрать наиболее подходящие для себя. Например, инновационность может быть не так важна для ретейла – решающими факторами будут уровень менеджмента и качество представленной продукции. На это обратят внимание конечные потребители.

Обратите внимание =>  Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот рязанской области

За 10 лет практики кризисных коммуникаций мы пришли к выводу: стоит воспринимать риск и кризисную ситуацию как точку изменений. Встреча с риском – потенциальные возможности для компании, чтобы проявить себя, продемонстрировать заинтересованной аудитории свою «антихрупкость». Это тест, показывающий состоятельность менеджмента, бизнес-модели и гибкость бренда.

План статьи

К нашему клиенту пришла внеочередная проверка из налоговой инспекции. Проблем с отчетами раньше не было, вопросов со стороны регуляторов тоже. Налоговики рассказали: проверку инициировали после жалобы, к ней прикрепили статью в блоге. В материале компанию обвиняли в сокрытии отчетности и сомнительных схемах. Негативная статья не может быть основой для разбирательства, однако ее могут приложить к материалам или задать вопросы относительно ее содержания. Также негатив попадает в закрытые базы данных по типу World-Check.

Как считает руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании Rights Алена Абрамович, построение юридической службы в компании зависит напрямую от вида ее деятельности, а также от того, является организация крупной или же относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. «В первом случае, когда компания осуществляет деятельность в значительных масштабах, наличие внутренней юридической службы необходимо, поскольку требуется постоянное присутствие «своих» юристов, которые больше погружены в бизнес компании и знают её отраслевые особенности (например, в сфере энергетики или строительства)», ─ отмечает Алена Абрамович.

Наш комментарий:

Пассивный участник принимает минимум рисков и, как правило, не может потерять больше, чем изначально вложил в бизнес. Зато генеральный директор несет максимум рисков, в том числе целый спектр рисков уголовной ответственности, а также ответственности перед обществом и участниками общества за свои действия от имени общества. Как правило, начинающие предприниматели выступают одновременно и инвесторами, и директорами созданных ими обществ.

Обратите внимание =>  В сочи для студетов электричка льготы

Какие юридические риски угрожают предпринимателям?

По словам Ивана Катышева, эффективным может быть одновременное наличие небольшого штата юристов, справляющегося с повседневными задачами организации, и привлечение внешних специалистов для работы над важными задачами для организации, как например, открытие нового совместного предприятия, открытие завода, ведение существенного судебного спора, переезд офиса и т.д. «Во всех этих процессах юристы максимально вовлечены в бизнес-процесс и направляют его в нужное русло», ─ рассказывает Иван Катышев.

Менеджмент и все его компоненты неразрывно связаны со стратегией предприятия. Эта аксиома определяет принципы управленческой деятельности и основные узловые моменты. Специфика построения системы управления рисками в корпорации основана на корректировке локальной стратегии работы с неблагоприятными событиями в ходе процесса контроля. Для разработки эффективной СУР очень важен опыт практического применения финансово-экономической теории, налогового и гражданского права, внешних нормативных актов и стандартов.

СУР — это не единственный компонент, который на регулярной основе необходимо включать в систему менеджмента российских предприятий. Для построения и развития СУР потребуется время и определенные усилия. Но международная практика уже доказала эффективность антирисковых систем управления. Современные реалии подтверждают необходимость разработки отечественной методики, подобной COSO. Для ее создания можно использовать зарубежный опыт и национальные стандарты. Владельцам бизнеса рекомендуется не бояться экспериментов и смело внедрять КСУР в систему менеджмента предприятия.

10 нюансов построения системы управления рисками

  • прогнозировать непредсказуемые негативные события и идентифицировать риски;
  • обосновывать уклонение от риска;
  • доказывать допустимость риска;
  • минимизировать риск с применением доступного комплекса инструментов;
  • устранять причины и отрицательные последствия рисковых явлений;
  • адаптировать предприятие к новым условиям хозяйствования в посткризисный период;
  • защитить компанию от банкротства.

Исследовать каждый основной экономический параметр в движении недостаточно. Все потому, что на практике различные характеристики зависят друг от друга, а значит, и меняются синхронно. Например, при повышении скорости производства растет и предложение на продукт, что способствует его медленному обесцениванию. При исследовании рисков неопределенности специалисты в каждом случае исследуют влияние десятков таких факторов друг на друга. Это, в конечном счете, позволяет отладить реализацию проекта до мелочей и четко понимать его структуру.

Обратите внимание =>  В пользу выгодоприобретателя апк

Этапы оценки рисков в бизнесе

При частичной неопределенности в исследовании рисков большую роль играет понятие вероятности. Ведь о каких-либо гарантиях здесь не может быть речи. Поэтому методы, используемые для исследования опасностей, делятся всего на две категории: статистические и вероятностные. При помощи статистики определяют усредненные результаты проекта и вычисляют возможные отклонения от данных норм. Это довольно наглядные, но очень приблизительные способы исследования рисков. Однако при тотальной нехватке информации приходится использовать и их. В результате вероятностных способов исследования опасностей получают данные о частоте негативных исходов. Такие значения могут быть относительными в случае с конкретным видом деятельности. Например, если нужно рассчитать вероятность снижения покупательской способности при повышении стоимости смартфонов.

Метод оценки неопределенности рисков

В основных методиках исследования влияния рисков на успешность проекта в расчет берутся экономические, социальные, управленческие и другие составляющие, характерные для деятельности компании и отдельного планируемого шага. При всех подходах к исследованию рисков задачей является прогнозирование результатов, вычисление размеров возможных прибылей и убытков для бизнеса.