Закон о возврате государству ущерба

Основания для возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления выделены законом как отдельный вид гражданской ответственности государственных органов. Статья 16 Гражданского Кодекса РФ среди основания для возмещения указанных убытков называет:

Основания для возмещения убытков

  • Неблагоприятные последствия в виде причинения вреда.
  • Факт несения расходов гражданином
  • Незаконность действий государственного органа.
  • Причинная связь между противоправными действиями и причиненным вредом.
  • Вина – субъективное условие ответственности

Подсудность исков к казне РФ

  • оценить возможность возмещения вреда
  • определить основания возмещения вреда
  • составить исковое заявление
  • представлять интересы доверителя в суде
  • оказать иную юридическую помощь на основании заключенного с нами соглашения

Иск, содержащий требования о возмещении убытков, подается гражданином, права которого нарушены, в порядке гражданского судопроизводства в суд общей юрисдикции по месту своего жительства или нахождения органа, выступающего в качестве ответчика (ч.2 ст. 254 ГПК РФ). Также в качестве суда первой инстанции может рассматривать дело Верховный суд РФ. Военнослужащие подают иск в военный суд. К органам государства или местного самоуправления, органам власти субъектов РФ, а также их должностным лицам требования о возмещении убытков не предъявляются, поскольку за них отвечает государственная казна в лице соответствующих финансовых органов (ст. 1071 ГК РФ), например, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по субъекту РФ. Если в качестве ответчика указано иное лицо, суд обязан принять иск к рассмотрению и произвести замену ненадлежащего ответчика. Взысканию убытков судом должна предшествовать оценка законности действий и изданных правовых актов, причинивших убытки. Обстоятельства, подлежащие выяснению судом, конкретизированы в ст. 226 КАС РФ:

Одним из наиболее распространенных действий, признаваемых в качестве основания для возмещения убытков госорганами, является принятие нормативно-правовых актов и решений, которые противоречат действующему законодательству. Под бездействием следует понимать неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на те или иные органы (например, явно выраженный отказ принять акт, нерассмотрение обращения заявителя), а также уклонение от исполнения обязанностей. Обязательным условием возникновения права на возмещение убытков является наличие последствий, которые повлекли такие действия (бездействие) для конкретных граждан: нарушены права и свободы граждан или создано препятствие к их осуществлению.

Когда граждане вправе требовать возмещения убытков от государства?

Нормы закона, предусматривающие материальную ответственность государства за причинение вреда гражданам вследствие незаконных действий (бездействия) госорганов, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, содержатся в ст. 53 Конституции РФ, ст. ст. 16, 1069 и 1071 ГК РФ. Ст. 1070 предусматривает возмещение вреда в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, что будет подробно рассмотрено в следующих правовых инструкциях.

Обратите внимание =>  Бюджетные платежи без уин

Законом бремя по доказыванию вреда в случае причинения его госорганами полностью возлагается на потерпевшего. Именно он должен представить весомые доказательства своих требований, т. к. иначе компенсацию ему не получить.

Касательно вреда, причиненного нормативными актами, принятыми госорганами в ущерб интересам лица, а также действий и решений госорганов в законе нет требования об обязательном обращении в суд для признания их незаконным. Однако разбивка судебной тяжбы на 2 этапа имеет и свои преимущества. Если сначала подать иск в суд о признании нормативного акта (решения, действия) нарушающим права и интересы лица, то истцу не придется доказывать незаконность акта (решения, действия). Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания законности в этом случае возлагается на ответчика. Истцу только нужно:

Условия возмещения вреда

Как ни странно, но органы государственной власти, хотя и учреждены, чтобы работать во благо населения страны, могут приносить своими действиями гражданам и организациям вред. Иногда такой вред исходит от всего учреждения как единого участника взаимоотношений, а есть случаи, когда такой вред наносится отдельными должностными лицами, работающими в государственной структуре. Государство несет ответственность в обоих случаях.

Как ни странно, но органы государственной власти, хотя и учреждены, чтобы работать во благо населения страны, могут приносить своими действиями гражданам и организациям вред. Иногда такой вред исходит от всего учреждения как единого участника взаимоотношений, а есть случаи, когда такой вред наносится отдельными должностными лицами, работающими в государственной структуре. Государство несет ответственность в обоих случаях.

За действия каких органов отвечает государство

Кстати, с противоправностью действия возникает интересная ситуация: необходимо, чтобы действие (или бездействие) действительно противоречило нормам действующего законодательства. Ведь госорганы часто принимают решения, которые прямо ухудшают состояние лица или группы лиц, хотя решение при этом вполне может быть законным. Хороший пример — решение об изъятии земельного участка. Владелец может и не хотеть возвращать его государству — значит, его интересы страдают. Однако если изъятие произошло по основанию, предусмотренному в законе, то его никак нельзя назвать противоправным.

Условия возмещения вреда

Если вред был нанесен должностным лицом, то возмещение по общему правилу выплачивается из казны, но при определенных обстоятельствах могут быть предъявлены регрессные требования к этому сотруднику. Правда, тут еще нужно учитывать и нормы трудового законодательства, регулирующие взаимоотношения между сотрудником и госорганом, в котором он работает.

Обратите внимание =>  Кто обязан поставить в известность водителя о правонарушении

При этом (пункт 2 статьи 307 ГК РФ), обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ. В качестве иных оснований статья 8 ГК РФ («Основания возникновения гражданских прав и обязанностей») указывает: решения собраний, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий и др.

Возмещение реального ущерба

3) На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд установил, что повреждение имущества истца произошло вследствие аварии на трубопроводе системы холодного водоснабжения. При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск Общества, взыскав в его пользу с домоуправляющей компании 160 489 рублей 06 копеек реального ущерба и 87 405 рублей 69 копеек упущенной выгоды ( Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2014 г. N Ф01-13568/13 по делу N А43-7800/2013 ).

3. Что необходимо учесть при взыскании реального ущерба?

Обращаем внимание, что проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) всегда носят зачетный характер, то есть убытки взыскиваются только в части, не покрытой суммой этих процентов (п. 2 ст. 395 ГК РФ, п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

Общество не доказало, что убытки, понесенные им при осуществлении работ по проектированию, находятся в причинно-следственной связи с отказом Министерства природных ресурсов в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства.

Причинение убытков в результате неправомерных действий (бездействия) государственных органов

Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) о взыскании 12 439 559 руб. 43 коп. убытков, вызванных незаконным бездействием органов следствия по распоряжению вещественными доказательствами по уголовному делу за период с 04.07.06 по 20.02.13.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Управление МВД России (далее — управление) и таможенный орган.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлениями апелляционного и кассационного судов, иск удовлетворен частично: с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 5 806 633 руб. 37 коп. убытков; в удовлетворении остальной части иска, составляющей упущенную выгоду, отказано.
Удовлетворяя требование общества в части взыскания реального ущерба, суды дали оценку бездействию должностного лица управления, которое выразилось в неосуществлении им властно-распорядительных действий в отношении имущества, признанного вещественным доказательством по уголовному делу и находившегося на складе общества, вследствие чего общество несло расходы по хранению имущества в период с 11.07.06 по 12.08.12.
Проверяя довод ответчика о пропуске срока исковой давности, указав на право истца при отсутствии договора хранения требовать вознаграждения за хранение имущества в пределах общего трехгодичного срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 ГК РФ , суды пришли к выводу о начале течения срока исковой давности с момента направления претензии управлению и неполучения в разумный срок ответа на нее.
Передача имущества обществу на хранение таможенным органом не освобождает МВД России от обязанности по возмещению расходов на хранение, поскольку хранимое имущество признано вещественным доказательством по уголовному делу и распоряжения в отношении этого имущества должны были приниматься должностными лицами управления, что ими после прекращения уголовного дела надлежаще не исполнено (Постановление ФАС СЗО от 03.03.14 по делу N А52-465/2013 , Определение ВАС РФ от 06.06.14 N ВАС-6186/14 ).

Обратите внимание =>  Каких врачей пройти для справки для гибдд

Причинение убытков при осуществлении правосудия судом как органом государственной власти или судьей как его должностным лицом

Условием возмещения вреда публично-правовым образованием в лице полномочного органа государственной власти ( статья 125 ГК РФ ) является незаконность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.
Для правильного разрешения споров является существенным установление судом противоправности действий (бездействия) этих органов и лиц.
Поскольку решение об изъятии спорного земельного участка не принималось, а право аренды общества прекращено в связи с отказом от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, оснований для взыскания с ответчиков убытков не имелось.