Льгота ндс управляющая компания договор

Управляющие компании в жилых домах имеют право как выставлять НДС в платежках, так и не выставлять

Напомним, что от налогообложения НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Данные компании отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Льгота по уплате налога действует при условии приобретения таких работ у организаций и ИП, непосредственным образом выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (подп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса). Исходя из логики данной нормы, без НДС могут продаваться только услуги управляющей компании, которая перед этим оплатила ресурсы для оказания таких услуг, но никак не произвела эти ресурсы сама. Если управляющая компания в ходе налоговой проверки не сможет представить документы, подтверждающие, что потребителям предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц, то налоговики посчитают, что льгота была применена не обоснованно и доначислят НДС (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 сентября 2011 г. № 03-07-14/89 «О применении управляющими компаниями НДС при оказании населению коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах»).
Минфин России разъяснил, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемые управляющей организацией, освобождены от налогообложения НДС. При этом, компании, занимающиеся данной деятельностью, имеют право не применять льготу по уплате НДС и включать налог в стоимость своих услуг (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 ноября 2016 г. № 03-07-14/66213).

Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (Денисова М

Однако в силу специфики ценообразования в сфере ЖКХ данные несоответствия непоказательны, причем порой даже по итогам года, а не только по итогам квартала.
Отдельные арбитры отказывают налоговикам в удовлетворении подобных требований (см. Постановление ФАС ВСО от 13.01.2014 по делу N А19-831/2013), поскольку последние не проводят детального анализа всех элементов выручки и затрат и не могут доказать реального превышения стоимости работ (услуг) для потребителя над стоимостью их приобретения у подрядчиков (иных исполнителей) или их выполнения (оказания) собственными силами. Но, например, судьи ФАС УО традиционно строги к налогоплательщикам в сфере ЖКХ и считают достаточным основанием для доначисления НДС простое превышение платы, начисленной потребителям, над величиной понесенных затрат в рамках одного периода (см. Постановление от 28.01.2014 по делу N А60-19932/2013).
Таким образом, при применении УК льготы по НДС первостепенное значение имеют два факта:
— выполняет (оказывает) ли УК потребителям какие-либо работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества из общего их массива собственными силами;
— по какой стоимости УК реализует потребителям работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества, для выполнения (оказания) которых она привлекает третьих лиц: по стоимости приобретения или повышенной стоимости.
Несомненно, большинство УК — это коммерческие организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Применять «наценку» к тарифам на коммунальные услуги запрещает закон, поэтому получать легальную прибыль УК могут только в рамках деятельности по содержанию и ремонту общего имущества. Это достигается двумя способами: путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных у сторонних организаций, посредством самостоятельного выполнения конкретных мероприятий по содержанию и ремонту по максимальной стоимости с минимальными затратами.

Обратите внимание =>  Договор с пунктом о возврате нереализованного товара

Льготы по ндс для управляющих компаний

Таким образом, для товариществ изменения Налогового кодекса, скорее, несут угрозу нарушения статуса-кво, который сложился благодаря арбитражной практике. Вопрос, представлять ли декларации по НДС с необлагаемыми оборотами, а также начислять ли налог на работы, выполняемые штатными сотрудниками, опять встал перед товариществами. В связи с этим, несмотря на реформу социального страхования, особую привлекательность для ТСЖ приобретает применение «упрощенного» спецрежима.
Декларация №1 (специальная или отдельная декларация по НДС) — налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по результатам операций по реализации молока, скота, птицы, шерсти, молочной продукции и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах.

Льгота по НДС для управляющих организаций

В силу абз. 2 п. 8 Правил ведения книг покупок и книг продаж при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для использования одновременно в облагаемых и необлагаемых операциях счета-фактуры в книге покупок следует регистрировать только на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений п. 4 ст. 170 НК РФ.
Комментируемый Закон внес дополнения в гл. 21 НК РФ не только в части расширения операций, освобожденных от налогообложения. Так, начиная с 2010 г. в ст. 162 НК РФ появится новый п. 3. Согласно данному пункту все те же категории налогоплательщиков (названы в начале статьи) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Льготы по НДС для управляющей компании

Кроме того, из прямого прочтения данной нормы следует, что организация вправе воспользоваться льготой по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, если работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются (оказываются) ею в адрес собственников помещений в жилом доме с привлечением третьих лиц — непосредственных исполнителей (организаций и (или) ИП).
Так как в рассматриваемом случае у Вашей организации имеется необходимая лицензия, а работы (услуги), поименованные в п. 11 Правил, реализуются по цене приобретения, полагаем, можно прийти к выводу, что Ваша организация вправе воспользоваться освобождением от налогообложения на основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Льгота по НДС для управляющих организаций

Таким образом, для товариществ изменения Налогового кодекса, скорее, несут угрозу нарушения статуса-кво, который сложился благодаря арбитражной практике. Вопрос, представлять ли декларации по НДС с необлагаемыми оборотами, а также начислять ли налог на работы, выполняемые штатными сотрудниками, опять встал перед товариществами. В связи с этим, несмотря на реформу социального страхования, особую привлекательность для ТСЖ приобретает применение «упрощенного» спецрежима.
Обращаем особое внимание, что льготируются только работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. Если какие‑либо работы производятся собственными силами налогоплательщика, то их реализация облагается НДС. Аналогичным образом, если налогоплательщик оказывает (выполняет) иные услуги (работы) для собственников помещений, они подлежат налогообложению в общем порядке. Так, реализация услуг и работ по ремонту частного внутриквартирного имущества, даже переданных на аутсорсинг, облагается НДС.

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть

Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см., к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).
Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0». При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, — расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Обратите внимание =>  Льгота на детей по налоговому вычету

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».
3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

РСО в роли УК: применение льготы по НДС (Денисова М

Согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Из процитированного положения Налогового кодекса следует, что правом на применение данной льготы по НДС обладают управляющие организации.
Под управляющей организацией традиционно понимаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления МКД на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, то есть договора управления .
———————————
См. п. 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.
Официальная позиция Минфина России по поводу порядка применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ изложена в Письмах от 26.08.2014 N 03-07-11/42608, от 06.08.2014 N 03-07-14/38841, от 21.07.2014 N 03-07-07/35576. Согласно ей при определении льготируемых работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества налогоплательщики должны руководствоваться п. 11 Правил содержания общего имущества (п. 1 ст. 11 НК РФ). В этом пункте названы виды работ и услуг, которые относятся к содержанию и ремонту общего имущества.
Таким образом, по мнению финансистов, от обложения НДС освобождается реализация работ (услуг), соответствующих названному перечню, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями подрядным способом (то есть при условии приобретения таких работ (услуг) у сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги)). Подпункт 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не предусматривает освобождения от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) управляющими организациями собственными силами.

Обратите внимание =>  Льгота по оплате коммунальных услуг оренбург

Ценообразование управляющих компаний

Но и это еще не все неблагоприятные обстоятельства, возникающие при фактической передаче полномочий по определению размера платежей жильцов за работы и услуги управляющей организации. Давая в договоре управления многоквартирным домом ссылку на размеры платы, утвержденные органами власти, следует помнить о налоговых рисках. В этой ситуации налогоплательщик полностью зависит от воли чиновников, которые на свое усмотрение устанавливают плату с учетом НДС или без включения налога, что подчеркивают в соответствующих нормативных актах.
К сведению. Существует мнение, что стороны договора управления многоквартирным домом объективно не могут определить конкретный перечень работ, поскольку неизвестно, какие именно работы потребуется выполнить в доме в течение срока действия договора. Такой вывод прозвучал в Постановлении ФАС ЗСО от 23.12.2009 по делу №А45-22500/2009 применительно к вопросу привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушение Правил содержания общего имущества. Арбитры продолжили: данный договор нельзя отнести к договору возмездного оказания услуг, а соответственно, нельзя и принять во внимание, что ответственность управляющей организации ограничивается обязательствами по соответствующему договору. Однако такой подход представляется весьма спорным.

НДС и коммунальные платежи

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от НДС исполнение коммунальных услуг, различных работ по ремонту и содержанию домового имущества, осуществляемых непосредственно самими управляющими организациями, что вызывает недоумение у предпринимателей, занятых в данной хозяйственной сфере.
Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

Отказ от налоговой льготы: взвесим за и против

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Видимо, из этого заключения последовал вопрос: а каков порядок налогообложения управленческих услуг? Некоторые консультанты и бухгалтеры сделали вывод, что раз услуга по управлению не выделена в данном перечне, то под льготу она не попадает.
И они последовали. И если до получения рекомендаций вопросов было много, то теперь их стало ужасающе много. Письменные консультации Минфина на сегодняшний день не просто повторяют тексты пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, но уже имеют расшифровку работ и услуг по содержанию общего имущества, взятую из п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.