Лицо с ограниченными возможностями здоровья медицинский аспект

Теоретические аспекты медико — социальной экспертизы с людьми ограниченными возможностями

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 10,1%, II группы — 52,2%, III группы — 37,7%.

  • — способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;
  • — способность к передвижению — способность самостоятельно перемещать в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;
  • — способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;
  • — способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве;
  • — способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
  • — способность контроля за своим поведением — способность к осознанию себя к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья медицинский аспект

Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е — 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».

Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ

Трудности в получении образования инвалидами связаны и с особенностями инфраструктуры образовательных учреждений. Их здания, в основном, не приспособлены и потому не доступны в физическом плане для лиц, чьи заболевания препятствуют передвижению (нарушения опорно-двигательного аппарата, проблемы со зрением) [4, с. 60].
В 1975 году ООН принимает Декларацию о правах инвалидов. В соответствии с ней, инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [15, с. 211].

Медицинская помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

3. В рамках взаимодействия Департамента здравоохранения города Москвы с общественными организациями инвалидов города Москвы с 2014 года по настоящее время представители Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов и общественные инспекторы «Общественной инспекции по делам инвалидов в городе Москве» участвуют в проведении обследований на доступность для инвалидов медицинских организаций, в подготовке рекомендаций по адаптации для инвалидов объектов медицинских организаций.
— во всех трех зданиях полностью обеспечена доступность с учетом потребностей инвалидов, обеспечивается доступ инвалидов к месту предоставления услуги, с учетом предоставления им услуг в дистанционном режиме, а также по месту жительства;
— на всех объектах выделены стоянки автотранспортных средств для инвалидов на 2 машиноместа;
— на всех объектах имеются по 2 сменных кресла-коляски;
— имеется 7 адаптированных лифтов;
— все здания оборудованы поручнями и пандусами, доступными входными группами и санитарно- гигиеническими помещениями;
— во всех зданиях достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;
— на всех объектах обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения и оказания им помощи;
— одно здание оборудовано подъемной платформой (ул. Елецкая д. 14);
— все объекты с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к местам предоставления услуг с учетом ограничений их жизнедеятельности;
— на всех объектах обеспечено дублирование информации, необходимой для инвалидов, в звуковой и зрительной форме, а также имеются надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Обратите внимание =>  Может ли частный дом быть признан аварийным

Определение лицо с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», … заменены термином «с ОВЗ».
Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.

Психолого-педагогические аспекты работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Колледжем сделано многое для адаптации учебного процесса для инвалидов, что позволяет выпускать конкурентоспособных специалистов: имеются компьютерные классы, специализированные массажные кабинеты, множество муляжей для тактильного восприятия на уроках анатомии и массажа. Обучение студентов-инвалидов проводится с учетом их психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей. Процесс адаптации студентов — инвалидов проходит непросто. В этой ситуации задача преподавателя — поддержать, помочь, не упустить. Одна из проблем — неоднородность возрастного состава обучающихся. Некоторые студенты приходят к нам сразу после школы, другие — после получения специальности в какой-нибудь вузе, третьи — закончили Сузы, четвертые — спортсмены, потерявшие зрение в результате профессиональной травмы. Следовательно, и уровень образованности этих студентов очень неоднороден. Те, кто уже привык учиться и побывал в студенческой среде, адаптируются быстрее. Возрастные студенты, в то же время, отмечают проблемы с усвоением учебного материала: необходимостью переработать большой объем информации, пользоваться новыми для них техническими средствами. Они часто «пасуют» по уровню знаний перед своими младшими одногруппниками, и, нередко, бросают учебу. Не все умеют работать с учебной литературой. В школах, где они обучались, их больше жалели, чем приучали преодолевать трудности. И ситуация усугубляется еще тем, что один из основных органов восприятия информации полноценно не действует. И уже только из-за этого нашим студентам очень нелегко дается усвоение теоретического материала.
Для подготовки к занятиям по фармакологии студентам предлагаются лекции в виде аудиоматериалов, распечаток крупным шрифтом. Ранее, несколько лет назад, студенты записывали мои лекции по Браилю. Это требовало значительного количества времени и хорошей техники владения прибором для ручного письма. Сейчас многие из них используют специальные компьютерные программы, которые озвучивают печатный текст, могут пользоваться ресурсами Интернета, электронными книгами. Все лекции по фармакологии надиктованы мною, записаны на диск, который студенты копируют на свои компьютеры и используют при подготовке. Это дает мне возможность более подробно, с примерами, преподнести данные о лекарствах во время занятия, ответить на интересующие вопросы, остановиться на разборе какой-нибудь клинической ситуации. На практических занятиях, помимо опроса, решаются ситуационные задачи, кроссворды, тесты. Создание проблемных ситуаций приводит к заинтересованному обмену мнениями, иногда спору, в котором каждый может отстаивать свои точку зрения. Именно таким образом, отвечая на множество «Почему именно так …?», « Зачем мы назначаем дополнительно. », «Что нужно сделать лекарству, чтобы…?», « Как бы Вы поступили в этом случае. » студент глубоко и надолго усваивает механизм действия лекарства, осознанно подходит к его применению. Конечно, массажист не может назначить своему пациенту препараты для лечения серьезных заболеваний, но вот ориентироваться в фармакологических группах, давать рекомендации по правилам приема препаратов, применяемых для проведения процедуры массажа, он должен. Многие из незрячих студентов в своей нелегкой жизни неоднократно переносили операции на глазах, головном мозге, пришли учиться к нам после травм, ранений, ожогов и отношение к лекарствам у них иное, чем у здоровых людей. Они мотивированы изначально на получение престижной, нужной им профессии. Им важно понимать, что кто-то нуждается в их помощи, что кому-то, возможно, хуже, чем им. Отсюда осознанное, заинтересованное отношение к фармакологии. При обучении студентов с ограниченными возможностями по зрению возможно использование метода ролевых игр, которые оказываются очень полезными и эффективными при обучении студентов-медиков. Деловая игра, введенная в урок, я полагаю, помогает студентам объединить знания по нескольким предметам в одно целое представление, развивает логическое мышление при выборе препарата и оценки его эффективности. На своих занятиях я стараюсь развить у будущих медиков и навыки критического мышления, с тем, чтобы студент не извлекал готовые, заученные истины, а чаще задавался вопросом «Почему?», «Зачем?». Одновременно студенты сравнивают пути решения одной и той же проблемы и могут, дискутируя, выбирать наилучший из них. В кабинете имеется все необходимое для проведения таких уроков: упаковки препаратов, бланки требований, рецептурные бланки, листы назначений, справочники, аннотации к новым препаратам. Для развития клинического мышления у студентов часто использую рецептурные диктанты, кроссворды, задачи по определению вещества, тесты различных уровней, задания на тему «найди ошибку».

Обратите внимание =>  За Что Могут Отобрать Квартиру В Дарственной

Лицо с ограниченными возможностями здоровья

ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями — 2.4.18 ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями: Лицо моложе 18 лет, имеющее отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение …
ГОСТ Р 53998-2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 53998 2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования оригинал документа: 3.4 адаптация: Приспособление среды жизнедеятельности (зданий, сооружений, транспортных… …

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ

Ст. 79. п. 7. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Ст. 79. п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Комплексная помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья

Впервые понятие «инвалид» было дано в Федеральном законе № 181 от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот документ обозначил новые принципы и пути решения проблем инвалидности с учетом международных подходов, стратегию в сфере социальной защиты данной категории населения, провозгласив реабилитацию как основное направление социальной политики в отношении инвалидов. В соответствии с этим Законом «инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Инвалидность представляет собой социальное явление, избежать которого не может ни одна страна мира, независимо от уровня ее экономического развития. Тяжелые и стойкие нарушения здоровья могут коснуться любого человека. По данным первого официального глобального доклада Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, количество людей с ограниченными возможностями в мире растет и ныне составляет 1 млрд. человек — 15 % населения Земли. В России насчитывается более 12 миллионов инвалидов. В Пермском крае сейчас насчитывается около 250 тыс. инвалидов, что составляет 9,5 % от общей численности населения края. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, при этом его темпы развития позволяют отнести проблему инвалидности к одной из острых социальных проблем современности.

Социально-медицинская помощь лицам с ограниченными возможностями

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.
Установлено, что наибольшая нуждаемость обследованных семей касается социально-бытовых услуг. Это объясняется тем, что нетрудоспособные члены семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем уходе и «привязывают» к себе здоровых, которые не могут осуществлять доставку продуктов, медикаментов и оказывать им различные другие бытовые услуги, связанные с выходом из дома. Кроме того, в настоящее время это можно объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в организации социально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наибольшая потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%), химчистки (82,5%), обувной мастерской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у20,5% семей) — в доставке продуктов и медикаментов. Сравнительный анализ различных категорий семей показал, что у одиноких по сравнению с другими семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные показывают, что нуждаемость семей, в состав которых входят нетрудоспособные члены, определяется социально-экономическим положением в стране, с одной стороны, и ограниченными возможностями самообеспечения инвалидов, с другой. По-видимому, в связи с социально-экономической ситуацией находится и нуждаемость обследованных семей в прикреплении пожилого человека к центру социального обслуживания, где он получает бесплатное питание, медицинскую помощь, а также возможность, общения. Из всех изученных семей в такой помощи нуждаются 33,5%. Наибольшая потребность в этом у одиноких, почти половина из них (48,1%) нуждаются в посещении центра социального обслуживания. Из неполных семей нуждаются в этой помощи 33,3%. Роль социального работника в этом последнем случае заключается не только в выявлении нуждающихся в помощи центра социального обслуживания, но и с учетом материального положения семьи — в определении кратности прикрепления пожилого человека к данному учреждению. Этими обстоятельствами не только определяются функции социального работника, но и его престижность. Таким образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех обследованных семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания. Невостребованность морально-психологической поддержки семей объясняется несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных документах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуации важно не только выполнение организационных, посреднических функций. Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди которых: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др. Таким образом, роль социального работника во взаимодействии с семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, имеет много аспектов и может быть представлена в виде ряда последовательных этапов. Началу работы с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого «объекта» воздействия социального работника. С целью полного охвата семей с пожилым человеком и инвалидом, нуждающихся в помощи социального работника, необходимо использовать специально разработанную методику.

Обратите внимание =>  Забирают Ли Кредитные Машины

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ, ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Профессиональный подбор применительно к инвалиду предполагает подбор для него профессий, в которых наиболее полно и эффективно могут быть учтены его интересы, склонности, возможности и способности, реализована остаточная трудоспособность, т. е. профессий/специальностей, в которых он может быть конкурентоспособен на рынке труда. Профессиональный подбор включает в себя медицинский, психологический, социальный, технический и социально-экономический аспекты.
Склонности и интересы лица с ограниченными возможностями здоровья, определяющие его мотивационное и эмоциональноличностное отношение к различным видам труда, его предпочтения в отношении организации и условий труда и т. п. оцениваются в процессе психодиагностических исследований.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья медицинский аспект

Современное общество предъявляет высокие требования к программам реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Наряду с оказанием медицинской помощи, необходима работа по своевременной диагностике, психологической коррекции и социальной адаптации людей в ситуации инвалидности.
В последние годы в отечественной науке активно изучаются психологические аспекты реабилитации инвалидов (И.А. Дворянчикова, Е.В. Морозова, Е.М.Старобина, Е.В. Толкачева, Н.Б.Шабалина, П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова и др.). В нашем исследовании рассматривается такой аспект адаптации, как оценка инвалидами удовлетворенности своей жизнью.