Беседы с подростками о позитивном отношении к жизни

Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.

Альтруизм (служение другим).

Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.

Порой не только поступок, а простое слово сделает человека радостнее, счастливее. Не забывайте говорить хорошие слова каждый день, но и подумайте прежде, чем сказать обидное слово, высказать недовольство. Ведь слово может и ранить, нанести ущерб душе.

Один из философов сказал: “Вера – это, прежде всего, мужество духа, который стремительно бросается вперед, уверенный, что найдет истину. Она – не враг разума, а его свет”. И если человек видит этот свет, доверяет своему сердцу, то преодолевает все на своем пути. Отсутствие веры – главная причина духовной пустоты.

Предварительный просмотр:

Выдающийся педагог А.С. Макаренко учил своих воспитанников ценить жизнь свою и чужую, учил жить красиво и достойно: в труде, честности, заботе друг о друге. Всю свою жизнь Макаренко посвятил детям. Он работал, не зная ни выходных, ни отпусков, он не щадил себя ради счастья детей.

В последние годы распространились интернет-сообщества, толкающие детей и подростков к суициду. Например, игра «Синий кит», задания которой сводятся к разрушению, мучениям, нанесению себе увечий. Начав играть в «Синий кит», ребенок в течение 50 дней кончает жизнь самоубийством. Если подросток уже вступил в группу, нужно незамедлительно обратиться в психологический центр, чтобы предотвратить несчастья.

Обратите внимание =>  Может ли человек иметь две трудовые книжки

«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка

Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.

Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?

  1. Удовлетворяйте потребность ребенка «быть хорошим». Не говорите детям фраз вроде «ты плохой», «ты неудачник», «у тебя ничего не выйдет», даже если действительно не верите в успех какой-либо его деятельности. Оборотная сторона оценки «ты плохой» — разрушение, подтверждающее эту установку. Пусть ваш ребенок всегда будет «хорошим», а «плохими» – только некоторые его поступки.
  2. Привлекайте подростка к физическому труду. Пусть он помогает вам по дому. Старайтесь всеми доступными способами объяснить, насколько важна забота о доме, комфорте семьи. Постоянно благодарите ребенка за любую помощь – вымытую посуду, вынесенный мусор. Подчеркивайте, как важно для вас то, что ребенок ощущает себя частью семьи. Это поможет ему приблизиться к пониманию идеи служения – семье, обществу, родине.
  3. Помогайте ребенку сформировать его собственные представления об ответственности. Речь идет именно об ответственности, а не о чувстве вины за проступки. Как подчеркивают психологи, ребёнку важно правильно определять разницу между этими двумя понятиями. Ответственность – это осознание, что каждое действие имеет последствия. Однако ни в коем случае не культивируйте чувство вины! Оно чрезвычайно разрушительно.
  4. Объясните, что рост и развитие – это последовательные процессы, учите отмечать прогресс. Подростки – максималисты. Им кажется, что они должны получить мгновенный результат. Помогите своему ребенку научиться ставить цели, делить их на этапы и правильно оценивать промежуточные результаты. Не забывайте хвалить и поддерживать! Родительское одобрение в достижении целей очень важно.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Для формирования навыков самонаблюдения и самопознания можно использовать самоанкетирование, самоопрос, воспоминания, сопоставления и т. п.; результаты фиксировать в дневнике, письмах себе, автобиографии, рассказах-историях и т. п.
Например, мини-анкета «Отношение ко времени».
1. Ценил ли ты свое и чужое время в течение дня? Как?
2. Было ли так, что тебе нечем было заняться? Почему?
3. Не терял ли ты зря время? Когда и почему? Сделай определенные выводы.
«. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону» (С. Рерих).

Обратите внимание =>  Были ли курдские государства

ИГРА «ПОГОВОРИМ С ВЕЛИКИМИ»
Выскажите свое мнение по поводу афоризмов. Согласны ли вы с ними? Актуальны ли они сегодня?
«Не нужно ценить себя выше своих способностей и не нужно себя унижать» (И. Гете).
«Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это» (Катон Старший).
«Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям» (Демокрит).
«Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремится над собой возвыситься» (Ж. Ла-шелье).
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самокритика, сравнение.
УПРАЖНЕНИЕ «САМОНАБЛЮДЕНИЕ»
Понаблюдайте за собой во время выполнения работы, во время разговора, спора, выступления и т. п. Заинтересованный, ответственный и уравновешенный ли вы человек? В чем и как это выражается? Как влияет на ваше самочувствие?
Эти наблюдения помогут лучше понять свой внутренний мир, свои мысли, переживания, чувства; позволят фиксировать их проявление. Самонаблюдение играет важную роль в формировании самосознания и самоконтроля.
УПРАЖНЕНИЕ «КОНТРОЛЬ НАД СИТУАЦИЕЙ»
Понаблюдайте за собой в сложной жизненной ситуации.
Это трудно! Сопоставьте увиденное с мнением тех, кто был свидетелем, а не участником. Проанализируйте ситуацию, сравните наблюдения, сделайте определенные выводы. Быть критичным, объективным по отношению к себе, говорить себе (особенно нелестную) правду нелегко; но признать ошибки — благородно, а исправить их — мудро.

Упражнения и задания с трудными подростками.

Самое трудное — познать самого себя.
Фалес
Познание самого себя — первое условие мудрости человека. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя» (Гете).
Самопознание — знание самого себя и отношение к себе в единстве осознания самой личностью себя как ценности, целостности и индивидуальности; это необходимое условие успешной самоорганизации деятельности и эффективных взаимоотношений с окружающим миром; это средство определения человеком своего места в коллективе, понимание того, какие качества личности обеспечивают выполнение дела, налаживание взаимоотношений с коллективом или, наоборот, мешают им.
Приступая к самопознанию, необходимо учитывать, что «каждый человек — это целый мир» (К. Чорный), что каждый человек индивидуален. Что такое индивидуальность? Индивидуальность — это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. У каждого из нас свой темперамент, характер, воля, свои способности, познавательные процессы, свои убеждения, интересы, цели, идеалы.
УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ»
Что вы знаете о себе? Постарайтесь вызвать интерес к себе. Возможно, вас плохо знают? Своим рассказом попытайтесь изменить чье-то мнение, отношение к себе, подчеркнув свою индивидуальность, неповторимость.
УПРАЖНЕНИЕ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
Проанализируйте, что вы думаете о себе и своей жизни. Какие события в своей жизни вы считаете важными и значимыми? Бывают ли случаи, моменты, когда вы себе не нравитесь? Почему? Что вы предпринимаете, чтобы стать лучше? Что этому способствует? Достаточно ли у вас знаний о себе? О своих возможностях?
Процесс самопознания развивается постепенно, реализуется посредством восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Познавая и познав себя, каждый человек становится себе другом.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ»
Подумайте и закончите предложения:
«Я знаю себя . »;
«Я волнуюсь, если . »;
«Я радуюсь, когда . »;
«Я хочу быть . »
«ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ» ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОИХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ
Что вам помогает развиваться как личности? На что вам не жалко тратить время? Почему? Что это вам дает для развития? Владеете ли вы навыками самовоспитания? Какими?
Как познать себя? «Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнить свой долг, и тотчас себя познаешь» (И. Гете).
В самопознании соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления. В результате личность выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое истинное «Я».
ОТКРЫТИЕ СВОЕГО «Я»
Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.
Т. Манн
Система представлений о самом себе, осознаваемая и переживаемая человеком, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим, называется Я-концепцией; это существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя, выступающая фундаментом чувства собственной ценности, собственного достоинства, программы самовоспитания.
УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ Я?»
Охарактеризуйте себя: что вы знаете о себе? Каковы у вас привычки (полезные и вредные)? Чему они способствуют? Как вы проводите свое свободное время? Каково ваше психофизическое здоровье? С чем вы не можете согласиться, смириться? Чего вы хотите достичь в жизни? Что для этого делаете уже сегодня? Способствует ли это изменению вашей личности и жизненной ситуации? В какой мере и как? Н. Заболоцкий писал:
Как мир меняется! и как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я — живой.