Официальная класификация овз

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Детский сад №2»

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить малышей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации. Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:
Для представителей обоих групп учащихся такой опыт является весьма полезным. Здоровые дети учатся воспринимать инвалидов как естественную часть социума, кроме того, они ведут себя гораздо более активно, чем в классах с неинклюзивным обучением. Малыши получают возможность участвовать в большом количестве общеобразовательных программ вместе со сверстниками, изучить групповое взаимодействие во время занятий спортом.

Классификация групп детей с ОВЗ

Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.
Довольно значительную категорию среди детей с умственными и психическими нарушениями развития представляют отстающие в формировании интеллекта, большая часть которых страдает олигофренией. Этот вид недоразвитости является результатом поражения коры головного мозга в период внутриутробного созревания, в момент или сразу после рождения. Формирование интеллектуально отсталых детей серьезно разнится с эволюцией обычных. У них наблюдается задержка физического формирования, психологическая заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.

Обратите внимание =>  Последовательность действий при сдаче экзамена по вождению

Дети с ограниченными возможностями здоровья

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Семинар «Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности воспитания, обучения и развития»

Одна из главных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — создание комфортных условий для обучающихся, развитие их личностных качеств, реализация способностей. В процессе обучения расширяется кругозор, воспитывается художественный вкус, развивается эмоциональность. В каждом ребенке мы стараемся раскрыть его лучшие качества, помочь ему самореализоваться, как личности. Социализация ребенка осуществляется через компетентносный подход. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности. Должна проводиться индивидуальная работа: показ, объяснение, напоминание о том, как правильно пользоваться тем или иным инструментом, и о том, что работу надо выполнять аккуратно.
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить педагогически запущенных детей, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений. Следует избегать выражений, которые могут обидеть человека в виду его инвалидности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, болезнь Дарвина, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)
Обратите внимание =>  Обязанности судьи районного суда

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Классификация нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота — вторичный дефект.
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.

Группы детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекция нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012).
Инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012). Правовые основы инклюзивного образования в международном контексте определены в Саламанкской декларации и рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года; «Конвенцией о правах инвалидов», принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

Обратите внимание =>  Взять справку о составе семьи советский район

Категории детей с овз

Чтобы определить, присутствует ли какое-то нарушение в развитии ребенка, необходимо обратить внимание на то, как малыш реагирует на формирование у него некоторых знаний, навыков, умений, а также как он относится к разным подходам психологической работы с ним.
Если рассматривать характер нарушения, можно отметить, что одни недостатки полностью устраняются в процессе роста и развития малыша путем его обучения и воспитания, другие могут сгладиться, но никогда не исчезнут совсем, а третьи могут лишь компенсироваться.

Дети с ОВЗ

  • Первая степень – легкое и умеренное нарушение функций, которые могут восстановиться при правильном обучении и воспитании. Патологии могут выступать показанием к признанию инвалидности, однако это происходит редко.
  • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности у взрослых. Наблюдается выраженное нарушение работы систем и органов, которое ограничивает социальную адаптацию ребенка. Требуется создание особых условий для жизни.
  • Третья степень соответствует второй группе инвалидности у взрослых. Нарушения сильно выражены и значительно ограничивают возможности ребенка.
  • Четвертая степень соответствует первой группе инвалидности у взрослых. Предусматривает резко выраженные нарушения работы систем и органов, в результате которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Нарушения носят необратимый характер. Требуется создание условий, которые не допустят критического состояния.
  1. Нарушения психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоций, воли).
  2. Нарушения сенсорных функций (слуха, зрения, осязания, обоняния);
  3. Нарушения функций обмена веществ, выделения, пищеварения, кровообращения, дыхания, внутренней секреции.
  4. Нарушения статодинамической функции.

Группы детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование в массовой школе Специальное образование Инклюзивное образование Образовательная среда приспособлена к потребностям «обычных» учеников Образовательная среда приспособлена к потребностям «особых» учеников Образовательная среда приспособлена к потребностям всех учеников: с инвалидностью, здоровых, из билингвальных семей, с девиантным поведением, одаренных и т.д.
Задание: Дайте характеристику каждого варианта образовательной среды на основе рисунка________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________