Официальная класификация овз
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
- Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
- Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.
Детский сад №2»
С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы
Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить малышей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации. Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:
Для представителей обоих групп учащихся такой опыт является весьма полезным. Здоровые дети учатся воспринимать инвалидов как естественную часть социума, кроме того, они ведут себя гораздо более активно, чем в классах с неинклюзивным обучением. Малыши получают возможность участвовать в большом количестве общеобразовательных программ вместе со сверстниками, изучить групповое взаимодействие во время занятий спортом.
Классификация групп детей с ОВЗ
Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.
Довольно значительную категорию среди детей с умственными и психическими нарушениями развития представляют отстающие в формировании интеллекта, большая часть которых страдает олигофренией. Этот вид недоразвитости является результатом поражения коры головного мозга в период внутриутробного созревания, в момент или сразу после рождения. Формирование интеллектуально отсталых детей серьезно разнится с эволюцией обычных. У них наблюдается задержка физического формирования, психологическая заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
- создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
- создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
- повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
- организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Семинар «Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности воспитания, обучения и развития»
Одна из главных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — создание комфортных условий для обучающихся, развитие их личностных качеств, реализация способностей. В процессе обучения расширяется кругозор, воспитывается художественный вкус, развивается эмоциональность. В каждом ребенке мы стараемся раскрыть его лучшие качества, помочь ему самореализоваться, как личности. Социализация ребенка осуществляется через компетентносный подход. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности. Должна проводиться индивидуальная работа: показ, объяснение, напоминание о том, как правильно пользоваться тем или иным инструментом, и о том, что работу надо выполнять аккуратно.
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить педагогически запущенных детей, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений. Следует избегать выражений, которые могут обидеть человека в виду его инвалидности.
Какие заболевания входят в ОВЗ
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
- дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
- дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
- дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, болезнь Дарвина, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
- дети с расстройствами аутистического спектра (РА)
ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.
Классификация нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота — вторичный дефект.
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.
Группы детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекция нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012).
Инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012). Правовые основы инклюзивного образования в международном контексте определены в Саламанкской декларации и рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года; «Конвенцией о правах инвалидов», принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
Категории детей с овз
Чтобы определить, присутствует ли какое-то нарушение в развитии ребенка, необходимо обратить внимание на то, как малыш реагирует на формирование у него некоторых знаний, навыков, умений, а также как он относится к разным подходам психологической работы с ним.
Если рассматривать характер нарушения, можно отметить, что одни недостатки полностью устраняются в процессе роста и развития малыша путем его обучения и воспитания, другие могут сгладиться, но никогда не исчезнут совсем, а третьи могут лишь компенсироваться.
Дети с ОВЗ
- Первая степень – легкое и умеренное нарушение функций, которые могут восстановиться при правильном обучении и воспитании. Патологии могут выступать показанием к признанию инвалидности, однако это происходит редко.
- Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности у взрослых. Наблюдается выраженное нарушение работы систем и органов, которое ограничивает социальную адаптацию ребенка. Требуется создание особых условий для жизни.
- Третья степень соответствует второй группе инвалидности у взрослых. Нарушения сильно выражены и значительно ограничивают возможности ребенка.
- Четвертая степень соответствует первой группе инвалидности у взрослых. Предусматривает резко выраженные нарушения работы систем и органов, в результате которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Нарушения носят необратимый характер. Требуется создание условий, которые не допустят критического состояния.
- Нарушения психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоций, воли).
- Нарушения сенсорных функций (слуха, зрения, осязания, обоняния);
- Нарушения функций обмена веществ, выделения, пищеварения, кровообращения, дыхания, внутренней секреции.
- Нарушения статодинамической функции.
Группы детей с ограниченными возможностями здоровья
Образование в массовой школе Специальное образование Инклюзивное образование Образовательная среда приспособлена к потребностям «обычных» учеников Образовательная среда приспособлена к потребностям «особых» учеников Образовательная среда приспособлена к потребностям всех учеников: с инвалидностью, здоровых, из билингвальных семей, с девиантным поведением, одаренных и т.д.
Задание: Дайте характеристику каждого варианта образовательной среды на основе рисунка________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________