Отличия государственного и муниципального предприятия

Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие

Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.
Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие – это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Государственные и муниципальные предприятия

часть планируется реорганизовать, ликвидировать или продать как имущественные комплексы, либо использовать для создания на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий. Причина такого отношения к носителям права хо­зяйственного ведения видится в том, что это вещное право, по мнению Правительства РФ, предоставляет предприятию слишком широкий круг правомочий по владению, пользованию и распоря­жению имуществом собственника-государства. В связи с этим го­сударству очень сложно осуществлять контроль за более чем де­сятью тысячами существующих сегодня унитарных предприятий, многие из которых отчаянно злоупотребляют своей самостоятель­ностью. Тем более что возможности вмешательства государствен­ных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководи­телей) ограниченны.
В отличие от других предпринимательских юридических лиц органы управления государственных и муниципальных предприя­тий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет пред­приятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собст­венником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. ИЗ ГК).

Отличия муниципальных унитарных предприятий от предприятий других форм собственности

Проблемы:Муниципальная форма собственности менее экономически эффективна, нежели частная. Стабильность в оплате труда угнетает стимулы для творческой инициативы, коммерческого интереса и риска, повышения производительности труда; Государственная форма собственности провоцирует бюрократизм в управлении унитарным предприятием, создает почву для уравниловки и разворовывания имущества предприятия; Персонал унитарного предприятия часто стремится использовать имущество предприятия в целях личной наживы.
УП более стабильно, нежели частные предпринимательские структуры. Это обстоятельство вызвано тем, что, во-первых, унитарные предприятия функционируют в специальных сферах коммерческой деятельности, где конкуренция менее остра, и, во-вторых, в связи с постоянным контролем и поддержкой со стороны государства внезапное банкротство им, как правило, не грозит;

Обратите внимание =>  Документы Для Авансового Отчета По Командировке С 1 Июля 2019

Государственные и муниципальные предприятия

Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Задачи, объем закрепленного имущества (уставный фонд), полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия, утверждаемом уполномоченным на то государственным или муниципальным органом (например, устав муниципального предприятия торговли утверждается соответствующим департаментом торговли).
Некоммерческими организациями являются также общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов — культурных, образовательных, оздоровительных и т. д. (например, добровольное спортивное общество «Спартак», общество «Знание», общество книголюбов). Общественные организации различаются по масштабам деятельности и могут охватить большие массы населения разных регионов, могут формироваться по профессиональным интересам или косить локальный характер. Такие общественные организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий. При этом деятельность последних должна быть полностью подчинена целям и задачам, ради которых действуют сами добровольные объединения. Например, спортивное общество вправе создать предприятие по производству спортивного оборудования; но если оно вдруг решит создать торговое предприятие по продаже спиртных напитков, то вступит в противоречие с целями, ради которых создавалось общество-учредитель.

Тема 4

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Обратите внимание =>  Как посчитать общую площадь здания формула

Государственные и муниципальные предприятия их сущность, отличительные особенности

Осуществляя право полного хозяйственного ведения, предприятия получили возможность самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом, т.е. получили имущество на правовом режиме, очень похожем на право собственности. В период реформирования экономических отношений предоставленные правом полного хозяйственного ведения полномочия проявились в том, что лица, имеющие право распоряжения государственным имуществом, при отсутствии должного контроля со стороны государственных органов, стали злоупотреблять принадлежащим им правом в ущерб государственным интересам. Рядом с государственными и муниципальными предприятиями стали создаваться юридические лица, получающие имущество от первых уже в право частной собственности, на убыточных для публичного собственника условиях. В результате многочисленных выявленных нарушений законодатель был вынужден пойти по пути ограничения права полного хозяйственного ведения как по виду субъектов, так и по содержанию передаваемых собственником правомочий. В последующем в новом Гражданском кодексе была закреплена конструкция права хозяйственного ведения с ограниченным правом распоряжения публичным имуществом.
Организационно-правовой формой коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, выступает государственное и муниципальное унитарное предприятие. Различают унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия). Данные юридические лица владеют принадлежащим им имуществом соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право собственности на имущество сохраняется за учредителем предприятия.

Отличия государственного и муниципального предприятия

Подавляющее большинство сделок по распоряжению «своим» иму­ществом государственные и муниципальные предприятия ( ст. 6 и 18 Закона об унитарных предприятиях). Более того, любым сво­им имуществом такое предприятие распоряжается «только в преде­лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, це­ли, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совер­шенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК).
Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

Обратите внимание =>  Нарушение сроков оплаты длящееся нарушение?

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Еще одна особенность унитарных предприятий состоит в том, что имущество этого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Третье отличие от других коммерческих организаций состоит в том, что унитарные предприятия могут заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их уставе в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Чем предприятие отличается от учреждения

Учреждения прежде всего делят на государственные, муниципальные и частные. Эта градация зависит от собственника такой организации. Учредителями государственных учреждений являются различные государственные органы. Частных — физические или юридические лица. А муниципальных — государственные муниципальные образования. Помимо этого учреждения подразделяются на бюджетные, казённые и автономные.
В соответствии с формой собственности предприятие может быть индивидуальное, частное, коллективное, государственное или совместное. Индивидуальное базируется на личной собственности и деятельности физического лица. Частное расширяет права этого лица до найма работников. Коллективное функционирует на основе собственности трудового коллектива, а государственное принадлежит государству. Совместное же является продуктом объединения имущества разных собственников. В зависимости от вида деятельности предприятие может быть торговым, промышленным, химическим и т. д. По масштабам деятельности — малым, средним или крупным.

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.
Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.