Льгота по ндс управляющим компаниям

Управляющие компании в жилых домах имеют право как выставлять НДС в платежках, так и не выставлять

Минфин России разъяснил, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемые управляющей организацией, освобождены от налогообложения НДС. При этом, компании, занимающиеся данной деятельностью, имеют право не применять льготу по уплате НДС и включать налог в стоимость своих услуг (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 ноября 2016 г. № 03-07-14/66213).
Вместе с тем, законодательство предусматривает, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации данных товаров (работ, услуг), вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.(п. 5 ст. 149 НК РФ). В случае отказа налогообложение его работ (услуг) осуществляется в общеустановленном порядке.

Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (Денисова М

Таким образом, при применении УК льготы по НДС первостепенное значение имеют два факта:
— выполняет (оказывает) ли УК потребителям какие-либо работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества из общего их массива собственными силами;
— по какой стоимости УК реализует потребителям работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества, для выполнения (оказания) которых она привлекает третьих лиц: по стоимости приобретения или повышенной стоимости.
Несомненно, большинство УК — это коммерческие организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Применять «наценку» к тарифам на коммунальные услуги запрещает закон, поэтому получать легальную прибыль УК могут только в рамках деятельности по содержанию и ремонту общего имущества. Это достигается двумя способами: путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных у сторонних организаций, посредством самостоятельного выполнения конкретных мероприятий по содержанию и ремонту по максимальной стоимости с минимальными затратами.
Однако в силу специфики ценообразования в сфере ЖКХ данные несоответствия непоказательны, причем порой даже по итогам года, а не только по итогам квартала.
Отдельные арбитры отказывают налоговикам в удовлетворении подобных требований (см. Постановление ФАС ВСО от 13.01.2014 по делу N А19-831/2013), поскольку последние не проводят детального анализа всех элементов выручки и затрат и не могут доказать реального превышения стоимости работ (услуг) для потребителя над стоимостью их приобретения у подрядчиков (иных исполнителей) или их выполнения (оказания) собственными силами. Но, например, судьи ФАС УО традиционно строги к налогоплательщикам в сфере ЖКХ и считают достаточным основанием для доначисления НДС простое превышение платы, начисленной потребителям, над величиной понесенных затрат в рамках одного периода (см. Постановление от 28.01.2014 по делу N А60-19932/2013).

Льготы по НДС для управляющей компании

Кроме того, из прямого прочтения данной нормы следует, что организация вправе воспользоваться льготой по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, если работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются (оказываются) ею в адрес собственников помещений в жилом доме с привлечением третьих лиц — непосредственных исполнителей (организаций и (или) ИП).
В настоящее время дополнительным условием для применения управляющими организациями положений пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ является наличие у управляющей организации соответствующей лицензии, поскольку с 01.09.2014 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 51 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Обратите внимание =>  Доводы на отзыв ответчика

Льгота по НДС для управляющих организаций

Порядок ведения раздельного учета в гл. 21 НК РФ не установлен. Единственное, что указано в абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ, — названная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период (квартал, в котором были приняты на учет приобретенные товары, работы, услуги). Традиционно раздельный учет организуется путем введения счетов аналитического учета к счетам учета доходов и расходов. Так, для управляющей организации могут быть введены следующие счета (при этом не следует забывать об аналитическом учете доходов и расходов по видам деятельности: коммунальные услуги, содержание и ремонт и т.д.):
Если организация не является плательщиком НДС в отношении реализации жилищно-коммунальных услуг, при предоставлении льгот потребителям в виде скидки она терпит убытки в полной сумме предоставленных льгот. Именно поэтому финансовые органы не вправе исключать из компенсации, причитающейся неплательщику НДС, 18% от расчетной суммы убытка, как это делается в отношении плательщиков НДС. К такому выводу приходят и арбитры: в Постановлении ФАС УО от 05.03.2009 N Ф09-950/09-С4 — в отношении управляющей организации, применявшей УСНО, а в Постановлении ФАС ВВО от 06.04.2009 по делу N А31-2212/2008-20 — в отношении компании, производившей тепловую энергию и освобожденной от обложения НДС в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Коллегия ВАС РФ не усмотрела оснований для передачи судебного акта ФАС ВВО на пересмотр в Президиум ВАС РФ и отметила следующее. Отсутствие у организации статуса плательщика НДС не повлияло на размер платы, взимавшейся с населения за оказанные услуги по отоплению и горячему водоснабжению. Названные услуги оплачивались населением по тарифам, включавшим НДС , в свою очередь, организация предоставляла соответствующие льготы также в отношении полной стоимости тарифа. При этом входящая в тариф сумма НДС ошибочно рассматривается заявителем в качестве налога для организации, освобожденной от его исчисления и уплаты по спорным операциям в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ (Определение ВАС РФ от 13.07.2009 N ВАС-6595/09).

Льгота по НДС для управляющих организаций

Следующий новый пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ посвящен освобождению от налогообложения реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) перечисленными выше налогоплательщиками, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно поправкам в гл. 21 НК РФ все сказанное выше одинаковым образом распространяется на управляющие организации и ТСЖ. Однако существующая правоприменительная практика отрицает наличие у товариществ обязанностей плательщика НДС. Напомним, что согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Пленум ВАС избрал именно такой способ выражения своей позиции, но не указал на отсутствие реализации работ, услуг в деятельности ТСЖ.

Обратите внимание =>  Можно ли частично отказаться от соцпакета инвалиду

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».
Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

Льготы по ндс для управляющих компаний

От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
В строке 16 Корректировки налогового кредита отобразить уменьшение налогового кредита на сумму НДС, уплаченного поставщикам в связи с приобретением товарно-материальных ценностей для нужд производства такой продукции (реализации товаров, предоставления услуг).

РСО в роли УК: применение льготы по НДС (Денисова М

К сведению. В 2011 г. Минфин России высказывался несколько иначе (Письмо от 17.03.2011 N 03-07-11/52): работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, не предусмотренные п. 11 Правил содержания общего имущества, а также услуги по управлению МКД, оказываемые управляющей организацией, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
На данный момент к УК не предъявляется никаких специальных требований. Поэтому можно утверждать, что организация (РСО), заключившая с собственниками помещений в МКД договор управления, приобретает статус управляющей организации. Это означает, что в случае выполнения иных требований пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ организация вправе применять льготу по НДС.

Льгота для управляющих компаний по ндс

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков — чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.
Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК — население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Обратите внимание =>  Если уехал с места дтп что грозит

НДС и коммунальные платежи

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от НДС исполнение коммунальных услуг, различных работ по ремонту и содержанию домового имущества, осуществляемых непосредственно самими управляющими организациями, что вызывает недоумение у предпринимателей, занятых в данной хозяйственной сфере.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.

Льгота по ндс управляющим компаниям

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.
3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Налоговые льготы управляющих организаций

Следует также обратить внимание на то, что согласно ст. 157 ЖК РФ начисление платы за услуги отопления должно произво­диться в соответствии с установленными тарифами. Перерасчет может быть произведен только с момента возникновения пра­ва собственности на жилое по­мещение (Апелляционное опре­деление Хабаровского краево­го суда от 13.07.2012 по делу № 33-4445).
Льгота по НДС предоставляется не только УО, но и ТСЖ. То­варищество, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (МКД), а также трудовые до­говоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов. ТСЖ не пред­ставляют соответствующие налоговые декларации и не исчисля­ют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и услугами по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества МКД (постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57).