Компенсация льготного проезда украина

Монетизация льгот на проезд: украинцы будут в проигрыше

«Льготы — это возможность что-то использовать. Если ты пользуешься этой возможностью, государство это оплачивает, не пользуешься — не оплачивает. Льготы предоставляются не ради социальной справедливости. Если у человека есть теоретическая возможность съездить куда-то за государственный счет, и ты этим не пользуешься, это не должно оплачиваться. Самый простой и самый логичный в этом отношении вариант монетизации — обеспечение всего транспорта системами учета, и по заявлению выдача и оплата, соответственно, каждому льготнику проездного. Вот это будет монетизация, а то, что предложили сейчас — это давайте сэкономим бюджетные деньги, выдав по 200 с хвостиком гривен в зубы, а дальше крутись, как хочешь», — считает эксперт Юрий Гаврилечко.
Регламентируют новый порядок льгот два постановления о переводе льгот на проезд на общественном транспорте в наличную форму и об установлении социальных нормативов на поездки для льготников. Итак, вместо бесплатного проезда людям будет зачисляться деньги, которыми они будут рассчитываться за транспортные услуги. Каждый льготник (дети до 6 лет, пенсионеры, чернобыльцы, участники боевых действий, инвалиды и прочие) имеет право на 30 оплачиваемых из бюджета поездок на общественном транспорте и пригородных маршрутах в месяц. Именно такая цифра фигурирует в документах в качестве так называемого «социального минимума». Но власти излучают оптимизм. Так, вице-премьер министр Павел Розенко утверждает, что 30 поездок — это не лимит, а «гарантия, ниже которой местный орган власти не вправе рассчитывать монетизированную выплату льготнику».

В Кабмине решили выдавать льготникам деньги на проезд в транспорте

В Кабмине также утвердили порядок предоставления льготных денег на проезд – его действие распространяется на отдельные категории граждан, которые имели льготы на проезд. Согласно порядку, местные власти могут расширить список таких лиц, а те люди, которые имеют право на получение сразу нескольких льгот, получат ежемесячную наличную выплату самой большой из них.
При этом, финансирование льготного проезда будет осуществляться силами местных бюджетов по распоряжению местных властей. Размер ежемесячной выплаты наличных средств будет установлен в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления. Пока что точная сумма его неизвестна, но в правительстве пояснили, что размер определят путем умножения средней стоимости проезда в городском коммунальном транспорте на 30 поездок.

Компенсация льготного проезда украина

Как рассказывал «Стране» глава Ассоциации городов Украины Александр Слобожан, «раньше на льготный проезд была государственная субвенция в размере 2,2 млрд. грн., но в 2016 г ее сняли. И получилось, что каждый город выходит из ситуации как может: кто-то платил из последних сил, кто-то урезал эту программу, а некоторые и вовсе свернули. Но люди ведь требуют гарантированную им государством льготу, воюют с местными чиновниками».
Руководитель секретариата , главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский, наоборот, считает, что «виртуальные» льготы давно стали проблемными как для государства, так и для транспортников и их пассажиров, поэтому монетизация пойдет всем на пользу.

Обратите внимание =>  Как снять запрет на въезд в рф

Монетизация льгот на проезд: Что ждет украинцев

Логичнее всего в такой ситуации не спешить с всевозможными постановлениями и нововведениями. Убежден, что первым этапом монетизации льгот по оплате проезда должно быть обеспечение учета предоставленных льгот (фиксация самого факта пользования льготой). Это сложный процесс. Но его необходимо пройти. Это может быть как оборудование общественного транспорта специальными устройствами, которые будут фиксировать количество поездок льготных категорий граждан, так и продажа специальных (льготных) разовых проездных билетов (как это реализовала «Укрзализныця»).
Несмотря на такое количество льготников и ограниченность бюджетного финансирования, крайне важным является вопрос учета предоставленных льгот. Ведь именно его отсутствие часто приводит к серьезным финансовым противоречиям между организациями, которые оказывают услуги по перевозке, и государством. Отсюда – череда спекуляций на «льготной» теме.

Кабмин ввел монетизацию льгот на проезд: Как это будет работать

Кроме того, мы утвердили государственные социальные нормативы перевозок – это минимальные нормативы, среди которых, в частности, перечислены все категории, которые имеют право на льготный проезд (постановление пока не опубликовано на сайте Кабмина, — ред.). До сих пор они были прописаны в разных законах, а теперь еще и перечислены в одном постановлении. В документе также содержится норма о том, что местные органы власти имеют право увеличивать число этих категорий и пересматривать нормативы в сторону увеличения. Правда, уменьшать они их не могут.
Монетизация льгот на проезд предусмотрена законом № 1774 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который был принят Верховной Радой еще 6 декабря 2016 года. Законом было предусмотрено, что порядок монетизации определяет Кабинет министров. 14 марта мы этот порядок определили. Это наш долг, и мы это делали. Но будут ли этим пользоваться местные власти – вопрос к ним. Принятие постановления — это наша попытка урегулировать отношения между государством, обществом, перевозчиком и человеком. Также это механизм возмещения средств за перевозку льготников, которого в Украине до сих пор нет. Перевозчики возят льготные категории граждан за свой счет, и поэтому нередко бывают случаи, когда людей, имеющих право на льготу, высаживают из транспорта.

Все, что нужно знать о монетизация льгот на проезд

«В частности в Киеве, это 5 поездок на трамвае, 5 поездок на троллейбусе, 7 поездок в метрополитене, 5 поездок на автобусе и 8 поездок на пригородном транспорте. Но давайте посчитаем: трамвай — 20 гривен, троллейбус — 20 гривен, метро — 35 гривен, автобус — 20 гривен, пригородный транспорт, допустим, — 160 гривен. Итого 255 гривен. Это не 30 раз проехал на автобусе, тридцать на метро — это всего. За счет этого достигается фантастическая экономия, потому что представить себе человека, только 5 раз в месяц путешествующего на трамвае или автобусе, я не могу. То есть человек получает 255 гривен — и большой привет — делай с ними все, что хочешь», — пояснил Гаврилечко.
Во-вторых, решение о «монетизации льгот» будет принимать исключительно местный орган власти. Несмотря на то, что льготы на транспорт сейчас финансируются из местных бюджетов Кабинет министров предоставил право именно местным органам решать вопрос безналичная или монетизированная форма льгот будет действовать.

Обратите внимание =>  Где можно обналичить материнский капитал в екатеринбурге

Монетизация льгот на проезд: суммы будут разными в зависимости от места проживания

— Теперь ряды «зайцев» в транспорте пополнят и пенсионеры. Ну а что может сделать контролер с бабушкой, у которой нет билета — вышвырнуть?! Нет. Будут склоки и ссоры, нервы трепать и возмущаться, но по факту ничего с этими людьми мы сделать не сможем. Будет сложно в таких ситуациях именно нам — тем, кто работает на маршрутах и должен как-то за этим следить и пресекать безбилетников, — поделились переживаниями в трамвайном депо.
Кстати, говорят эксперты, свои 100-150 грн. к зарплате получат и народные избранники. Закон один для всех, и коль нашим нардепам положены льготы на бесплатный проезд, положены и компенсации. Эксперты практически не сомневаются: нардепы лишней сотней не побрезгуют.

Монетизация льгот на проезд: кто и сколько получит

Например, для Киева это будет по пять поездок в трамвае, троллейбусе и автобусе, еще 7 поездок в метро и 8 поездок в пригородном транспорте. Это не значит, что именно так должен будет ездить пенсионер. Имеется в виду, что так будет рассчитываться компенсация за проезд.
Кроме того, в постановлении говорится, что органы местной власти могут сами добавлять категории граждан, которым будут выплачивать компенсации. Если человек имеет право на льготу по двум или более категориям, то ему придется выбрать одну, по которой он будет получать выплату.

В Украине хотят отменить одну из самых главных льгот: кто пострадает больше всего

«Если смотреть с точки зрения экономической целесообразности, то, чем меньше социальных льгот и перераспределения, тем лучше, — рассуждает Пилипчук, — Но, если учитывать уровень пенсий, сложнейшее социальное положение пенсионеров, то, если забрать у людей льготы, — это не самое лучшее решение. Если бы пенсии были выше, а социальный сервис для граждан, прежде всего, уровень медицинского обслуживания, был бы более качественным, то такая оптимизация была бы целесообразной».
«Главный плюс этой монетизации, — то, что она может обеспечить большую маржинальность (способность приносить прибыль на вложенный капитал, – «Апостроф») перевозчикам, стимулировать рентабельность их бизнеса. В долгосрочной перспективе они могли бы перенаправить куда-то эти деньги. Это решение может улучшить кредитные возможности муниципальных транспортных компаний и снизить привлекательность маршруток», – сказал он.

Обратите внимание =>  Коды льгот на подоходный налог

В Украине льготный проезд в транспорте заменят денежными выплатами

Кстати, особенно выгодной монетизация льгот окажется для бердянских перевозчиков летом, когда в Бердянск на отдых приезжают в том числе и люди, имеющие право на льготный проезд. Согласно законодательству, их возили по льготной цене, при этом перевозчики за иногородних льготников компенсацию из городского бюджета не получали.
Многие бердянские льготники пользуются маршрутками практически ежедневно. Для такой категории пассажиров нововведение будет невыгодным: Кабмин решил, что компенсировать будут стоимость 30 поездок в месяц. Окончательные размеры выплат утвердят местные власти, что является логичным: стоимость проезда в общественном транспорте в разных городах Украины отличается, причем иногда весьма существенно. Срок утверждения размера выплат оговорен – в течение двух месяцев после принятия постановления.

Кабмин: Об отмене бесплатного льготного проезда в общественном транспорте

По информации пресс-службы, постановление подготовлено в соответствии со статьями 5 и 10 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», которыми предусмотрено установление государственных социальных нормативов в сфере транспортного обслуживания.
Согласно сообщению, указанным постановлением утверждается социальная норма количества льготных поездок, а также распределение льготных поездок транспортом общего пользования на городских и пригородных маршрутах, что необходимо для определения размера ежемесячной наличной выплаты.

Учет компенсации за перевозку льготников

Предприятие — плательщик ЕН группы 3 (ставка 5 %) осуществляет городские автобусные пассажирские перевозки и имеет право на получение дотации из местного бюджета в качестве компенсации предоставленного бесплатного проезда льготным категориям граждан.
Включается ли эта дотация в доход плательщика ЕН?
В соответствии со ст. 29 Закона об автотранспорте органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию в соответствии с закономпорядок компенсации автомобильным перевозчикамубытков от этих перевозок