Испытания страховочных поясов для работы на высоте

Инструкция по охране труда по безопасной эксплуатации предохранительных поясов и порядке проведения их испытаний

10. Перед выдачей работающему в эксплуатацию нового пояса или пояса,
находившегося в эксплуатации, необходимо:
проверить наличие на маркировочной пластине и амортизаторе заводских
номеров, штампов ОТК, типа пояса, даты изготовления и их соответствие с данными
паспорта;
провести испытание статической нагрузкой;
выбрать размер пояса в соответствии с антропометрическими данными
работающего, при этом выбор пояса производится по летней спецодежде (пояс должен
плотно застегиваться на один из первых трех люверсов, ведя отсчет со стороны пряжки
при расстегнутом поясе);
проинструктировать работающего по правилам безопасной эксплуатации пояса.
11. Пояса типа А и Б с регулируемыми по длине непропитанными стропами
применяют для вьполнения работ, не связанных с применением нефтепродуктов (бензина,
масла, растворителей и т.п.), и в условиях ограниченного (только при электроприхватках)
применения при выполнении огневых работ на высоте.
Пояс типа В применяют в условиях использования нефтепродуктов и частично при выполнении огневых работ, соблюдая при этом дополнительные требования безопасности: карабин пояса должен быть закреплен таким образом, чтобы расстояние от стропа до места производства огневых работ было не менее 0,2 м.
Пояс типа Г со стропом из стальной цепи применяют при выполнении всех видов работ на высоте, включая электросварочные и газопламенные работы.
12. При работе с поясом на высоте менее 3 м от земли или перекрытия закрепление карабином должно осуществляться таким образом, чтобы высота падения не превышала 0,5 м. Это может быть достигнуто:
закреплением карабина пояса выше уровня опирания ступней ног на величину не менее 1,4 м при страховке поясом в соответствии с рис. 3 (а, б, в)
Рис. 3. Способы закрепления поясом:
а — карабином за страховочный канат; б — то же, за страховочное устройство в конструкциях; в — строп пояса к смонтированной конструкции с закреплением карабина за строп;
г — то же, с закреплением карабина за свободное кольцо; д — то же, за боковое кольцо или за петлю стропа в месте его крепления к поясу
закреплением карабина пояса в соответствии с рис. 3 (г, д), при этом конст­руктивный элемент, к которому закрепляют карабин с фалом, располагают не ниже уровня плоскости опирания ног.
13. Еже сменно перед началом работ работник должен визуально проверить:
целостность узлов крепления металлических деталей (пряжки, карабина,
боковых колец, стальной цепи);
отсутствие признаков гниения на элементах пояса;
отсутствие пережога и разрыва прядей фала амортизирующего устройства
и ремня, трещин в металлических деталях.
При обнаружении одного из указанных дефектов пояс необходимо изъять из эксплуатации. Примечание:
Под «целостностью» подразумевается обрыв прошивных ниток не более чем
10 % в узлах крепления пряжки и амортизатора.
Под «пережогом» подразумевается полный пережог одной из прядей или
более 30 % всего сечения фала.
14. При проверке карабина производят не менее пяти раз операцию
«закрывание-открывание» зева карабина путем одновременного нажатия кистью руки
на оба рычага, при этом зев карабина должен легко открываться и плотно закрываться
автоматически. Если при нажатии только на внутренний рычаг (со стороны зева) карабина
происходит раскрытие зева, то пояс должен быть изъят из эксплуатации.
15. Для проверки технического состояния поясов один раз в месяц прораб
(мастер) совместно с бригадиром должны проверить состояние всех эксплуатируемых
на участке (объекте и т.д.) поясов по приведенным в п, п. 2.4., 2.5. параметрам. Результаты
проверки заносятся в журнал трехступенчатого контроля с записью: «Пояс заводской
№. проверен и признан годным к дальнейшей эксплуатации».
16. Запрещается оставлять пояса на рабочем месте после окончания смены.
17. Пояса хранят в подвешенном состоянии или на полках в проветриваемых
и защищенных от прямого попадания солнечных лучей помещениях.
18.Запрещается хранение поясов рядом с тепловыделяющими приборами,
а также кислотами, щелочами, растворителями, бензином и маслами.
3. Порядок испытания предохранительных поясов
19. Перед выдачей пояса в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации через
каждые 6 месяцев их подвергают испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН
(400 кгс), о чем делается запись на маркировочной пластине, и составляется акт, который
хранится до следующих периодических испытаний.
20.Для испытания статической нагрузкой пояс надевают на ролик диаметром
380-400 мм и ремень пояса застегивают на последнем нерабочем отверстии, предназна­ченном специально для статических испытаний, а конец ремня пропускают в шлевку
(рис. 4)
Рис. 4. Схема закрепления ремня при статических испытаниях
1 — пояс; 2 — ролик; 3 — ремень; 4 — последнее нерабочее специальное отверстие для статических испытаний; 5 — шлёвка
21. Для пояса типа А (рис. 5, а) пояс, закрепленный на ролик, через специальный
захват подвешивают к крюку грузоподъемного механизма. Сначала к одному из боковых
колец закрепляют карабин стропа, к другому концу стропа за петлю крепления
амортизатора прикрепляют груз массой 400 кг так, чтобы исключить нагружение
амортизатора. При помощи грузоподъемного механизма производят подъем системы
на 150 мм от уровня пола (площадки) и удерживают груз 5 мин. Далее аналогичные
испытания проводят для второго бокового кольца.
22. Статические испытания поясов типов Б, В и Г проводят в два этапа. На пер­
вом этапе пояс, закрепленный на ролик (рис. 5, б), подвешивают через специальный за­
хват к крюку грузоподъемного механизма. Груз массой 400 кг при помощи специальной
штанги или стропа подвешивают к боковому кольцу. Грузоподъемным механизмом
производят подъем системы на 150 мм от уровня пола и удерживают груз 5 мин. При этом
строп с амортизатором испытанию не подвергаются.
Рис. 5. Схема нагружения пояса при статических испытаниях
а- пояс типа А;
б — типа Б, В и Г; 1 — пояс, 2 — ролик, 3 — специальный захват,
4 — крюк грузоподъемного механизма, 5 — боковое кольцо, 6 — карабин, 7 — строп пояса, 8 — амортизатор, 9 — груз, 10 — специальная штанга или строп, изготовляемые потребителем

Обратите внимание =>  Льгота по оплате коммунальных услуг оренбург

Испытания предохранительных поясов (2019)

Так, пунктом 36 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (утверждены приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 №101) установлено, что «…Предохранительные пояса и фалы следует испытывать не реже чем один раз в 6 месяцев статической нагрузкой, указанной в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя, специальной комиссией с оформлением акта. При отсутствии таких данных в инструкции по эксплуатации испытание следует проводить статической нагрузкой 225 кгс в течение пяти минут».
Упомянута процедура испытаний предохранительных поясов и в Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках (утверждённой приказом Минэнерго России от 30.06.03 №261). При этом данная инструкция не была зарегистрирована в Минюсте России и опубликована в установленном порядке, вследствие чего не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения организациями.

Страховочная привязь

Отличия предохранительного монтажного пояса от привязи видны невооруженным взглядом. Прежде всего, у него отсутствуют плечевые и ножные лямки, а набор фиксаторов существенно меньше. Недостатком это считать нельзя, ведь монтажные пояса для работы на высоте выполняют другую функцию: это всего лишь средство для удержания тела в рабочей позиции.
Страховочная привязь с плечевыми и ножными лямками (а лучше пятиточечная) равномерно распределяет нагрузку на тело, позволяет надежно фиксировать его в максимально удобной позиции. Даже в случае падения человек остается дееспособным, может свободно двигаться, дождаться помощи.

Кто должен выполнять испытание страховочных поясов

Амортизатор обеспечивает снижение динамической нагрузки до безопасной (4 кН), действующей на тело человека при защитном действии пояса, и представляет собой капроновую ленту заданной ширины, сложенную в два слоя и прошитую синтетическими нитками в поперечном направлении, где снижение динамического усилия происходит за счет разрыва прошитых ниток. 1.9. Пояса типов А, Б и В имеют капроновые стропы (фалы), пояса типа Г снабжены фалом из стальной цепи.
2. Порядок пользования предохранительными поясами 2.1. Перед выдачей работающему в эксплуатацию нового пояса или пояса, находившегося в эксплуатации, необходимо: 2.1.1. проверить наличие на маркировочной пластине и амортизаторе заводских номеров, штампов ОТК, типа пояса, даты изготовления и их соответствие с данными паспорта; 2.1 .2. провести испытание статической нагрузкой; 2.1.3.
1.2. Исправность предохранительного пояса и страховочной веревки должны проверяться рабочим каждый раз перед их применением, а ответственным ИТР не реже 1 раза в декаду месяца. 1.3. На каждом поясе должна быть бирка с указанием номера и даты испытания, а также клеймо завода изготовителя, подтверждающее пригодность к работе и указывающую дату его изготовления.

Обратите внимание =>  В каких республиках рф есть гражданство

Средства индивидуальной защиты от падения с высоты (СИЗ)

Получается, что с 5 мая 2015 г. любое СИЗ должно проходить периодическую проверку годности к дальнейшей эксплуатации. Периодические проверки должны проводиться компетентными сотрудниками, прошедшими соответствующее обучение, или же аккредитованными производителем организациями в зависимости от условий эксплуатации и с учетом требований производителя, на основании его заключения СИЗ либо допускается, либо отбраковывается.

  1. анкерного устройства; Подробнее читайте в в разделе Стационарные анкерные линии и разделе «Анкерные устройства»
  2. привязи (страховочной, удержания, позиционирования, положения сидя); Подробнее читайте в разделе «Страховочные привязи»
  3. соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты втягивающегося типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или жесткой анкерной линии).

Выбираем предохранительный пояс для работы на высоте — виды и практические советы

Большой ассортимент страховочных изделий дает возможность их применения в отраслях промышленности и на любой строительной площадке: нефтевышках, шахтах, при возведении зданий, при строительстве под водой, спасательных операциях в условиях огня, а также с раскаленным металлом и в прочих опасных для жизни ситуациях .
Монтажный пояс не только поддерживает тело человека в нужной для труда высоте, но и фиксирует выбранное положение тела, как оптимальное для эффективной работы. Страховочный пояс изготовлен из материалов, защищенных составами от загрязнения, деформация, разрывов и намокания. Кольца и все пряжки снабжены блокираторами, которые не позволяют самопроизвольно расстегиваться, каждое страховочное изделие гарантирует безопасность и комфортность рабочих условий на высоте.

Испытание предохранительных поясов, ремней и привязей

Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.
Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность. Прежде чем на руки заказчику выдаётся акт о соответствии СИЗ нормам безопасности и ГОСТам, пояса и привязи проходят следующие этапы проверки:

Страховочная привязь

Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.

  • плечевые лямки, расположенные на оптимальном друг от друга расстоянии во избежание травмирования шеи;
  • ножные лямки (обхваты) с эластичными комфортными накладками;
  • задние тяги для соединения плечевых и ножных лямок;
  • лямочный предохранительный пояс-кушак, дающий дополнительную поддержку спине и уменьшающий утомляемость человека;
  • текстильно-синтетические петли для карабинов и снаряжения;
  • несколько самоблокирующихся пряжек, не допускающих произвольного расстёгивания и ослабления ремней и лямок при эксплуатации – для регулирования плечевых и ножных лямок по длине, высоты спинной точки, объёма пояса.
Обратите внимание =>  Докладная на студента за пропуски занятий пример

Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).
Компетентное лицо согласно ГОСТ Р ЕН 365–2010 должно быть «ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе». И в этом же пункте в примечании указывается, что «для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями».

АНО ДПО «Новгородский Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса»

Систему безопасности применяют в данном случае не для фиксирования работника на определенной высоте, а для предотвращения от падения с высоты, а также для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время возможного падения и после него. А эту функцию выполняет страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный).
Цитируем документ
Страховочные системы согласно графической схеме 3 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением 12 к Правилам, обязательно используются в случае выявления по результатам осмотра рабочего места риска падения ниже точки опоры работника, потерявшего контакт с опорной поверхностью, при этом их использование сводит к минимуму последствия от падения с высоты путем остановки падения.

ГОСТ 32489-2013 Пояса предохранительные строительные

4.2.5 Конструкция карабина должна обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление его от опоры одной рукой при надетой утепленной перчатке и исключать возможность защемления и травмирования пальцев руки при манипуляциях с карабином.

Продолжительность цикла «закрепление-открепление» не должна быть более 3 с.
8.5 В процессе эксплуатации пояса на высоте не допускается производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа после обхвата им элементов конструкций или других опор. Допускается использовать для этой цели в поясах со стропом из каната устройство для регулировки длины стропа или узел крепления каната к амортизатору, а у поясов со стропом из стальной цепи — звено цепи.

Обслуживание и периодический осмотр СИЗ от падения с высоты

Если говорить об обслуживании, то ГОСТ Р ЕН 365-2010 даёт чёткое определение: «Действия по поддержанию СИЗ либо иного оборудования в надежном рабочем состоянии путем профилактических мер, например, чистки и обеспечения пригодного места для хранения.». Для периодической проверки СИЗ мы используем несколько отличное от ГОСТа определение. Периодическая проверка – оценка СИЗ от падения с высоты, либо иного другого оборудования, участвующего в остановке падения, на наличие дефектов, например: заводской брак, повреждения, износ и т.д. Обращаем внимание, мы не говорим о каком-либо ремонте, любое внесение конструкционных изменений ведет к выводу СИЗ от падения с высоты из обращения. Рядом производителей допускается проведение мелких ремонтных работ: замена пряжек, элементов комфорта и т.д., но в целом, любые ремонтные работы, если они возможны, проводятся только официальными представителями производителей.
Алексей,
если в инструкции по эксплуатации к снаряжению не указаны ограничения, то можно совмещать.
Напр.: для ряда спусковых устройств компании Safetec указано ограничение по используемым веревкам, т.е можно использовать только канаты Safetec.
Но я не припомню каких-то ограничений по привязям и стропам, тем не менее внимательно изучите эксплуатационную документацию.