Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Нормы дефиниции: понятие и принципы

В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы. Последние направлены на формирование определенных моделей поведения. Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности. Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе. К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести:
Нормы дефиниции дают определения тем или иным категориям, используемым в законодательстве. К примеру, в УК содержатся разъяснения таким понятиям, как вина, алиби, убийство, в ГК описывается, что такое обязательства, договорные отношения и пр. Как правило, нормы дефиниции располагаются в обособленных частях законодательства. Однако их можно встретить и в основных разделах. Рассмотрим далее подробно нормы дефиниции. В статье будет также представлена классификация этих положений по различным признакам.

Конституционно-правовые нормы

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.
Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Приказа Министерства обороны РФ № 055)
1. Жалоба А. К. Никитина в Верховный Суд РФ от 17.07.2001;
2. Объяснение Министерства обороны РФ на жалобу А. К. Никитина;
3. Возражения Министерства обороны РФ на жалобу А. К. Никитина, сентябрь 2001;
4. Решение Верховного Суда РФ от 12.09.2001;
5. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ на решение Верховного суда от 25.09.2001;
6. Объяснения на жалобу А. К. Никитина в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ от 28.09.2001;
7. Кассационная жалоба А. К. Никитина в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, 28.09.2001;
8. Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2001;
9. Протест Заместителя Генерального прокурора РФ в Президиум Верховного Суда РФ от 15.02.2002;
10. Объяснения на протест от 26.03.2002;
11. Возражения на протест от 26.03.2002;
12. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.03.2002;
13. Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2002;
14. Частная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ от 09.07.2002;
15. Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2002.
ДЕЛО ПАСЬКО (оспаривание Приказа Министерства обороны РФ № 055)
16. Жалоба Г. М. Пасько в Верховный Суд РФ от 9.01.2002;
17. Возражение Министерства обороны РФ на жалобу Г. М. Пасько от12.02.2002;
18. Письмо Министерства юстиции РФ от 11.02.2002;
19. Решение Верховного суда РФ от 12.02.2002;
20. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ от 18.02.2002;
21. Дополнение к кассационной жалобе Министерства обороны РФ от 19.03.2002;
22. Кассационная жалоба Г. М. Пасько от 28.02.2002;
23. Объяснение Г. М. Пасько на кассационную жалобу Министерства обороны РФ от 26.03.2002;
24. Определение Верховного суда РФ от 7.05.2002;
25. Определение Верховного суда РФ от 31.05.2002;
26. Частная жалоба Г. М. Пасько от 01.07.2002;
27. Определение Верховного суда РФ от 24.09.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Указа Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 года и ГПК РСФСР)
28. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, ноябрь 2001
29. Письмо Секретариата Конституционного суда РФ от 26.12.2001;
30. Жалоба А. К. Никитина в Верховный Суд РФ от 4.01.2002;
31. Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2001;
32. Частная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, 21.02.2002
33. Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2002;
34. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, апрель 2002;
35. Письмо Секретариата Конституционного Суда РФ от 28.06.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений УПК РСФСР)
36. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ от 05.09.2000;
37. Письмо Советника Управления Конституционных основ уголовной юстиции от 29.09.2000;
38. Заявление А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ от 05.01.2001;
39. Письмо начальника управления Конституционных основ уголовной юстиции от 22.06.2001;
40. Ответы на вопросы, поставленные судьей Конституционного суда РФ Г. А. Жилиным;
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Закона РФ «О государственной тайне»)
42. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, январь 2002;
43. Заявление А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ;
44. Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2002.
ДЕЛО ПАСЬКО (оспаривание положений Приказа Министерства обороны № 010)
45. Жалоба Г. М. Пасько в Верховный суд РФ от 9.01.2002;
46. Возражения на жалобу Г. М. Пасько от 12.02.2002;
47. Решение Верховного суда РФ от 13.02.2002;
48. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ от 26.02.2002;
49. Определение Верховного суда РФ от 07.05.2002.
История дела Никитина
Александр Константинович Никитин — бывший офицер-подводник и инспектор ядерной безопасности, позднее ставший работать с экологическими проблемами, начал работать в объединении «Беллона» в 1994 году. В феврале 1996 года он был арестован и обвинен в шпионаже за участие в написание доклада «Беллоны» о ядерной безопасности на Северном флоте.
Примером управомочивающих конституционных норм могут служить нормы, содержащиеся в ряде статей Конституции России, согласно которым Президент РФ «при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение» (ст. 88); решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, осуществляет помилование (пп. «а», «в» ст. 89); издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (пп. 1, 2 ст. 90); и др.

Обратите внимание =>  Как узнать в чьем управлении находится дом

Дефиниции в конституционном законодательстве (Таева Н

— описательная модель построения дефиниции: через описание признаков конституционно-правового явления, объекта. Отличие описательных дефиниций от перечневых заключается в том, что для перечневых дефиниций характерно четкое выделение всех признаков конституционно-правового явления в отдельные самостоятельные пункты. При этом перечень может быть как закрытым, так и открытым.
Например, статья 1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» описывает признаки этого правового режима и, таким образом, формулирует его определение: «Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей».
Говорить о преобладании какой-либо из названных моделей в конституционном законодательстве не приходится. Все они достаточно активно используются в процессе создания законов. Подводя итог сказанному, отметим, что наиболее предпочтительная модель формулирования дефиниций должна определяться законодателем в каждом конкретном случае создания нормативного акта в сфере регулирования конституционного права. Необходимо выбирать ту из них, которая наиболее удобна и понятна для правоприменителя, поскольку наибольшую ценность нормы-дефиниции представляют именно для правовой практики, для системы правового регулирования. Нормативный акт не является научным трактатом, и дефиниции в нем должны быть максимально понятны, должны прояснять, а не запутывать .
———————————
Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание: природа, типология, технико-юридическое оформление. СПб.: Юридический центр — Пресс, 2009. С. 140.
Этот пример показывает, что легальные дефиниции (в данном случае — предвыборной агитации и агитационных материалов) могут быть положены в основу судебного решения. При этом правоприменитель не обращается к конкретно-регулятивным нормам. На наш взгляд, это доказывает самостоятельное регулирующее значение дефиниций, которые, таким образом, должны быть признаны нормами права.
Нормы-дефиниции связывают воедино все нормы конституционного права, выполняя роль системообразующих элементов. Это объясняет необходимость их законодательного закрепления. Поэтому, говоря о нормах-дефинициях в конституционном праве, мы не сможем обойтись без технико-юридических средств их анализа.
Нормы-дефиниции в конституционном праве характеризуются следующим:
1. В конституционном праве норм-дефиниций значительно больше, чем в иных отраслях. Практически каждый конституционный нормативный правовой акт содержит нормы-дефиниции, которые, как правило, помещаются в «общей части» закона, т.е. как бы вынесены за скобки. Наибольшее сосредоточение дефиниций мы наблюдаем в законах общего характера (так называемых рамочных). Это обусловлено правилами юридической техники, поскольку повторение определений каждый раз при употреблении терминов привело бы к большой перегрузке законов, осложнило бы их восприятие.
Например, в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» («Основные термины и понятия») содержится 63 определения, таких как выборы, бюллетень, кандидат, депутат, избирательная кампания, избиратель, избирательная комиссия, избирательное право, наблюдатель, недействительная подпись, недостоверная подпись, список кандидатов, предвыборная агитация и многие другие. При этом в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» мы уже не видим такого объемного перечня, а обнаруживаем в статье 2 бланкетную норму, в которой закреплено: «Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». Аналогичная бланкетная норма содержится в ст. 2 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В части 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» сказано: «Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом», т.е. также идет отсылка к рамочному закону.
———————————
Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

Обратите внимание =>  Включается ли возврат поставщику в базу налога на прибыль

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляете только судами в лице судей и привлекаемых в установленном за коном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Коллизионные нормы – указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).
Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Примером императивных, или повелительных, норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствие со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.
Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 1 Конституции РФ закреплена норма-декларация о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а в ст. 2 в виде нормы-декларации высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека.

Обратите внимание =>  Существуют ли льготы для кочегаров

Нормы дефиниции примеры в конституции

II. Нормы-правила поведения – нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.

  1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
  2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
  3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

Дефинитивная норма права в России в 2019 году

Общепринятые нормы Распространяются в одинаковой степени на всех участников правовых отношений во всех сферах Специальные нормы Действуют в рамках отельных правовых отраслей и институтов с учетом их специфики. Одной из разновидностей таких норм являются дефинитивные
Низкая степень самостоятельности То есть данная норма не может регулировать правовые отношения самостоятельно, а лишь является дополнением к основной Отсутствие структурных элементов Которые свойственны общепринятым нормам, таких как (гипотеза, диспозиция, санкция) Специальная норма является производной От основной и создана с целью ее детализации и конкретизации Не имеют определенных регулятивных способностей И применяются только для конкретизации новых отраслей или в качестве связующей между двумя разными отраслями права Действие таких норм не должно быть подкреплено Государственными средствами

Тема 1

Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов федерации.
Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Виды конституционно-правовых норм

Эти нормы имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ;
б) нормы-принципы — в них сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм. Нормы-принципы широко распространены в конституционном праве, получают закрепление непосредственно в законе. К примеру, принципы гражданства непосредственно отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о гражданстве);

Что такое дефинитивная норма права

  • Определяет единые границы, единый характер деятельности для всех входящих в нее субъектов. Это свойство права закреплено термином «нормативность».
  • Абстрактность, то есть она не задевает интересы какого-то конкретного круга лиц, объектов.
  • Ее представительно-обязывающий характер. Предоставляя право одному человеку поступать каким-то образом, она дает право другому человеку поступать аналогично или воздержаться от действий.
  • Общеобязательность правовой нормы для всего круга лиц, попадающий под ее область влияния, а не конкретно определенное лицо.
  1. Многоразовым действием.
  2. Касается неконкретного числа членов общества.
  3. Главная ее цель, урегулирование не единственного момента, а определенную область общественных отношений
  4. Равная ее обязательность для всех, кто оказался в области ее деятельности.