Льгота по ст149 в налоговой декларации
Льгота по ст149 в налоговой декларации
Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.07 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 №ММВ-7-14/681@. Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.
- продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
- реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
- операции банков:
- по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
- ведению банковских счетов организаций;
- покупке и продаже валюты и драгметаллов;
- обслуживанию банковских карт;
- оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
- проведение лотерей;
- реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
- продажу необработанных алмазов;
Льгота по ст149 в налоговой декларации
- льгота предполагает наличие как минимум двух групп налогоплательщиков: имеющей определенные налоговые преимущества и не имеющей таковых. Должны ли они вместе принадлежать к единой общей группе лиц, совершающих данные операции, или достаточно, чтобы они были просто налогоплательщиками данного налога, из определения неясно. И это, как увидим ниже, один из трех основных камней преткновения для решения рассматриваемого вопроса;
- возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере является не единственной формой льготы. Следовательно, льготой является также, например, освобождение налогоплательщика от какой-то налоговой обязанности или ее облегчение;
- отсутствует ограничение на способы, которыми реализуется возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. И это тоже порождает проблемы;
- возможность отказаться от использования льготы является не безусловной, ибо может быть ограничена Налоговым кодексом РФ. В силу специального характера норм статьи 56 НК РФ в части определения понятия льготы данная формулировка приоритетна по отношению к подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ. В нем сказано только о том, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а о том, что Налоговый кодекс РФ может придать льготе характер безальтернативной обязанности, не говорится.
В практике федеральных арбитражных судов также встречается позиция, подвергающая сомнению всеохватывающе льготный характер норм статьи 149 НК РФ. В последние годы наиболее полно она изложена в постановлениях ФАС Поволжского округа, принятых после приведенного выше постановления Президиума ВАС РФ по поводу земельного участка.
Нужно ли сдавать декларацию по НДС при применении ст
Есть судебные решения, в соответствии с которыми при получении налогоплательщиком документа, подтверждающего льготу в более позднем периоде, он может подать уточненную налоговую декларацию и обратиться с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Есть работа автора, в которой высказана аналогичная точка зрения. Кроме того, есть пример судебного решения, из которого следует, что право на льготу можно подтвердить, представив документы не в инспекцию, а непосредственно в суд.
Суд указал, что коллегия адвокатов, которая осуществляет операции, освобожденные от обложения НДС в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, является плательщиком НДС. Поэтому она обязана представлять в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость независимо от наличия или отсутствия у нее объекта обложения НДС.
Если плательщик НДС применит льготу по ст
- пояснения о совершенных льготных операциях в виде реестра (списка) подтверждающих документов в разрезе кодов операций (далее — Реестр). Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении № 1 к Письму. Коды операций определяются в соответствии с приложением № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@;
- перечень и формы типовых договоров, применяемых при осуществлении операций по соответствующим кодам.
При этом льготами по налогам и сборам признаются различные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов (п. 1 ст. 56 НК РФ). В частности, к льготам относятся некоторые операции, перечисленные в п. 2, 3 ст. 149 НК РФ, освобождение от НДС по которым предоставлено не всем налогоплательщикам, а только их отдельным категориям (см., например, пп. 5 п. 2, пп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).
Налоговая декларация по НДС и 149 стаья НК РФ
В прошлом году подал уведомление об освобождении по 145 статье. В этом году отправил подтверждающие документы за прошлый год и уведомление о продлении на текущий. Однако столкнулся со следующим требованием налоговой: «Мы обязаны были представлять налоговую декларацию с 7 разделом «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».
Отстаивая свою позию ссылаюсь на следующие факты:
Как указывалось в РЕШЕНИИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 13 февраля 2003 г. N 10462/02
— «Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса не предусматривает обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со статьей 145 Кодекса, представлять налоговые декларации.»;
Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ
9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);
К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;
Нужно ли сдавать декларацию по НДС при применении ст
Разъяснено, что декларации должны заполнять все налогоплательщики. При этом если налогоплательщик в налоговом периоде осуществляет только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то он заполняет разд. 5 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» декларации, а при заполнении строк и граф разд. 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.
Вместе с тем имеется судебное решение, согласно которому налогоплательщик не вправе применять льготу при отсутствии подтверждающих документов. Однако впоследствии, когда они будут получены, организация может представить уточненную декларацию и заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Некоторые авторы подтверждают данную точку зрения.
НДС: операции, освобождаемые по статье 149 НК РФ, не льготы
Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации были отражены операции по пяти кодам:
Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и соответственно налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.
Камеральная проверка: истребование документов, подтверждающих право на применение льгот по операциям, предусмотренным ст
В данной статье автор с учетом норм действующего российского законодательства, его последних и актуальных изменений, позиции уполномоченных органов, а также сформировавшейся судебной практики рассматривает ситуации, возникающие в связи со спорами об обязанности представления документов, подтверждающих право на налоговые льготы налогоплательщика, применяющего освобождение от НДС, предусмотренное ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Минфин России в последних разъяснениях ссылается на позицию, отраженную в Постановлении N 33, и указывает, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, относится к категории льгот по налогам и при проведении камеральной проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов на основании п. 6 ст. 88 НК РФ обязаны представлять документы, которые подтверждают право на данную льготу (см., например, Письмо Минфина России от 3 декабря 2014 г. N 03-07-15/61906).
Таким образом, финансовое ведомство указывает на правомерность представления дополнительных документов, подтверждающих право на налоговую льготу по некоторым операциям.
Льгота по ст149 в налоговой декларации
В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.
При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).
ОПЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЛОЖЕНИЮ (ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ) НДС (ПО СТ
На основании пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров, за исключением подакцизных (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ.
Суд разъяснил, что из ст. 149 НК РФ следует, что от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации данного вида услуг. То есть любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от обложения по НДС в соответствии с данной статьей, имеет право на льготу.
Представление документов для подтверждения права на освобождение по НК РФ
Ранее в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 №4517/12 также указывалось на то, что налоговые льготы согласно ст.56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, в отличие от операций, освобождение от налогообложения которых предусмотрено для всех налогоплательщиков.
При этом в п.1 ст.56 НК РФ дано определение льгот, согласно которому льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.