Льгот по обязательной продаже части валютной выручки

Статья 21

1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.
3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

Обязательная продажа валютной выручки по новым законам в 2019 году

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.
Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.

Некоторые спорные вопросы порядка обязательной продажи части валютной выручки резидентов РФ на внутреннем валютном рынке РФ

Деятельность государства в сфере правового регулирования порядка обязательной продажи части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке РФ в последние полтора года характеризуется значительной активностью и определенного рода колебаниями. Несмотря на это, а, возможно, и благодаря этому, проблем в правоприменительной практике в данной области не стало меньше. Попробуем остановиться на некоторых из этих проблем.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции ФЗ от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ) 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ. В то же время абзац 3 указанного пункта устанавливает, что порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ устанавливается Президентом РФ. Прочтение приведенных норм вызывает справедливый вопрос: кто же все-таки должен устанавливать порядок продажи валютной выручки и что понимать под порядком продажи валютной выручки в контексте каждой из указанных норм. В данном случае можно говорить, либо об очевидном противоречии одной нормы другой, либо, все же, о том, что законодатель в термин «порядок» в разных случаях вкладывает разный смысл.

Свою позицию по данному вопросу высказал Президиум Верховного суда РФ в постановлении от 31 июля 2002 года N 132пв-02 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительными абзаца 3 пункта 2 и абзаца 2 пункта 12 Инструкции Центрального банка РФ от 29 июня 1992 года N 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке РФ» в части, ограничивающей возможность обязательной продажи части экспортной валютной выручки юридического лица по поручению последнего через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам». При этом Президиум, отменяя судебные акты судов первой и кассационной инстанции, отметил следующие моменты.

Введение в Закон специальной нормы (имеется ввиду абзац 3 пункта 5 статьи 6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» — автор) объясняется государственной важностью необходимости переноса полномочия установления особого порядка в отношении обязательной продажи иностранной валюты на высшее должностное лицо в стране, каковым является Президент РФ, поскольку в конечном счете речь идет о создании прочной финансовой базы для обеспечения защиты и обеспечения устойчивости рубля — валютного резерва государства. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 года N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» право установления порядка обязательной продажи части иностранной валюты было делегировано Центральному банку РФ. Реализация данного полномочия была осуществлена Центральным банком РФ в Инструкции ЦБР от 29 июня 1992 года N 7

Обратите внимание =>  Проверить электронный страховой полис осаго на подлинность онлайн

Льгот по обязательной продаже части валютной выручки

Поэтому в рамках антикризисного плана правительства и Нацбанка Беларуси по стабилизации ситуации на валютном рынке планировалось подготовить проект нормативного акта об отмене льгот по обязательной продаже валютной выручки. 25 июля появился президентский указ № 326. «Учитывая ситуацию, сложившуюся на внутреннем валютном рынке, а также в целях создания равных условий хозяйствования отменен ряд льгот по обязательной продаже иностранной валюты, существовавших до настоящего времени», сообщила тогда пресс-служба президента. Там пояснили, что принятие документа позволит увеличить долю иностранной валюты, продаваемой в обязательном порядке.
В Нацбанке утверждают, что «на протяжении 2010-2011 гг. наблюдалась тенденция снижения доли обязательной продажи субъектами хозяйствования иностранной валюты», хотя «инструмент обязательной продажи валюты является одним из существенных условий эффективного функционирования внутреннего валютного рынка».

Обязательная продажа части валютной выручки

Не позднее дня, указанного банком в уведомлении, резидент должен дать банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, перечислении полученной в валюте Российской Федерации суммы на свой банковский счет, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте.

  • оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
  • уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
  • выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
  • иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ.

Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по курсу иностранных валют в валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

Перечень отмененных льгот по обязательной продаже части валютной выручки

НББ также поясняет, что в соответствии с указом, часть валютной выручки обязаны будут продавать Белорусская коллегия адвокатов, субъекты инновационной инфраструктуры и резиденты научно-технологических парков, за исключением резидентов Парка высоких технологий. Также в обязательном порядке будет продаваться 30% валютной выручки от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, от экспорта информационных технологий и услуг по их разработке.
В соответствии с письмом НББ в банки, текстом которого располагает «Интерфакс-Запад», после вступления указа в силу (после официальной публикации) обязательную продажу 30% валютной выручки должны будут осуществлять ОАО «Беларуськалий», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Белгорхимпром», ГПТО «Белая Русь» и предприятия, перерабатывающие тростниковый сахар-сырец. В письме сказано, что льгота отменена и для ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» (обработка алмазов), но поскольку оно является резидентом свободной экономической зоны, то у него сохраняется возможность не продавать инвалюту в рамках обязательной продажи.

Льгот по обязательной продаже части валютной выручки

Такая продажа производится по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через 7 календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ.
Период применения Нормативный правовой акт, устанавливающий размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже 10 % 27 декабря 2004 г. – н/в Указание ЦБ РФ от 26 ноября 2004 г. № 1520-У 25 % 18 июня 2004 г. – 26 декабря 2004 г. Инструкция ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. № 111-И 25 % 10 июня 2003 г. – 17 июня 2004 г. Указание ЦБ РФ от 9 июля 2003 г. № 1304-У 50 % 10 августа 2001 г. – 8 июля 2003 г. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 130-ФЗ 75 % [57] 31 декабря 1998 г. – 9 августа 2001 г. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ 50 % 26 июня 1992 г. – 30 декабря 1998 г. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 40 % [58] 1 января 1992 г.

Льгот по обязательной продаже части валютной выручки

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ. Центральный банк РФ вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30% ее суммы. Указанием Центробанка от 26 ноября 2004 г. № 520-У норматив обязательной продажи валютной выручки снижен до 10%.
Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Обратите внимание =>  Кто имеет право получать льготы на оплату жилья жилищную субсидию

Особенности валютной выручки

Законом устанавливается минимальная доля, которая должна подлежать обязательной перепродаже. Поскольку российский рубль не является полностью конвертируемой валютой, то в пользу страны необходимо продать от 10% до 30% от общего объема валютной выручки. Осуществляется такая продажа резидентами (физическими или юридическими лицами).
Чтобы получить доход, государству необходимо правильно рассчитать базу, с которой будет происходить обязательная продажа. Это определяется тем, какие товары или услуги предлагает своим покупателям экспортер, каков уровень цен на них, условиями сделки, а также действующими межправительственными соглашениями и сделками. Большое значение имеет тот курс, по которому осуществлялись продажа товаров и предоставление услуг.

Обязательная продажа валютной выручки

В-третьих, Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 192-ФЗ «О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» внес изменения в Закон N 3615-1. Эти изменения позволяют резидентам направлять часть валютной выручки на погашение кредитов, полученных от нерезидентов, на счета в банках за пределами территории РФ. При этом нерезиденты должны являться агентами правительств государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития, а резиденты должны иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ. При соблюдении этих условий резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта в пределах суммы, необходимой для исполнения их обязательств по этим кредитным соглашениям.
Валютная выручка может не поступать на территорию России, такие случаи предусмотрены законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки.

Кому отменили льготы по обязательной продаже валютной выручки

– Те, кто направлял выручку в иностранной валюте, перечисляемой в течение 7 рабочих дней со дня поступления на счет для приобретения государственных ценных бумаг и (или) ценных бумаг Национального банка, номинированных в иностранной валюте, при условии, что эти ценные бумаги будут находиться в их собственности не менее 30 дней непрерывно;
– Субъекты инновационной инфраструктуры и резиденты научно-технологических парков от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (Резиденты Парка высоких технологий, осуществляющие свою деятельность согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 такую льготу пока сохранили)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от N 173-ФЗ (ред

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;
6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;
8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
9) валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
10) специальный счет — банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также — требование об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета;
11) валютные биржи — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.
2. Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Обратите внимание =>  Если отработал полгода сколько положен отпуск воспитателюперед декретным

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.