Ориентация уровня социального обеспечения на прожиточный минимум

Принципы права социального обеспечения

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными. и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности.
В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальные пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Социальная политика государства

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги). Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни

В некоторых странах (Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Нидерланды) пенсия по старости складывается из двух частей – базовой и дополнительной (страховой или профессиональной). Размер базовой части устанавливается в фиксированной сумме, а дополнительной – в процентах от прежнего заработка [1] .
Возможность одновременного получения различных видов социального обеспечения всегда рассматривалась как достоинство отечественной системы. Это относится к ситуации, когда одно и то же обстоятельство влечет возникновение права на несколько видов пособий, услуг и льгот. Так, в связи рождением ребенка мать приобретает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до полутора лет. А ребенок имеет право на ежемесячное пособие до достижения им возраста 18 лет, бесплатное обеспечение детским питанием и лекарствами до трех лет.

Обратите внимание =>  Судебная практика связанная с межеванием земельного участка

Социальное обеспечение достойного уровня жизни в России

Идеология социального государства официально сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. В соответствии с ней Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но конституционное закрепление этого принципа не явилось гарантией его реализации на практике, что пришлось подтвердить Правительству Российской Федерации.
Правоведы оценивают сегодняшнее состояние социального государства в России на уровне первой половины 20-х годов XX в. Разработанная в 2004 г. концепция социального государства не реализуется. Мы предприняли попытку найти адекватное современности понятие социального государства, определить его содержание и конституционное закрепление. Связать же между собой доктринальную и нормативную составляющие концепции социального государства и осуществить ее на практике — задача государства.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума

24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.
Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности.

Система государственного управления

Наиболее уязвимыми являются многодетные и неполные семьи. Среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет 50%, среди молодежных семей — 60%. Поэтому основными направлениями государственной политики в отношении семей являются создание необходимых условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, безопасного материнства.
Безработным гражданам гарантируются бесплатные профессиональная ориентация, подготовка, повышение квалификации по направлению органов службы занятости, медицинское обслужи ванне, возможность участия в оплачиваемых общественных работах с учетом возрастных и иных особенностей. Высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата в соответствии с заключаемыми коллективными договорами (соглашениями) гарантируются сохранение очереди на получение жилья, пользование лечебными, детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими в данной организации.

Раздел 3

Более гуманные нормативы пособий по безработице позволяют нормальному человеку не сломаться, пережить неудачные периоды в жизни и продолжить повышение профессиональной квалификации и адаптации к новым реалиям вызова современных условий. В противном случае, как показывает практика многих стран, где отсутствуют прогрессивные подходы борьбы с безработицей, люди чаще всего опускаются на дно общества, увеличивается количество наркоманов, криминальных поступков, разрушаются семьи, на исправления и преодоления последствий которых государству придется потратиться намного больше, чем принять превентивные меры — достойную величину пособий по безработице.
Данная методика учитывает почти все основные факторы, предопределяющие прожиточную норму человека на месяц, можно подсчитать и на день. Данная методика определяет только стоимость уровня проживания человека без учета расценки жилищно-коммунальных услуг, что должно лечь на плечи государства. Далее нужно ввести следующие категории: социально-экономическую норму развития человека; духовно-интеллектуальную норму развития человека; стоимость жизни человека, которые стали бы базовыми, по которым ориентировались бы в определении нормальной заработной платы, пенсии, пособий по безработице, инвалидности и т.п.

Обратите внимание =>  Как правильно встать в очередь на детский сад

Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально — демографическим группам населения в целом по РФ за 4 квартал 2004 года» определена величина прожиточного минимума в целом по России за 4 квартал 2004 г. в расчете на душу населения — 2451 руб., для трудоспособного населения — 2690 руб., пенсионеров — 1849 раб., детей — 2394 руб.
Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.

Ориентация уровня социального обеспечения на прожиточный минимум

Косвенным свидетельством различий в ориентации социальной помощи бедным в странах с близким уровнем развития на точку отсчёта в виде социального или прожиточного минимума может быть объём этой помощи в расчёте на одного члена семьи. Так, в четырёх европейских странах, входящих в первые двадцать стран мира по индексу развития человеческого потенциала, почти нет различий по уровню ВВП на душу населения (от 17,8 тыс. долл. США в середине 1990-х гг. во Франции до 16-17 тыс. долл. в Нидерландах, Германии, Бельгии); в то же время социальная помощь составляет в Нидерландах и Бельгии соответственно 534 и 405 ЭКЮ на человека, а во Франции и Германии только 289 и 255 ЭКЮ, такой разрыв говорит об ориентации на разный уровень «планки» для бедных.
Социальный минимум может также трактоваться как минимально приемлемый образ жизни, который или оценивается экспертами, или, что предпочтительнее, превращается в признанный таковым обществом, т. к. рассчитывается на основе опроса общественного мнения о благах первой необходимости, как, например: отопление жилых помещений (1-е место) (здесь и далее место приводится по оценке населения Великобритании в 1-й половине 1980-х гг.); постель для каждого члена семьи (5-е место); трёхразовое питание для детей (8-е); отдельное жильё (9-е); холодильник (12-е); мясо или рыба на о^ед через день (21-е); соответственно с местами изменяется доля людей, считающих данное благо жизненно необходимым, если у первой позиции доля составила 97%, то у двадцать первой — только 63%, в исследовании же были отобраны блага, набравшие более 50%.

Обратите внимание =>  При разводе как делится квартира в кредит

Право граждан на достойный уровень жизни его реализация в сфере социального обеспечения

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозгласила право на достойный уровень жизни, «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Близким по смыслу к данной категории является уровень благосостояния, под которым понимается мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Качество жизни, в отличие от достойного уровня жизни, будучи интегрированным понятием, включающим в себя множество разнородных, часто не поддающихся количественной оценке факторов, не сводится исключительно к материальной составляющей. Это параметр призван характеризовать социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданскими свободами, правами человека, безопасностью существования, уровень его защищенности, реализации внутреннего потенциала человека, его интеллекта, творческого смысла жизни и др.

Социальное обеспечение для граждан доход которых ниже прожиточного минимума

В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальные пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Юристы и правоведы считают, что цель социального обеспечения заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение доходов.