Законы ману дхарма для варн

Третья стадия – ванапрастха (лесной отшельник). Как правило, когда сыновья становились взрослыми, домохозяин передавал им управление домом и удалялся в лес в качестве отшельника. Часто его сопровождала супруга. Ему предписывалось вести воздержанную жизнь, предаваясь сосредоточенному размышлению, вознесению молитв, совершению жертвоприношений и т.п. Об этом подробно рассказывали араньяки.

Таким образом, брахманы – это жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – ремесленники и земледельцы, шудры – слуги. Представителей трех высших варн называли «дваждырожденными», поскольку в детстве они проходили особое посвящение, дающее им возможность изучать Веды и принимать участие в ритуалах.

Ашрама-дхарма

Верховная Личность Бога, Вишну, должен почитаться надлежащим исполнением предписанных обязанностей в системе варн и ашрамов. Нет другого пути, чтобы удовлетворить Всевышнего Господа. Человек должен находиться в системе четырёх варн и четырех ашрамов.

В истории появления каст еще далеко не все ясно. Они сформировались позднее, в эпоху раннего средневековья. Некоторые ученые полагают, что в понятие касты входили этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в разряд неприкасаемых), кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), религиозные секты и группы людей, объединявшиеся по наследственным профессиям и занятиям.

Законы Ману

В Древней Индии задолго до прихода ариев сложилась высокоразвитая цивилизация. Раннеклассовое общество существовало в Индии еще в 1 тыс. до н. э., в эпоху ранней древности. Оно ровесник цивилизации Древнего Египта и Шумера. Раскопки в долине р. Инд, остатки древнейших городов Хараппы, Мохенджо-Даро свидетельствуют о наличии словий, классов и государства. В центре городского поселения находилась крепость, там проживала правящая знать, военачальники, жрецы. Вокруг нее селились ремесленники, торговцы. Беднота ютилась в хижинах и глинобитных лачугах. Знать имела невольников, возможно, были государственные рабы.

Обратите внимание =>  Кто и какие льготы имеет

Регулирование общественных отношений по законам Ману

Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, отрубить обе руки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь.

«Законы Ману» (точнее — «Наставления Ману в дхарме») (Manavadharmacastra) — самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник, сохранивший сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Дхармашастры были основой гражданского и уголовного законодательства, также они включают предписания относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т.д. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

ГЛАВА Х

115. Существует семь законных способов приобретения имущества (vitta): наследование (daya), получение (labha)*, покупка (kraya), завоевание (jaya), ростовщичество (prayoga) исполнение работы (karinayoga), а также получение (pratig’raha) [милостыни] от добродетельных *.

ГЛАВА XI

120. [Налог] на народ (vi»;) — одна восьмая в зерне, налог (^lilka) [с золота и скота] — одна двадцатая *, [но] по крайней мере каршапана; щудры, а также ремесленники (karu) и мастера по художественным ремеслам («;ilpin) [вместо налога] исполняют работы.