Взгляды вольтера на власть

Другими жертвами политических и религиозных гонений, которых защищал просветитель, были Сирвен, граф де Лалли, шевалье де Ла Барр. Политико-правовые взгляды Вольтера заключались в борьбе с Церковью и ее предрассудками.

Это объясняется тем, что вера не способна раскрыть его бытие. Она построена на суевериях и множестве противоречивых вещей. Единственной правдой в данном аспекте является поклонение Богу и его заповедям. По мнению Вольтера, атеизм, как и теизм, противоречит деизму своей абсурдностью.

Основные идеи о вере

Идеи Монтескье и Вольтера не были одинаковыми относительно вопросов государства и общества. Однако они стали основополагающими в развитии нового общества. Основная идея Вольтера отличалась от взглядов других представителей эпохи.

Когда Вольтер говорил о равенстве, он имел в виде формальное равенство перед законом, то есть отмену феодальных привилегий и установление равной для всех гражданской правоспособности, но отнюдь не равенство общественного положения. «В нашем несчастном мире, — говорил он, не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделялись бы на два класса, один класс богатых, другой — бедных».

В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».

7. История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Под ред. Проф. О.Э. Лейста. М., Юрид. Литература., 1991.

К сожалению Вольтер не оставил никаких сочинений по политико – юридической мысли и поэтому я обращусь к различным учебникам по истории политических и правовых учений, а также к его произведению «Философские истории».

Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французского общества. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

83. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШЕВИЗМА

8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА IV–II ВВ. ДО Н.Э Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают

§ 3. Политико-правовая идеология купечества. И. Т. Посошков

Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии предпринимательских кругов к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. «Когда чернь примется философствовать, — утверждал Вольтер, — все погибло». Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлении, нравов, традиций.
Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.
В разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими факторами, отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и других стран.
В XVII–XVIII вв. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для нее духовных факторов. Вот почему при изучении истории политико-юридической мысли столь необходимо хорошо представлять себе сущность и облик Просвещения.
Просвещение — это эпохальное культурно-идеологическое течение общественной мысли (стимулировавшее аналогичные процессы в ряде других стран и приобретшее всемирно-историческое значение), успешно развив лучшие традиции Возрождения и передовых мыслителей XVII в., вдребезги разбило унаследованную от средневековья систему теологического миросозерцания, социальная функция которого состояла в освящении отношений эксплуатации и угнетения, свойственных феодально-монархическому строю. Плеяда выдающихся мыслителей, в которой наряду с Вольтером почетное место занимают Монтескье, Руссо, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах и многие другие произвела, по сути дела, весьма эффективную идеологическую подготовку Великой французской революции, которая в 1789-1794 гг. до основания разрушила прогнивший «старый режим». Ф. Энгельс подчеркивал, что «великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов ,какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него . Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам. Отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека»:
Выработанный просветителями идеал «царства разума» как справедливого общественного устройства, создающего возможности для счастья всех людей, не мог быть реализован в условиях — буржуазного общества. Осознание этого факта вскоре после завершения Великой французской революции привело к формированию и последующему значительному развитию в первой половине XIX в. французского утопического социализма, который явился одним из теоретических источников марксизма .
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.
Причин было несколько. Экономические причины, обусловившие остроту идейной борьбы в период подготовки и проведения Великой французской революции 1789-1794 гг., коренились в особенностях капиталистического развития страны. К началу XVIII в. Франция становится одним из крупнейших центров европейской торговли. Ее промышленность, благодаря оживленным связям с другими странами, начинает развиваться ускоренными темпами. В то же время во Франции сохранялись многочисленные пережитки крепостнических отношений (сеньориальные владения, остатки серважа и др.), которые препятствовали расширению внутреннего рынка. В середине XVIII в. Франция оказалась как бы средоточием социально-экономических противоречий между отжившим феодальным строем и набиравшим силу капитализмом.
Основной политической причиной обострения идейной борьбы накануне революции явилась сложившаяся во французском обществе расстановка классовых сил. Восходящей буржуазии противостояла абсолютная монархия, которая достигла зенита своего могущества. Для завоевания политической власти буржуазия была вынуждена объединяться с народными массами.
Поднимая народ на борьбу с абсолютистским режимом, французская буржуазия выступала во главе третьего сословия, к которому принадлежали тогда все непривилегированные слои населения (буржуа, крестьяне, рабочие, городская беднота и др.). Широкое участие трудящихся масс в революционном движении обеспечило ему небывалый размах, подталкивало буржуазию к проведению радикальных общественных преобразований, а также способствовало более глубокому, по сравнению с эпохой предшествующих буржуазных переворотов, размежеванию позиций в самом антифеодальном лагере.
Среди причин идеологического порядка, обусловивших ход идейной борьбы в предреволюционной Франции, решающую роль сыграло то, что в религиозных войнах, охвативших страну на рубеже XVI–XVII вв., победу одержал католицизм. Католическая реакция, перейдя в наступление, разжигала у верующих религиозную нетерпимость и фанатизм. В этих условиях борьба французской буржуазии с теологическим мировоззрением приобрела непримиримый характер и была доведена до полного отрицания христианства.
Программу антифеодального движения во Франции разрабатывали представители различных политических направлений: просветители, революционные демократы и др.
Просветительство как идейное движение представляет собой закономерную ступень в развитии политической идеологии. Движение просветителей возникает на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю, когда в стране еще не сложилась революционная ситуация. Просветительские учения выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. По мере нарастания кризиса феодального строя из просветительства выделилось революционно-демократическое направление политической мысли.
Интересы социальных низов нашли отражение в идеологии социализма, представители которого продолжили разработку проектов организации государства и законов, основанных на общественной собственности.

Обратите внимание =>  Вибродинамик и газобетон

Содержание работы

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.

Описание работы

Проповедуя просветительские идеи, Вольтер уделял главное внимание борьбе против суеверий и предрассудков, связанных с религией, боролся против засилия церкви в идеологической и политической жизни. Эта сторона творчества Вольтера обстоятельно проанализирована в работах отечественных ученых советского периода. Борьба Вольтера против религиозных суеверий и предрассудков, борьба, к которой в течение десятилетий было приковано внимание всех передовых людей его времени имела совершенно исключительное значение для дела освобождения человеческой мысли от устарелого строя идей, считает В.П. Волгин, всеми мерами защищавшего свой былой авторитет. Эта борьба имела также большое значение для подготовки освобождения человечества от устарелого, но упорно отстаивавшего свое господство строя общественных отношений.
Энергично выступая против традиционных религий и церкви, Вольтер в то же время проповедовал веру в Верховное существо, упорядочившее мир, вознаграждавшее добро и карающее зло. «Мой разум,- утверждал Вольтер,- доказывает мне, что есть существо, упорядочившее материю вселенной» .
Вольтер широко пропагандировал наследие Ньютона, причем не только его естественнонаучные, но и теологические взгляды. Так же как и Ньютон, Вольтер признавал телеологическое доказательство существования бога, видел в боге источник разумного устройства мира. Однако в социальной сфере телеологическое доказательство, с точки зрения Вольтера, не выдерживало проверки опытом. Убийственную критику теодецеистских взглядов применительно к устройству общества Вольтер дал философской повести «Кандид, или Оптимизм», в которой предметом острейших насмешек становится философ Панглос, сторонник учения о предустановленной социальной гармонии.
В известной мере сознавая несостоятельность своих философских доводов в защиту «естественной религии», Вольтер использует ряд чисто практических соображений: бог необходим, чтобы служить сдерживающим людей началом. Без бога «я сам для себя бог, я пожертвую всем миром ради моих фантазий, если к этому представится случай я живу без закона, я не смотрю ни на кого, кроме себя. Если другие существа овцы, то я сделаюсь волком; если они куры, то я стану лисой», писал Вольтер.
Особенно опасным он считал распространение атеизма среди простонародья. «Атеист бедный и свирепый, верящий в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников»,- уверяет Вольтер. Идея бога казалась ему необходимой и для того, чтобы ограждать граждан от произвола властей. «Я хочу,- писал Вольтер в письме к Дюфуру,- чтобы государи и их министры верили в бога, который карает и прощает. Без этой узды они будут представляться мне жаждущими крови животными». Именно по практическим соображениям он выступал против атеизма Гольбаха и Гельвеция. По поводу книги Гольбаха «Разоблаченное христианство» Вольтер утверждал в письме к мадам де Сен Жильен: «Эта книга ведет к атеизму, которого я не переношу…. Я не одобряю этой книги и как гражданин: автор излишне враждебен властям. Люди, которые так мыслят, породили бы анархию». На страницах принадлежащего ему экземпляра Гельвеция Вольтер пометил, что если не будет веры в карающего бога, то «число тайных преступлений будет бесконечным. Будут воровать, убивать, отравлять, лишь только будет предвидеться безопасность».

Обратите внимание =>  Чернобыльские выплаты на второго ребенка в рязанской области в 2021 году

В одно время с Монтескье в первой половине века выступает и другой писатель — величайший французский просветитель — Вольтер. Значение его деятельности выходит далеко за рамки указанного периода — зачастую весь восемнадцатый век называют веком Вольтера. Это одна из наиболее важных ключевых фигур для понимания всего французского Просвещения, человек, оказавший колоссальное воздействие на умы своих современников. От его имени произошло слово «вольтерьянство», которым стали обозначать свободомыслие не только во Франции, но и в других странах Европы.

Метки

«Философские письма» были изданы сначала в Лондоне в 1733 году под названием «Письма об английской нации» и были посвящены описанию Англии, ее порядков, в которых писатель видел пример для Франции. Подразумеваемое сопоставление достоинств английской действительности с французскими порядками позволяло соотечественникам Вольтера увидеть, что же конкретно плохо в общественном устройстве Франции, что отжило и что надо изменить. Не случайно, после того как «Философские письма» были изданы во Франции, они были осуждены парижским парламентом на сожжение как книга «соблазнительная, противная религии, добрым нравам и почтению к властям » 6 .

Музыка

1718 — 1722 годы — период наибольших светских успехов Вольтера, когда ему кажется, что он занял достойное положение во французском обществе, стал равным с теми знатными людьми, которые его окружали. Однако в скором времени обнаруживается, что Вольтер глубоко ошибался. В 1717 году за сатиру на герцога Орлеанского и его дочь он был посажен в Бастилию — одну из самых мрачных тюрем тогдашней Франции, где просидел одиннадцать месяцев. После выхода из Бастилии Вольтер привлек к себе внимание уже не только как автор стихов, но и как автор трагедии «Эдип». Ее постановка имела оглушительный успех и сделала имя писателя знаменитым. В 1723 году выходит «Лига, или Генрих Великий» — первая эпическая поэма на сюжет из истории Франции; в дальнейшем она стала называться «Генриадой», закрепив за Вольтером славу первого писателя Франции.

Обратите внимание =>  Налоговый взаимозачет за 1 календарный год

Философские взгляды Вольтера были основаны на учении Локка. Он разделял его эмпирический подход, но отрицательно относился к материализму. Вопрос бессмертия души и необходимости свободы воли так и остался для философа открытым.

Философия

Вольтер состоял в переписке с несколькими монархами, чьи политические взгляды ему импонировали. Среди них была и Екатерина Великая. После смерти философа она выкупила его библиотеку за огромную сумму — 30 000 золотых рублей. Вместе с книгами Екатерина надеялась получить письма, но они остались во Франции и вскоре были опубликованы.

Взгляды на политику

Вольтер писал и поэзию и прозу. Он начинал, как автор сатирических стишков, в которых высмеивал видных общественных деятелей и знакомых аристократов. Из-за своего злого юмора литератор часто оказывался в тюрьме, участвовал в дуэлях и постоянно получал угрозы. Но известность ему принесли драматические произведения: