В случае выявления признаков преступления

46. В этой связи если и правомерно бы было поднимать вопрос о возможности привлечения в указанной ситуации кого-либо к уголовной ответственности, то следовало бы вести речь не о должностном лице, к которому поступило сообщение, а о лице, которое представило сообщение о преступлении. Иначе мы можем дойти до абсурдной аналогии с процессом принятия устного заявления о преступлении. Если лицо, которому поступило сообщение о преступлении, может быть привлечено к уголовной ответственности за заведомо ложный донос, то почему к этого же рода уголовной ответственности нельзя привлечь лицо, составившее протокол принятия устного заявления о преступлении или протокол явки с повинной?

3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, соотносится с рапортом об обнаружении признаков преступления примерно так же, как предмет, который может служить средством для установления обстоятельств уголовного дела, соотносится с постановлением о признании его вещественным доказательством. Предмет, обладающий признаками вещественного доказательства, появляется в распоряжении следователя (дознавателя и др.) (а значит, и в уголовном процессе) до того, как последним будет вынесено постановление о признании его вещественным доказательством. Точно так же сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, выслушивается (прочитывается, обнаруживается) до того, как будет оформлен соответствующий рапорт. Сообщение существует без рапорта, но его получение обязательно должно быть оформлено таковым. Аналогично вещественное доказательство после изъятия его, к примеру, в процессе осмотра места происшествия уже имеется в уголовном деле, но уголовно-процессуальное законодательство требует составить дополнительно постановление о признании изъятого предмета (обладающего признаками вещественного доказательства) вещественным доказательством.

Другой комментарий к Ст. 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

20. В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 141 УПК анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Исходя из закрепленной в данной норме правовой идеи нельзя признавать поводом для возбуждения уголовного дела, а значит, и для начала уголовного процесса не только анонимное заявление, но и анонимное сообщение о преступлении.

Говоря о последнем пункте, стоит отметить, что бывают случаи, когда, например, сведения в поданном начальнику службы рапорте не имеют ничего общего с правонарушением, так как в деле полностью отсутствуют признаки преступления. В данном случае нельзя говорить о необходимости возбуждения уголовного дела.

Основания для составления рапорта

  1. Рапорт может быть составлен только после сообщения о готовящемся или совершённом правонарушении.
  2. В рапорте может быть изложена только объективная сторона состава правонарушения, которое можно отнести к категории опасного, особо опасного или общественно опасного деяния.
  3. Анализируются все имеющиеся доказательства, допрашиваются свидетели по делу, и лишь на основании имеющейся информации составляется рапорт.
  4. Сам факт наличия сообщения о преступлении не может стать основанием для возбуждения уголовного преследования.
Обратите внимание =>  Закон для пенсионеров о транспортной карте

Рапорт по сообщениям граждан

В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ. Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность. Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.

Согласно ч. 1 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть подано как в устной, так и в письменной форме. Письменное заявление подписывается заявителем. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, его составившим. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса РФ, о чем в заявлении делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Явка с повинной

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании выносится, если в результате прокурорской проверки были выявлены признаки преступления. Это самостоятельный повод к возбуждению уголовного дела, он подлежит регистрации и процессуальной проверке. После проверки материалов руководитель соответствующего органа предварительного расследования возбуждает уголовное дело или отказывает в этом.

Постановление прокурора
о направлении соответствующих материалов
в орган предварительного расследования для
принятия решения о возбуждении
уголовного преследования

Явка с повинной – это, по сути, разновидность заявления о преступлении, в котором гражданин добровольно сообщает о том, что преступление совершено именно им. Поэтому процедура процессуального оформления заявления о явке с повинной сходно с оформлением заявления о преступлении. Исключением является лишь то, что при явке с повинной гражданин не предупреждается об уголовной ответственности за заведомый оговор.

Такой рапорт является основанием для начала проверочных действий и поводом для начала последующего уголовного производства. Основные принципы подачи рапорта регламентируются 143й статьей уголовно-процессуального закона, они сходны с принципами подачи любых сообщений о совершенных преступных деяниях.

Сообщение признаётся анонимным, если оно не содержит сведений о заявителе (имя, фамилия, отчество, домашний адрес и т. д.) и в котором отсутствует его подпись. Само по себе анонимное заявление не является допустимым и юридически значимым, чтобы считаться поводом к возбуждению уголовного дела. Оно служит поводом для организации проверки полученной информации средствами оперативно-розыскной деятельности.

Обратите внимание =>  Как выписать из квартиры по решению суда

Комментарий к ст. 141 УПК РФ

Чтобы сотрудник полиции мог считать сообщение об уголовном правонарушении поводом для заведения уголовного дела на нарушившего закон гражданина, такая информация должна содержать в себе один из нижеуказанных пунктов (или оба сразу):

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Глава 4. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, со стороны защиты и иные участники уголовного судопроизводства

После регистрации рапорта он попадает на рассмотрение к руководителю соответствующего правоохранительного органа, который обладает полномочиями начать проверку и следствие. Зачастую начальник службы даёт поручения относительно следствия тому самому сотруднику, который составлял рапорт, позволяя ему продолжать заниматься данным делом.

Рапорт по результатам оперативных мероприятий

Если военнослужащий видел какое-либо преступление, то проводят оперативные мероприятия с целью найти факт совершения преступления. Как правило, в таких мероприятиях участвуют не только военные дознаватели и следователи, но и рядовые служащие. По факту участия в мероприятиях должен быть составлен рапорт от каждого участника действия. Если следователь и дознаватель составляют специальный рапорт, который приобщается к делу, то рядовой военнослужащий должен составить рапорт на имя своего руководства там, где они были в конкретное время, какие действия осуществляли, и факт какого преступления проверяли.

Представленные лицом письменные сообщения о правонарушениях (а также отправленные по почте, телеграфом, факсом и другими видами связи) обязательно должны иметь подпись заявителя, а устные сообщения должны быть запротоколированы по форме в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Такой протокол скрепляется подписями с двух сторон, где одна сторона – уполномоченное лицо, а вторая – заявитель.

В случае, если военный стал свидетелем преступления, то соответствующие органы проводят на основании его рапорта оперативные мероприятия. Они имеют цель нахождения доказательств совершения преступления. В большинстве случаев в данных операциях принимают участие не только военные лица, но и следственная группа, отдел дознания и другие обычные служащие. По факту принятия участия в оперативных мероприятиях ответственное лицо составляет рапорт от всех участников, который прилагается к материалам дела.

Обратите внимание =>  Как отложить судебное заседание в арбитражный суд образец

Преступление, которое было обнаружено при его расследовании

Функции правоохранительной системы построены на обязательстве государства защищать интересы своих граждан от незаконных покушений, противоправных действий, которые установлены нормами уголовного законодательства. Согласно Конституции РФ, любой гражданин страны имеет право сообщить о преступлении. Для сотрудника правоохранительной системы это не право, а обязанность.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

Другой комментарий к статье 143 УПК РФ

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органов дознания, органов предварительного следствия или прокуратуры в случаях, когда, например, сотрудники правоохранительных органов, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, были очевидцами преступлений; признаки преступления были обнаружены ими в результате осуществления ОРД; при исполнении иных должностных обязанностей и т.п.

Чем больше будет поясняющей информации, тем вероятнее будет результат. Ослушавшись, военнослужащий может подвести не только командование, но также, он подведет следствие, которое сможет разобраться в уголовном деянии.

5. Сообщения руководителей юридических лиц могут содержать сведения о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории данной организаций, либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.

Основания для составления

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.