Судебная практика по выплате вдовам чернобыльцев компенсации по возмещению вреда по суду

1. Заявительница по настоящему делу гражданка В.Н. Фомина — вдова умершего в 2008 году инвалида вследствие чернобыльской катастрофы оспаривает конституционность положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 2018 г. № 11-П “По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой”

1. Признать положение части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42, в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

Именем Российской Федерации

Наиболее широкий перечень таких мер с учетом характера и степени вреда, причиненного радиационным воздействием, а также его последствий (как фактически наступивших, так и прогнозируемых) установлен Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (пункты 1 и 2 части первой статьи 13, статьи 14, 27.1, 29 и 39). Одновременно с этим названный Закон предоставляет членам семей граждан из числа указанных категорий право на единовременную и ежемесячную денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца (часть вторая статьи 14 и часть четвертая статьи 39), и пенсию по случаю потери кормильца, которая назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов (часть третья статьи 29), обеспечивая тем самым восполнение (замещение) части дохода или иной помощи умершего кормильца, которая была для членов его семьи постоянным и основным источником средств к существованию.

Обратите внимание =>  Годовая инвентаризация основных средств приказ образец 2019

В связи с тем, что нормы Закона от 15.05.91 № 1244–1 на эти категории граждан были распространены постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123–1 в определенном объеме, а впоследствии в сам Закон от 15.05.91 № 1244–1 были внесены изменения, существенно расширившие круг предоставляемых чернобыльцам льгот и компенсаций, в практике судов возник следующий вопрос.

Распространяются ли меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС?

Назначение пенсий и льгот

Следовательно, граждане – инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Текст итогового документа

Согласно Письму Центра пенсионного обслуживания ГУВД по Московской области от 18 апреля 2011 года истцу отказано в удовлетворении заявления о перерасчёте суммы возмещения вреда здоровью и рекомендовано обратиться в суд.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части перерасчёта сумм возмещения вреда здоровью исходя из размера денежного содержания военнослужащего на момент увольнения, суд указал на то, что истец реализовал право выбора получения компенсации в возмещение вреда здоровью в твёрдой денежной сумме с учётом индексации, поскольку указанное право подтверждено вступившими в законную силу судебными постановлениями. Вместе с тем, придя к выводу о том, что право Цветкова В.Г. на получение сумм возмещения вреда здоровью в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушено несвоевременной индексацией, суд пришел к выводу о необходимости индексации ранее присужденных судебными постановлениями сумм пропорционально уровню инфляции и взысканию соответствующей задолженности за период с февраля по март 2012 года.

Обратите внимание =>  В составе общего имущества в мкд не учитываются площади чердаков и подвалов.

Однако, как констатировал в своем Определении Конституционный Суд РФ №1085-О-П от 16.12.2008г., «..если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, независимо от причины смерти данного лица.

Юридическое агентство «Фемида» г. Нововоронеж

В связи с тем, что право членов семьи гражданина, умершего вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда возникает безотносительно к наличию такого права у умершего кормильца, исключается возможность применения способа определения размеров таких выплат, установленного частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применительно к инвалидам-чернобыльцам и членам их семей.

Консультация юриста

Но самой главной и первой задачей при решении вопроса о назначении компенсационной выплаты в возмещение вреда членам семьи, потерявшим кормильца, в т.ч. вдовам инвалидов ЧАЭС, все же остается установление юридического факта нахождения на иждивении в судебном порядке, так как ответчик-орган социальной защиты населения всегда возражает, да и Роструд (Федеральная служба по труду и занятости), которую суды привлекают в качестве третьего лица выступает против удовлетворения требований об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на назначение компенсационных выплат вдов.

В Украине и Белоруссии изданы специальные законодательные акты, нормирующие права льготных категорий граждан, связанных с аварией на ЧАЭС. Но в то время как в Белоруссии эти права обеспечиваются на регулярной основе, украинское правительство не может похвастаться такой исполнительностью в связи со сложной экономической и социальной обстановкой, сложившейся в последнее время в государстве.

Право детей-сирот на образование уточнят в федеральном законодательстве Из законодательства следует исключить положение об установлении Правительством порядка обеспечения работников налоговых органов дошкольными и общеобразовательными учреждениями, чтобы дети-сироты могли беспрепятственно продолжать обучение в действующих учебных заведениях.

Воронеж Юрист

В целях реализации названного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором определены, в частности, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.