Резервы в бухгалтерском и налоговом учете 2019

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.
Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.
В письме Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.
Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.).
Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).
Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
— на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
— при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
При этом сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При исчислении резерва в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Разница между суммой резерва, исчисленного на конец текущего отчетного (налогового) периода, и его остатком подлежит включению в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Как видим, порядок определения резерва по сомнительным долгам и использование данного резерва отличаются от аналогичных правил для бухгалтерского учета. В отличие от бухгалтерского учета, налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва.
В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Обратите внимание =>  За сколько выходит алкоголь из мочи и крови

Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам

  • показать в бухучете величину задолженности, реальную к получению, т. е. сделать более достоверными данные о задолженности и, соответственно, сведения бухотчетности;
  • учесть для целей налогообложения потери от непоступления денежных средств до наступления момента, позволяющего полностью списать долг как безнадежный в целях расчета налога на прибыль.

Создание резервов в бухгалтерском и налоговом учетах (или только в бухучете) обычно приводит к созданию временных разниц по ним. В первом случае это объясняется различием как в принципах оценки ситуации, для которой нужен резерв, так и в суммах создаваемых резервов, определяемых по разным алгоритмам. А во втором — самим фактом отсутствия резерва в налоговом учете. Временные разницы меняются по величине при операциях, производимых с резервом, и списываются в момент закрытия суммы резерва.

Резервы в бухгалтерском учете в 2019 году

Оценочные резервы представляют собой некий резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих возможных убытков. Порядок их формирования в бухгалтерском учете и отражения в бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» и другими положениями, регламентирующими конкретный вид резерва.
Вторая группа резервов – оценочные обязательства регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

Порядок начисления резервов в бухгалтерском учете

Начисление резервов в бухгалтерском учете производится по специальным алгоритмам с учетом общих установленных законодательством подходов. Какие резервы требуется создавать в бухучете и как разработать порядок их начисления, узнайте из нашего материала.

  • правило периодичности — отпускное оценочное обязательство создается на каждую отчетную дату;
  • правило рациональности — компания вправе выбрать критерий резервирования (отдельно по каждому сотруднику, по подразделениям или фирме в целом) в зависимости от масштабов компании и условий хозяйствования;
  • правило тождественности счетов — статьи расходов, на которые относятся отпускные резервные отчисления, совпадают с расходной статьей, в которую включается зарплата сотрудников.
Обратите внимание =>  Как начисляется плата за газ если сорвана пломба

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетност и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.
Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друг а Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295 . А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ С 2019 ГОДА

Приказом Минфина России от 27.02.2019 № 32н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее – СГС «Доходы»), который вступает в силу с 1 января 2019 года.
Согласно п. 11 СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.
Таким образом, СГС «Доходы» вменяет в обязанность всем учреждениям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительной задолженности с 1 января 2019 года.
Резервы сомнительных долгов создаются в учете учреждений с 2019 года только по дебиторской задолженности по доходам, признаваемой учреждениями сомнительной. Например, включать в резерв аванс поставщику, не возвращенный им в срок после расторжения договора, не нужно.
СГС «Доходы» распространяется на следующие доходы: от реализации, собственности, штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Администраторы доходов бюджетов учитывают, согласно СГС «Доходы», доходы от налогов, сборов и таможенных пошлин. По данным долгам нужно формировать резерв.
В пункте 4 СГС «Доходы» перечислены виды доходов, к которым не применяется данный стандарт. В частности, СГС «Доходы» не применяется к доходам, возникающим в результате:

Сомнительной признается задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива.
Критерии признания актива содержатся в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – СГС «Концептуальные основы»), утвержденном приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Все о бухгалтерских и налоговых резервах: создание, отражение в учете

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:
— резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов (Подпункт 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ);
— резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов (Подпункт 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 68);
— резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынка (Статья 300, п. 10 ст. 270 НК РФ);
— банковские резервы (Статья 292 НК РФ), резервы страховых организаций (Статья 294 НК РФ), резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием (Статья 294.1 НК РФ).
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число
каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем
деления предельной величины резерва:
(или) на 4, если отчетный период — квартал;
(или) на 12, если отчетный период — месяц

Резервы в бухгалтерском и налоговом учете 2019

3. Резервы и оценочные обязательства в бухгалтерском учете: правила признания по ПБУ, документирование, корректировки. Обзор типичных ошибок. Резервы сомнительных долгов и другие резервы по ст. 324.1 НК РФ в налоговом учете: позиции ФНС РФ и судебная практика.
Требования к первичным документам. 357-ФЗ о зоне ответственности бухгалтера и лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни. Достоверность документов и способы контроля. Критерии недостоверности и последствия ошибок. «Удобная первичка»: советы аудитора. Судебная практика ВС РФ о качестве ПУД и последствия по налогам за ошибки в «первичке».

Обратите внимание =>  Налог на имущество пенсионерам тверской обдасим

Новые изменения в бухгалтерском и налоговом учете в 2019 году: таблица

  • в разделе 2 исключена строка по остатку стоимости ОС на 1-е апреля, 1-е июля или 1-е октября;
  • в раздел 2.1 добавлен реквизит «адрес недвижимости» для объектов, у которых есть только инвентарный номер;
  • в раздел 3 можно буте вписать номер по кадастру гаража, машино-места;
  • в раздел 3 добавлен новый реквизит «Коэффициент Ки», применяемый, когда внутри отчетного периода изменилась стоимость объекта по кадастру.
  1. Стоимость проезда или перелета сотрудника и его родных по территории России к месту отдыха и обратно.
  2. Стоимость проживания сотрудника и его родных в гостинице или в санатории, которые находятся в России.
  3. Стоимость завтраков, обедов и ужинов в гостинице или в санатории, где отдыхают сотрудник и его родные, если питание включено в цену проживания.
  4. Стоимость санаторного или курортного восстановления здоровья сотрудника и его родных.
  5. Стоимость экскурсий для сотрудника и его родных.

Резерв по отпускам в налоговом и бухгалтерском учете

Первый определяет резервирование средств, как право бизнесмена, второй – как обязанность, поскольку таким образом учитываются оценочные обязательства бизнес-субъекта, образующиеся в процессе его деятельности. Исходя из того, что положениям ПБУ должны следовать все хозсубъекты на территории России, создание резерва является обязательной процедурой. Это касается юрлиц-плательщиков налога на прибыль, использующих для определений доходов и расходов метод начисления.
Данный механизм применяется, если в будущем отчетном периоде формирование резерва не планируется. В обратном случае, остаток средств, выявленный в ходе инвентаризации, сравнивается с резервом неиспользованных отпусков. Если второе больше первого, разница признается расходами на 31 декабря текущего года, если наоборот – доходами (пп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ).

Резервы в бухгалтерском и налоговом учете 2019

  • Какая задолженность является сомнительной и безнадежной?
  • Формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете обязательно.
  • Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете: условия и ограничения.
  • Использование резерва. Восстановление неиспользованных сумм резерва. Перенос резерва на следующий год.
  • Различия в порядке формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Применение ПБУ 18/02.
  • Формирование и списание оценочных обязательств по оплате отпуска.
  • Резерв на оплату отпусков в налоговом учете: особенности формирования и использования. Инвентаризация и корректировка резерва.
  • Страховые взносы при формировании резерва на оплату отпусков: порядок учета, изменение тарифов, достижение предельной величины базы для начисления страховых взносов.
  • Отличия бухгалтерского и налогового учета. Можно ли избежать применения ПБУ 18/02?

Резерв по сомнительным долгам

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.