Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2019 года).

Что такое сервитут на земельный участок и как его установить

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:
Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.
Обратите внимание =>  Мугисо свердловской области официальный сайт проверить очередь

Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков

Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута, позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории собственника, обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.
Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия, установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

Как установить публичный сервитут на земельный участок

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.
  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Процедура установления публичного сервитута

  1. Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
  2. Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами, когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Обратите внимание =>  Акт приема передачи ключей от квартиры образец

Установление публичного сервитута на земельный участок

Такая операция с участком земли, как сервитут, не новшество в земельной сфере, понятие это существует уже не одно столетие. Что означает данное выражение? Публичный сервитут – это законное обременение чужого участка земли, проводимое государством.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Процедура установления публичного сервитута

  • Осуществление прохода и проезда через территорию обременяемого участка к тем земельным участкам, которые находятся в худшем территориальном положении, нежели соседний, на который налагается обременение, если по-другому беспрепятственный доступ на них обеспечить нельзя;
  • Осуществление прокладки инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования соседних участков, если иных маршрутов для них выработать невозможно;
  • Осуществление прохода к естественным водоемам, расположенным на обременяемом участке, а также доступа животных к местам водопоя, если такой доступ возможен только через территорию обременяемого участка;
  • Осуществление беспрепятственного доступа к лесным угодьям, а также различного рода водоемам, используемым для целей охоты, сбора ягод и грибов населением, рыбалки, если такие земли должны находиться в свободном доступе, но такой доступ не осуществляется;
  • Размещение различных знаков, используемых для межевания земель, а также нанесения топографических схем на кадастровые документы;
  • Обеспечение свободного проезда к угодьям, используемым в период сенокоса для сбора растений для корма животным;
  • Установление вышек-станций связи, используемых для обеспечения лучшего качества связи в границах конкретных населенных пунктов.

Все перечисленные документы должны быть подготовлены заинтересованными лицами, кроме нормативного акта об установлении сервитута публичного характера. Эти документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган государственной власти для дальнейшего рассмотрения поданной заявки.

Публичный сервитут на земельный участок

Сервитутом в понимании современных юристов является особый вид вещного права. Лицо может пользоваться чужой вещью, в связи с чем ее настоящий собственник становится ограниченным в праве распоряжения ей. Существует несколько видов сервитутов. Данная статья посвящена публичному.
У нас в городе и окрестностях чаще всего сервитут встречается в плотной застройке старых домовладений и иногда на дачных участках. Например, пройти на свой земельный участок или к своему дому человек может только через земельный участок соседей. В этом случае, без установки сервитута невозможен проход (или проезд), а также прокладка коммуникаций (свет, газ, вода и т.п.) и осуществление каких-то других нужд собственника.

Обратите внимание =>  Льгота по налогообложения на транспорт инвалидов войны

Публичный сервитут на земельный участок

Подавайте обращение в тот государственный орган, в чьем ведении находится интересующий вас участок. Например, если у вас есть намерение образовать сервитут на землях, расположенных в муниципальном образовании (деревне, поселке городского типа, селе и т. д.), то подавайте обращение в местную администрацию.
Документ, содержанием которого подтверждается право на возможность использования чужой территории (завещание, судебный акт, протокол о проведении публичных слушаний, соглашение участников сделки) предоставляйте в уполномоченный орган с целью издания официального нормативного акта об установлении сервитута.

Кем же публичный сервитут устанавливается: в чьих интересах и как его оформить

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.
Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Публичный сервитут: правовая сущность и особенности установления

В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.