По каким счетам проводить инвентаризацию в казенном учреждении

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

При инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. При этом необходимо помнить, что при подсчете фактического наличия денежных средств и других ценностей в кассе учреждения (счет 20134) принимаются к учету денежная наличность, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и т.д.).
Материально-ответственные лица дают расписки о сдаче в бухгалтерию или комиссии всех расходных и приходных документов на имущество до начала инвентаризации и ценности, находящиеся под их ответственностью оприходованы, а выбывшие списаны на расход. Расписки дают также подотчетные лица.

Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
В случае если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения между фактическими показателями и данными бюджетного учета, составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом документе фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения, деятельность которых регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (статья 11 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ разделяет инвентаризации на два вида — на обязательные и добровольные. Добровольные инвентаризации являются элементом учетной политики бюджетного учреждения, так как случаи, сроки и порядок их проведения, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются учреждением самостоятельно. Причем добровольные инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми, первые проводятся в соответствии с утвержденным руководством учреждения графиком, а вторые, организуемые в целях дополнительного контроля над сохранностью имущества, — внезапно.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами и здесь все регламентировано. Например, инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них должна производиться в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 г. N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2019 г. N 170н. Согласно программе, предстоит разработать и утвердить более двух десятков новых стандартов, а также внести изменения в действующие нормативные правовые акты.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, в частности:
— Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

Обратите внимание =>  Госпошлина за регистрацию юридического лица 2019 квитанция

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении? 4 этапа проведения в 2019

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Проведение инвентаризации как мероприятие внутреннего контроля

  • по машинам, оборудованию и транспортным средствам по каждому объекту приводятся заводской инвентарный номер по техническому паспорту организации-изготовителя, год выпуска, назначение, мощность и т. д.;
  • однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и другие объекты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений учреждения и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета указываются по наименованиям с указанием количества этих предметов;
  • товарно-материальные ценности указываются по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.);
  • по товарно-материальным ценностям, переданным в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов;
  • предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, оказывающих эти услуги;
  • товарно-материальные ценности, не списанные и пришедшие в негодность, в инвентаризационную опись не включаются, на них составляется акт на списание с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в деталях и изделиях (находящихся в составе незавершенного производства) и не поддающиеся взвешиванию указываются в массе драгоценных металлов и драгоценных камней, установленных по учетным данным или по нормам расхода на детали (изделия) с учетом процента готовности;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся в составе оборудования, – указываются в описи по учетным техническим документам или комиссионно;
  • драгоценные металлы в сплавах, химических соединениях, находящиеся во время инвентаризации в опломбированной специальной таре, предохраняющей их от порчи, заносятся в инвентаризационную опись на основании учетной и технической документации, документов поставщика или данных входного контроля;
  • тара указывается в инвентаризационных описях по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта).
Обратите внимание =>  Льгота на выкуп земли

Инвентаризация расчетов проводится в основном по бухгалтерским документам в согласовании с корреспондирующими счетами (субсчетами). При ее проведении используются данные аналитического учета, первичные документы, акты сверки расчетов. В ходе проведения инвентаризации расчетов устанавливается: правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями учреждения, выделенными на отдельный баланс, правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям и сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Устанавливать количество инвентаризаций для проведения в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, является прерогативой учреждения, за исключением случаев, с наступлением которых проведение инвентаризации обязательно. Ими являются (п. 1.5 Методических указаний):

Как проводится инвентаризация забалансовых счетов

Инвентаризация – это процедура, в ходе которой отслеживаются состояние собственности и обязательств фирмы. В частности, устанавливается их фактическое наличие. В процессе сопоставляются сведения из бухучета с реальным наличием имущества. Инвентаризация обязательно проводится перед заполнением годового отчета.

  1. Назначение комиссии, которая будет проводить инвентаризацию. Назначается она на основании приказа руководителя и получает полномочия, которые будут действовать весь год.
  2. Издание приказа о процедуре. В приказе указываются сроки проведения процедуры, ее причины. Указываются участники комиссии.
  3. Проведение инвентаризации. Мероприятие осуществляется в присутствии участников комиссии и материально ответственных лиц.
  4. Итоги мероприятия. Результаты подтверждаются описями, на которых ставятся подписи присутствующих при инвентаризации. Информация обобщается в Ведомости результатов.

Инвентаризация в бюджетных учреждениях

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссий (в обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
На каждой странице описи указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях, записанных на данной странице. Все незаполненные строки описи прочеркивают. На последней странице делают отметку о проверке цен и подсчете итогов.

Обратите внимание =>  Ответственность за причинение средней тяжести вред здоровью по неосторожности в 2019

Излишки и недостачи имущества в казенном учреждении: оформление и учет

Напомним, до 2012 г. налог на прибыль у казенных учреждений не относился на расходы учреждения, а учитывался как уменьшение доходов по соответствующим кодам доходов. В связи с тем что доходы от приносящей доход деятельности начиная с 2012 г. не поступают в собственное распоряжение казенного учреждения (перечисляются в доход бюджета), Приказом Минфина России от 26.06.2012 N 89н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее — Указания N 180н).
Списание имущества осуществляется на основании утвержденных и согласованных соответствующих актов о списании (Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), Акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)).

Порядок и правила проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях Учебно-методическое пособие — Василенко О

Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и контроль за имуществом, активами и обязательствами в бюджетных учреждениях – это не только одна из основных задач бухгалтерии бюджетного учреждения. Инвентаризация имущества, активов и обязательств бюджетных учреждений – еще и средство информирования государства об эффективности инвестиций в такие значимые сферы государственного влияния, как здравоохранение, образование, культура, управление, которые выполняют для государства функции – защиту и обеспечение прав населения.
Нередко бывают и такие ситуации, когда сотрудники учреждения приносят свое имущество (телевизоры, аудиоаппаратуру и т. п.) для выполнения служебных обязанностей либо для личного пользования. Например, в силу недостаточного финансирования общеобразовательных школ учителя вынуждены использовать в учебном процессе свою аппаратуру, наглядные пособия, инвентарь

Вход для клиентов

В настоящее время автономные учреждения вправе руководствоваться Методическими указаниями по проведению инвентаризации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49), в части, не противоречащей положениям Закона о бухгалтерском учете (Письмо Минфина РФ от 27.11.2015 № 02-06-10/69491).
Случаи полной материальной ответственности работников, порядок заключения письменных договоров о полной материальной ответственности работников, порядок взыскания причиненного ущерба, коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба и другие положения о материальной ответственности установлены ТК РФ.

Проведение инвентаризации как мероприятие внутреннего контроля

Устанавливать количество инвентаризаций для проведения в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, является прерогативой учреждения, за исключением случаев, с наступлением которых проведение инвентаризации обязательно. Ими являются (п. 1.5 Методических указаний):
5) инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Данная форма составляется по материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации и с распиской материально ответственного лица. В ней указывается наименование и код объекта учета; инвентарный номер; единица измерения; сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество); сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма);