Льгота по ндс от реализации коммунальных услуг муп

Управляющие компании в жилых домах имеют право как выставлять НДС в платежках, так и не выставлять

Напомним, что от налогообложения НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Данные компании отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Льгота по уплате налога действует при условии приобретения таких работ у организаций и ИП, непосредственным образом выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (подп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса). Исходя из логики данной нормы, без НДС могут продаваться только услуги управляющей компании, которая перед этим оплатила ресурсы для оказания таких услуг, но никак не произвела эти ресурсы сама. Если управляющая компания в ходе налоговой проверки не сможет представить документы, подтверждающие, что потребителям предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц, то налоговики посчитают, что льгота была применена не обоснованно и доначислят НДС (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 сентября 2011 г. № 03-07-14/89 «О применении управляющими компаниями НДС при оказании населению коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах»).
Минфин России разъяснил, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемые управляющей организацией, освобождены от налогообложения НДС. При этом, компании, занимающиеся данной деятельностью, имеют право не применять льготу по уплате НДС и включать налог в стоимость своих услуг (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 ноября 2016 г. № 03-07-14/66213).

Льготы по ндс для управляющих компаний

В строке 16 Корректировки налогового кредита отобразить увеличение налогового кредита на сумму НДС, уплаченного поставщикам в связи с приобретением товарно-материальных ценностей для нужд производства такой продукции (реализации товаров, предоставления услуг).
На основании налоговых накладных, выписанных сельскохозяйственными предприятиями в установленном порядке при реализации продукции, товаров (работ, услуг), суммы налога на добавленную стоимость относятся к кредиту счета 68 Расчеты с бюджетом (641 Расчеты по налогам) соответствующего аналитического счета в корреспонденции со счетом 46 Реализация (701 Доход от реализации готовой продукции, 702 Доход от реализации товаров, 703 Доход от реализации работ, услуг). Кроме случая реализации молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям, поскольку в этом случае применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость.

Льгота по НДС для управляющих организаций

В целом управляющим организациям поправки на руку, поскольку дают возможность не отвлекать денежные средства на уплату НДС. Причем использование льготы выгодно только компаниям, которые не выполняют никаких работ самостоятельно, — так называемым дирекциям заказчика. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами (частично или полностью), применение льготы повлечет необходимость ведения раздельного учета НДС. Совмещение облагаемых и необлагаемых операций не только повышает трудоемкость ведения учета, но и в некоторых случаях не столь выгодно, как может показаться, в плане налоговой нагрузки (компания теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам). В такой ситуации многие налогоплательщики видят выход в отказе от льгот либо в реструктуризации бизнеса.
В дальнейшем при реализации ремонтных работ НДС исчисляется в общем порядке. Если работы были выполнены самостоятельно, налогоплательщик обязан начислить НДС и вправе принять к вычету «входной» налог по материалам. Если же работы были заказаны у подрядчика и налогоплательщик не отказался от применения вновь введенной льготы, он не будет начислять НДС, а «входной» налог включит в расходы. Причем для второй ситуации п. 3 ст. 162 НК РФ фактически дублирует уже имеющиеся в гл. 21 НК РФ положения. Так, согласно абз. 2 и 5 п. 1 ст. 154 НК РФ в налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящего выполнения работ, оказания услуг, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Обратите внимание =>  Льготный стаж для медсестры в сельской местности

ЖКХ: льготы по НДС

Особо надо обратить внимание на то, что льгота, установленная пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ, распространяется лишь на реализацию жилья в рамках договора купли-продажи, поэтому воспользоваться данной льготой при совершении операций по передаче имущественных прав на жилые помещения (долей в них) нельзя. На это указывает УФНС России по г. Москве в Письме от 22.02.2007 N 19-11/017221.
Вместе с тем суды настроены более лояльно. Если исходя из назначения недостроенного объекта суд признает «недострой» жилой недвижимостью, то льготный режим его реализации будет признан вполне правомерным. Такой вывод можно сделать на основании Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2011 по делу N А39-909/2010.

НДС и коммунальные платежи

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от НДС исполнение коммунальных услуг, различных работ по ремонту и содержанию домового имущества, осуществляемых непосредственно самими управляющими организациями, что вызывает недоумение у предпринимателей, занятых в данной хозяйственной сфере.

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:
Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК — население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (Денисова М

Обобщая известную нам практику налоговых проверок, управляющим организациям, которые стремятся использовать возможности льготного налогообложения, предоставленные им пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, с минимальным обострением отношений с налоговыми органами, можно посоветовать лишь одно — организовать соответствующую детализацию данных о составе, стоимости работ (услуг) для потребителей и их происхождении.
Иными словами, правомерность применения льготы может быть подтверждена следующими действиями и документами:
— расшифровкой состава работ (услуг) по содержанию и ремонту, вошедших в предмет договора управления, с указанием цены и способа выполнения (оказания) каждой работы (услуги);
— раскрытием методики расчета размера ежемесячной платы (как правило, это 1/12 цены договора);
— обособлением в составе платы тех ее составляющих, которые имеют целевой (накопительный) характер (взносов на текущий или капитальный ремонт) и не облагаются НДС еще и в силу специальной нормы (пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ);
— разъяснением причин расхождений между величиной квартальной платы, предъявляемой потребителям, и квартальных затрат, связанных с выполнением (оказанием) работ (услуг) по содержанию общего имущества (например, относительно того, что в летние месяцы в составе платы за содержание общего имущества УК поступает выручка, в том числе в виде стоимости работ по сдвижке снега, которые фактически будут выполняться в зимние месяцы, тогда же появятся затраты на их приобретение).
Мы продолжаем разговор о практическом применении управляющими организациями налоговых льгот, начатый в статье М.О. Денисовой «Применение льготы по НДС», N 11, 2013 (где были обозначены основные сложности использования льгот, установленных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), и продолженный в N 1, 2014 (относительно налогообложения коммунальных услуг).

Обратите внимание =>  Категория военных пенсионеров имеющих право на льготное санаторное лечение

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

Средства, выделенные комитетом ЖКХ на покупку имущества, причем как напрямую, так и перечисленные непосредственно продавцу основных средств, не являются объектом обложения НДС, причем даже в случае их квалификации как внереализационного дохода. Согласно п.32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, при определении налоговой базы не учитываются.
Юридических лиц, которые непосредственно обслуживают объекты жилищно-коммунального хозяйства и осуществляют предоставление услуг потребителям, принято называть организациями жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Причем это могут быть как государственные и муниципальные унитарные предприятия, так и акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, муниципальные учреждения и т.п.

НДС со стоимости коммунальных услуг

Цена реализации коммунальных услуг по договорам, заключаемым управляющими компаниями с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 ГК РФ). В пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) сказано следующее. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, элект­роснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. То есть организации коммунального комплекса реализуют коммунальные услуги управляющим компаниям по тарифам для граждан. А этот тариф уже включает в себя НДС (п. 6 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12552/10).
Налоговики напомнили, что реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав являются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Однако предоставление коммунальных услуг гражданам управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — управляющая компания) НДС не облагается (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Необходимым условием для применения данной льготы является приобретение этих коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (далее — организации коммунального комплекса). Таким образом, льгота распространяется только на управляющие компании, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам. А реализация таких услуг организациями коммунального комплекса от обложения НДС не освобождается. При этом дополнительно к цене (тарифу) к оплате покупателю предъявляется соответствующая сумма налога (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Обратите внимание =>  Антенна на площадке

Налогообложение реализации коммунальных услуг (Емельянова Е

Аналогичная ситуация с расходами: расходы в виде платы, предъявленной в счетах РСО за все (в том числе летние) месяцы в течение года, относятся к отопительному периоду, поэтому подлежат равномерному распределению (п. 1 ст. 272 НК РФ). Этот принцип актуален для домов, не оснащенных ОПУ. Если в доме есть ОПУ, расчеты с РСО осуществляются на основании его показаний только в рамках отопительного периода, и в такой ситуации порядок расчетов соотносится с временными рамками реального возникновения расходов.
Традиционно в начале изучения вопроса оговоримся, что далее будем исходить из правила о том, что УК осуществляет реализацию коммунальных услуг, не является посредником между собственниками помещений и РСО.
Как и в бухгалтерском учете, для целей налогообложения также выделим две группы коммунальных услуг: в одну войдет отопление, в другую — все остальные услуги, которые предоставляются непрерывно круглогодично. Прежде всего рассмотрим общие правила исчисления налогов по второй группе услуг.

Отказ от налоговой льготы: взвесим за и против

По договору найма жилого помещения на основании ст. 671 ГК РФ одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья включает внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения. Учитывая изложенное, освобождение от НДС, согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставляется по услугам по оплате жилья, взимаемой в рамках договора найма жилого помещения».

Так, появилось Письмо Минфина РФ от 23.12.2009 № 03 07 15/169. Вот выдержка из него. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил ответственными лицами; освещение помещений общего пользования; обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Налоги и Право

При применении указанной нормы следует руководствоваться пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.