Категории лиц с овз их краткая характеристика

Дети с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить малышей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации. Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:
Учебный процесс для детей­ с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с малышами, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

Детский сад №2»

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвегнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Классификация групп детей с ОВЗ

Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.
Специфика мышления ребенка с расстройством слуха обусловлены заторможенным освоением словесных понятий. Нарушение слуха воздействует на становление всех интеллектуальных процессов, вызывая трудности применения теоретических навыков в жизни и отставание от общего уровня своих ровесников.

Категории ОВЗ и их краткая характеристика

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до (У,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.
1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;

Обратите внимание =>  Чем отличаются домовладения от домохозяйств

Дети с ОВЗ

  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
  • Постановление Правительства Новгородской области от 08.05.2014 № 261 «О Порядке предоставления компьютерного, телекоммуникационного, специализированного оборудования и программного обеспечения для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также организации подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рабочих мест детей-инвалидов и обеспечения оплаты услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

    Какие заболевания входят в ОВЗ

    ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.
    Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

    Обратите внимание =>  Кто имеет право на льготную приватизацию зем участка?

    ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

    В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:
    В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

    Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

    • мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;
    • развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;
    • построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;
    • формирование психологического комфорта и безопасности.

    Несмотря на достижения современной науки и медицины, число лиц, страдающих этими расстройствами, растет. Это связано с некачественным питанием, нестабильной психологической средой (войнами, конфликтами, терактами), плохой экологией, вредными привычками и т. д. В нашей стране дети с нарушениями тоже не редкость.

    Краткая характеристика детей с ОВЗ

    До недавнего времени расстройства аутистического спектра относили к раннему детскому аутизму (РДА). Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматри­ваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вариантов проявления РАС много. В статье «Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС ДО в систему работы ДОО» опубликованной в №10 2015, мы приводили многообразие особенностей этих детей с самого рождения. Особенности эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности с возрастом не исчезают, а усугубляются и без специального психолого-педагогического сопровождения не устраняются. Проявления РАС различные, но общими для всех из них являются проблемы эмоционально­-волевой сферы и трудности в общении даже с близкими. Для организации инклюзивного образования этой категории детей необходимы специальные условия. Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».
    Глухие, позднооглох­шие и слабослышащие направлялись в ДОО первого-второго вида. Слепые и слабовидящие определялись в ДОО третьего-четвертого вида. Для детей с тяжелыми нарушениями речи предназначались ДОО пятого вида. Некоторые дети с нарушени­ями опорно-­двигательного аппарата получали дошкольное обучение и воспитание в ДОО шестого вида. Дети, у которых была диагностирована задержка психического развития, направлялись в ДОО седьмого вида. Дети с умственной отсталостью попадали в ДОО восьмого вида. Для детей со сложной структурой дефекта и для детей с ранним детским аутизмом не было организовано дошкольного образования и не было для них ДОО. Большинство из них ранее не имели возможности получить дошкольное образование в виду отсутствия не только коррекционных методик, но и самих ДОО.

    Обратите внимание =>  Заявление об установке почтовых ящиков на 1 этаже

    Категории детей с овз

    Интересно то, что в процессе атипичного развития индивидуума можно различить не только негативные, но и позитивные моменты. К примеру, дети, которые плохо видят, очень хорошо ощущают расстояние (шестое чувство), отлично дистантно различают предметы при ходьбе, обладают практически совершенной слуховой памятью и осязанием. Если посмотреть на детей со слуховыми дефектами, можно заметить, что у них очень и очень хорошо развита мимика.
    Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
    После регистрации Вы получаете:

    • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
    • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
    • более 200 сценариев открытых уроков;
    • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

    Категории лиц с овз их краткая характеристика

    В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», … заменены термином «с ОВЗ».
    Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е — 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».