Какие объекты включаются в перечень от кадастровой стоимости

Порядок внесения нежилых зданий в перечень объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, могут уточнить

В частности, нежилые здания, в котором находится помещение, стали относить к административно-деловым и торговым центрам. В связи с этим, несмотря на то, что помещения, принадлежащие физическим лицам, не используются ими для размещения офисов, торговых объектов, на них устанавливается налог, как на офисы и торговые объекты.
Кроме того, в инициативе указывается на проблему существенного превышения кадастровой стоимости имущества над его рыночной стоимостью. Отмечается, что кадастровая стоимость идентичных помещений, находящихся рядом и имеющих общую границу, может отличаться в 10 раз.

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Дополнительно ВС РФ указал: столовая, созданная в целях удовлетворения потребностей работников, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности организации и не относится к объектам общественного питания, о которых идет речь в ст. 378.2 НК РФ. Помещения столовой, используемой не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников организации, не учитываются в составе площади, которая определяет объект «кадастрового» налогообложения.
В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости

  • объекты недвижимости размещены на земельных участках, на которые получено разрешение использовать под строительство торговых зданий, пунктов бытового обслуживания населения и общественного питания (подп. 1);
  • помещения, предназначенные по кадастровым паспортам или фактически используемые под торговые объекты, объекты бытового обслуживания населения и общественного питания, составляют не меньше 20% площади административных зданий (подп. 2).

Такими объектами следует считать отдельные нежилые здания и строения, в которых не меньше 20% площади фактически занимают или предназначены по кадастровым паспортам для административных офисов, офисных вспомогательных помещений, залов для встреч, приемных, а также объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания.

Налог на имущество и кадастровая стоимость

Что касается порядка расчета налога на имущество, в описанной ситуации, по мнению налоговиков, нужно исходить из следующего. Если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае наличия судебного решения, признающего недействующим соответствующий пункт перечня (в отсутствие постановления уполномоченного органа власти субъекта РФ об исключении объекта из перечня).
Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.

Обратите внимание =>  Узнать по номеру очередь в детский сад

Включение объекта недвижимости в перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости можно оспорить

Как показала практика общения с предприятиями г. Москвы, инспекторы Госинспекции вопреки сложившейся судебной практике не принимают во внимание вид деятельности компании – собственника здания или компании-арендатора здания или помещений в нем, совершают процедурные и методологические ошибки в нарушение Методики осмотра, утвержденной Постановлением Правительства Москвы 257-ПП. Нередки случаи, когда по итогам разных проверок одного и того же здания, помещения в котором не перестраивались и функциональное назначение которых не менялось, в расчетах и выводах содержатся отличающиеся друг от друга пропорции офисных и неофисных площадей. Между тем такой Акт о фактическом использовании здания принимается судами как основное доказательство при рассмотрении вопроса об исключении строения из Перечня. И, обратите внимание, отдельно оспорить легитимность содержание такого акта на основании процедурных нарушений при проведении проверки, на основании несоответствия приведенных в акте расчетов установленной методике, как установлено судами различных инстанций, невозможно. В подтверждение сказанного можно обратиться к Постановлению Арбитражного суда Московского Округа от 15.06.2016 г. по делу № А40-239280/15, в котором содержатся следующие выводы:
Поскольку Правительство Москвы в случае неуспеха в Мосгорсуде (первой инстанции по подобного рода делам) всегда обращается с апелляцией в Верховный Суд РФ, рассмотрим некоторые случаи из практики данного суда за конец 2016 – первую половину 2019 года. И, несмотря на достаточную сложность оспаривания включения зданий в Перечень по данному основанию, мы можем извлечь следующие полезные для налогоплательщика практические выводы:

Исключаем своё имущество из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость

От установления таких особенностей, а также от самого перечня объектов, которые попадают под этот налог предприниматели стали впадать в шок. Субъект создает такой перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Как правило. Предприниматели не в восторге от величины кадастровой стоимости, а также от того, что их объект внесли в указанный перечень, таким образом незаконно возложили обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Есть такой налог — на имущество, который, согласно Налогового кодекса, устанавливается законами субъектов РФ. Субъекту РФ предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст.378.2 Налогового кодекса РФ (пункт 3 ст.12, пункт 2 ст.372 этого же Кодекса).

Юрист по арбитражным спорам поможет исключить здание из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости

К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Юрист по арбитражным спорам обычно мотивирует заявление об исключении тем, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

Обратите внимание =>  Споры по границам земельных участков судебная практика

Правительство Москвы составило перечень кадастровой недвижимости на 2019 год

Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру или по адресу объекта недвижимости. Обращаем внимание, что поиск по кадастровому номеру более точен, в то время как поиск по адресу может не дать корректного результата в связи с индивидуальными особенностями написания адреса объекта (например, использование буквы «е» или «ё» в названии улицы).
«Город, таким образом, продолжает работу, направленную на справедливое распределение налоговой нагрузки — в зависимости от реальной стоимости имущества, создает равные условия налогообложения для схожих объектов торговой и офисной недвижимости», — отметил Министр Правительства Москвы, глава Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов.

Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (с изменениями на 10 августа 2019 года)

4.4. Возражения подлежат рассмотрению, если к ним приложены документы, подтверждающие право собственности на Объект или документы, подтверждающие основания возникновения у собственника (пользователя) обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении Объекта, а также документы, обосновывающие изложенные в возражениях доводы.

Возражения рассматриваются в течение 20 рабочих дней с даты их поступления в Комитет.

В случае, если возражения связаны с обжалованием результатов определения вида фактического использования в части установления площадей Объекта, используемых в целях осуществления определенного вида деятельности, в ходе рассмотрения возражений Комитетом с участием представителя собственника (пользователя) проводится повторное обследование Объекта в соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

По результатам рассмотрения возражений первым заместителем (заместителем) председателя Комитета, координирующим деятельность соответствующего Управления контроля использования имущества, принимается решение об удовлетворении (неудовлетворении) представленных возражений, о чем в адрес заявителя направляется письменный ответ.
1.1. Настоящий Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и направлен на урегулирование отношений по осуществлению Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее — Комитет) мероприятий по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее — Порядок).

Налог на имущество и кадастровая стоимость

Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость[3]. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ[1]). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок. Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015).

Обратите внимание =>  Начисление северной надбавки после 30 лет

Какой налог на имущество от кадастровой стоимости для фирмы и ИП

Платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания, строения, сооружения или помещений в них (далее — объект)) (статья 378.2 НК РФ) должны организации :

  • применяющие ОСН — за периоды начиная с 2014 г.;
  • применяющие УСН — за периоды начиная с 2015 г. (статья 346.11 НК РФ);
  • уплачивающие ЕНВД — за периоды начиная с 1 июля 2014 г. (п. 4 ст. 346.26 НК РФ) . Причем платить «кадастровый» налог надо даже тогда, когда недвижимость используется исключительно во вмененной деятельности (Письмо Минфина от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195) .

Налоговая база для производственного оборудования равна 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1)). Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб.(1 200 000 руб. х 1,1%).

Часто задаваемые вопросы

— При Министерстве создана межведомственная комиссия, которая рассматривает вопросы, связанные с несогласием включения/невключения объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость. Работа комиссии регламентируется Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 №635 (с изменениями).
— В соответствии со статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость, включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.