Госслужащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее
Увольнение в связи с утратой доверия
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: «При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия
Увольнение проводится при установлении одного или сразу нескольких правонарушений, расцененных как коррупционные. При увольнении по данной формулировке, он должен предоставить причинно-следственную обусловленность нарушения, иначе увольнение является противозаконным.
- В нем нужно указать ФИО, должность, подразделение трудящегося.
- Затем записать данные о совершенном проступке, который нарушил трудовой или коллективный договор, с обязательным документарным подтверждением нарушений.
- Также в приказе о взыскании нужно записать все обстоятельства, при которых был свершен проступок, степень вины и ее тяжесть со стороны работника.
- Только после выхода приказа начальство может распорядиться о выходе приказа об увольнении, в котором будут указаны реквизиты прошлого приказа по отношению к работнику. Работник должен ознакомиться с этим приказом и подписать.
- После проведения этой процедуры в трудовую книгу вносится запись об увольнении в связи с утратой доверия и ссылки на основания их ТК РФ. Выдача трудовой книги происходит в день увольнения.
Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия
Пример из судебной практики. К. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ. В письменном заключении по результатам служебной проверки указано, что К., являясь материально ответственным лицом отдела ФССП по Осинскому району Пермского края, допустила нарушение своих должностных обязанностей, использовав должностное положение в корыстных целях. Данные выводы комиссия, проводившая служебную проверку, сделала на основании постановлений мирового судьи и следователя прокуратуры по материалам уголовного дела по ч. 2 ст. 116 и ч. 1 ст. 130 УК РФ, возбужденного на основании заявлений судебных приставов ФССП по Осинскому району П. и В. При рассмотрении дела судом установлено, что по месту работы К. комиссия не выезжала; лица, заявившие о нарушениях К. должностных обязанностей, не опрашивались, письменное объяснение от К. не отбиралось. К. не была информирована представителем нанимателя о проведении в отношении ее служебной проверки. Более того, К. не ознакомили и с результатами проведенной проверки. Само заключение комиссии каких-либо конкретных фактов и обстоятельств, имеющих значение для правильного решения вопроса о привлечении К. к дисциплинарной ответственности, не содержит; фактически служебная проверка проведена только на основании следственных материалов. Суд пришел к выводу, что при проведении в отношении К. проверки были допущены нарушения требований ч. 1 ст. 58 и ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с чем суд признал приказ об увольнении К. незаконным, восстановил К. в прежней должности, взыскал с Управления ФССП по Пермскому краю в пользу К. компенсацию морального вреда (Особенности рассмотрения судами дел, связанных с применением законодательства о государственной службе, подготовленные Пермским краевым судом 17.04.2009).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ основанием для утраты доверия к государственному служащему, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности, со стороны представителя нанимателя является совершение им виновных действий. В настоящее время нормы Федерального закона N 79-ФЗ и ТК РФ не определяют, что нужно понимать под утратой доверия. Следовательно, этот вопрос должен решаться работодателем в каждом конкретном случае исходя из сложившихся обстоятельств.
Порядок увольнения в связи с утратой доверия
Несмотря на то, что увольнение из-за потери доверия является самым значительным наказанием за нарушение, работнику в 2019 году все же полагаются выплаты. Они состоят из заработной платы и компенсации за неиспользованные дни положенного отпуска. Все деньги, как и положено, сотрудник должен получить в последний день работы.
- Необходимо оповестить сотрудника о своих намерениях. Для этого специалист из отдела кадров должен направить работнику письменное уведомление.
- После того, как сотрудник оповещен, работодатель может составить приказ об увольнении. Основанием для него станут собранные ранее бумаги.
- Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении с соответствующей случаю статьей.
Утрата гражданским служащим доверия является основанием для увольнения с занимаемой должности
- Составление докладной записки работником, заметившим правонарушение. Четко и лаконично изложить основания для увольнения.
- Формирование комиссии по факту замеченного нарушения.
- Работа комиссии. Члены комиссии должны установить факты случившегося, обстоятельно пересмотреть доказательства, пересчитать наличие материальных ценностей и определить, чего не хватает. Доказательства виновности должны быть найдены и предъявлены в адрес обвиняемого.
- Подготовка Акта по результатам работы членов комиссии. Зафиксировать документ по установленной форме.
- Ознакомить с Актом сотрудника, позволившего себе допустить нарушение.
- Прекратить действие трудового соглашения в одностороннем порядке.
- Подготовка распорядительного документа на увольнение с предприятия. Причем никаких объяснений требовать с работника не нужно.
- При возникновении конфликта интересов не были своевременно приняты соответствующие меры.
- Не представлена вся информация о налогах, а также сведения об этих обстоятельствах.
- Незаконное принятие участия в коммерческом проекте с получением денежных средств.
- Осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность.
- Связи с сотрудниками зарубежных организаций.
- Имеется счет за границей.
- Личная заинтересованность при конфликтных ситуациях.
Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия
Фактически при расчете из средств, которые выплачиваются при увольнении, могут вычесть ту сумму, на которую был нанесен ущерб. В большинстве случаев при серьезных нарушениях, в частности коррупционного характера, увольняемые также должны оплатить государственный штраф.
Деятельность муниципального служащего также регламентирована федеральным законодательством (О муниципальной службе в РФ). Основания для увольнения в связи с утратой доверия прописаны в этом законе в статье 27.1. Чаще всего основанием является конфликт интересов или же сокрытие доходов.
Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия
Решение об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия принимается на основании результатов служебной проверки. В случае если совершенный госслужащим проступок признан существенным и повлек за собой нанесение вреда, трудовые отношения с госслужащим прекращаются.
Порядок проведения служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ-79. Проверку проводит специальное подразделение госоргана по вопросам госслужбы (с участием юридического подразделения и профсоюза) на основании письменного заявления госслужащего либо решения представителя нанимателя.
Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия
Надо отметить, закон не раскрывает содержание понятия «утрата доверия», что приводит некоторых ученых к мысли об его оценочном характере, так как служащий будет зависеть от конкретного руководителя, а этот факт сам по себе может привести к усилению коррупции, «ведь наиболее сложные для расследования коррупционные схемы, когда руководитель покрывает подчиненных и у них между собой тоже складывается «доверие» [8]. Кроме того, не совсем понятно, может ли представитель нанимателя (например, руководитель государственного служащего) при наличии доказанного правонарушения в сфере противодействия коррупции принять решение не увольнять государственного служащего в связи с «неисчерпанием лимита доверия» или увольнение в связи с утратой доверия является обязательной мерой? Ученые в ответе на этот вопрос приходят к противоположным взглядам. Так, В.М. Корякин отвечает на этот вопрос утвердительно, представитель вправе выбирать последствия неправомерных действий подчиненного [9, С. 12]. При этом Р.С. Сорокин отмечает, что увольнение закономерно в таком случае, так как в ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 используется термин «подлежит увольнению», а в ч. 2 ст. 59.3 приводятся обстоятельства, подлежащие учету при применении этого взыскания [10, С. 28]. На наш взгляд, все определенные законодателем случаи имеют отношение к запретам и ограничениям, существующим на государственной службе, что само по себе приводит представителя нанимателя к безальтернативности процесса увольнения гражданского служащего. В письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» приводится описание типовых ситуаций и рекомендации как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях дается комментарий, поясняющий, почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию [11]. Таким образом, в законодательстве есть исчерпывающий перечень оснований для применения п.1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 37, в силу этого обстоятельства возможности для злоупотребления руководителем данным институтом невелики, поэтому в трудовых спорах в этих случаях чаще всего суд встает на сторону представителя нанимателя [8].
Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).
Увольнение по утрате доверия
- не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Причем время болезни или нахождения работника в отпуске в этот срок не включаются;
- не позднее 6 месяцев с момента совершения проступка. Если же виновные действия выявлены в ходе проверки/ревизии – не позднее двух лет с момента совершения этих действий.
Если виновные действия работника имеют прямое отношение к исполнению им своих служебных обязанностей, то увольнение по причине утраты доверия является дисциплинарным взысканием (ст. 192 ТК РФ). И Трудовым кодексом установлен четкий порядок применения дисциплинарных взысканий (ст. 193 ТК РФ).
Порядок увольнения в связи с утратой доверия
- трудовой стаж прерывается, а значит в будущем оплата во время нетрудоспособности будет ниже;
- иногда при увольнении на работника накладывают запрет, из-за которого он не может определенное время или же пожизненно занимать ту или иную должность;
- при увольнении вследствие утраты доверия гражданину не выплачивается пособие по безработице в течение трех месяцев, позже деньги начинают поступать, но ставка все равно снижена.
При увольнении госслужащего по причине недоверия, в отличие от простых работников, главнее становится не Трудовой кодекс, а Федеральный Закон. Все госструктуры, такие, как прокуратура, полиция и так далее, имеют схожие причины, по которым работник подлежит увольнению.
Статья утрата доверия ТК РФ
Расследование может быть проведено внутри предприятия или с привлечением правоохранителей, однако для увольнения достаточно решения руководства. Его результаты должны быть документально зафиксированы в акте, в котором необходимо отразить, что причиной потери к человеку доверия стали совершенные действия человека. Нарушитель должен под подпись ознакомиться с актом, в котором предварительно подписались члены комиссии.
В правовых актах, охватывающих сферу трудовых отношений, отсутствует перечень событий, которые могут стать причиной утраты доверия к человеку. Поэтому руководитель предприятия вправе самостоятельно проводить анализ возникших инцидентов, после которых нецелесообразно дальнейшее сотрудничество. Статья утрата доверия ТК РФ может быть им применена только в случае, если деятельность работника предполагает его материальную ответственность. Условиями для проведения процедуры являются:
Порядок увольнения в связи с утратой доверия
При получении уведомления, работник должен подписать его в знак получения. В случае нежелания сотрудника расписываться, необходимо зафиксировать данный факт в акте в присутствии двух свидетелей. Тот же документ составляется в том случае, если сотрудник расписался за получение, но за двое суток так и не предоставил требуемого объяснения.
Исходя из этого, работодатель посчитал, что сотрудник вынес с территории предприятия продукцию, и уволил его за утрату доверия. Однако работник считал такие действия незаконными, так как осмотр был произведен поверхностно. В связи с этим он обратился в суд.