Госслужащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее

Увольнение в связи с утратой доверия

В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: «При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

Увольнение проводится при установлении одного или сразу нескольких правонарушений, расцененных как коррупционные. При увольнении по данной формулировке, он должен предоставить причинно-следственную обусловленность нарушения, иначе увольнение является противозаконным.

  1. В нем нужно указать ФИО, должность, подразделение трудящегося.
  2. Затем записать данные о совершенном проступке, который нарушил трудовой или коллективный договор, с обязательным документарным подтверждением нарушений.
  3. Также в приказе о взыскании нужно записать все обстоятельства, при которых был свершен проступок, степень вины и ее тяжесть со стороны работника.
  4. Только после выхода приказа начальство может распорядиться о выходе приказа об увольнении, в котором будут указаны реквизиты прошлого приказа по отношению к работнику. Работник должен ознакомиться с этим приказом и подписать.
  5. После проведения этой процедуры в трудовую книгу вносится запись об увольнении в связи с утратой доверия и ссылки на основания их ТК РФ. Выдача трудовой книги происходит в день увольнения.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Пример из судебной практики. К. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ. В письменном заключении по результатам служебной проверки указано, что К., являясь материально ответственным лицом отдела ФССП по Осинскому району Пермского края, допустила нарушение своих должностных обязанностей, использовав должностное положение в корыстных целях. Данные выводы комиссия, проводившая служебную проверку, сделала на основании постановлений мирового судьи и следователя прокуратуры по материалам уголовного дела по ч. 2 ст. 116 и ч. 1 ст. 130 УК РФ, возбужденного на основании заявлений судебных приставов ФССП по Осинскому району П. и В. При рассмотрении дела судом установлено, что по месту работы К. комиссия не выезжала; лица, заявившие о нарушениях К. должностных обязанностей, не опрашивались, письменное объяснение от К. не отбиралось. К. не была информирована представителем нанимателя о проведении в отношении ее служебной проверки. Более того, К. не ознакомили и с результатами проведенной проверки. Само заключение комиссии каких-либо конкретных фактов и обстоятельств, имеющих значение для правильного решения вопроса о привлечении К. к дисциплинарной ответственности, не содержит; фактически служебная проверка проведена только на основании следственных материалов. Суд пришел к выводу, что при проведении в отношении К. проверки были допущены нарушения требований ч. 1 ст. 58 и ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с чем суд признал приказ об увольнении К. незаконным, восстановил К. в прежней должности, взыскал с Управления ФССП по Пермскому краю в пользу К. компенсацию морального вреда (Особенности рассмотрения судами дел, связанных с применением законодательства о государственной службе, подготовленные Пермским краевым судом 17.04.2009).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ основанием для утраты доверия к государственному служащему, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности, со стороны представителя нанимателя является совершение им виновных действий. В настоящее время нормы Федерального закона N 79-ФЗ и ТК РФ не определяют, что нужно понимать под утратой доверия. Следовательно, этот вопрос должен решаться работодателем в каждом конкретном случае исходя из сложившихся обстоятельств.

Обратите внимание =>  Артек в январе какие конкурсы

Порядок увольнения в связи с утратой доверия

Несмотря на то, что увольнение из-за потери доверия является самым значительным наказанием за нарушение, работнику в 2019 году все же полагаются выплаты. Они состоят из заработной платы и компенсации за неиспользованные дни положенного отпуска. Все деньги, как и положено, сотрудник должен получить в последний день работы.

  1. Необходимо оповестить сотрудника о своих намерениях. Для этого специалист из отдела кадров должен направить работнику письменное уведомление.
  2. После того, как сотрудник оповещен, работодатель может составить приказ об увольнении. Основанием для него станут собранные ранее бумаги.
  3. Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении с соответствующей случаю статьей.

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для увольнения с занимаемой должности

  1. Составление докладной записки работником, заметившим правонарушение. Четко и лаконично изложить основания для увольнения.
  2. Формирование комиссии по факту замеченного нарушения.
  3. Работа комиссии. Члены комиссии должны установить факты случившегося, обстоятельно пересмотреть доказательства, пересчитать наличие материальных ценностей и определить, чего не хватает. Доказательства виновности должны быть найдены и предъявлены в адрес обвиняемого.
  4. Подготовка Акта по результатам работы членов комиссии. Зафиксировать документ по установленной форме.
  5. Ознакомить с Актом сотрудника, позволившего себе допустить нарушение.
  6. Прекратить действие трудового соглашения в одностороннем порядке.
  7. Подготовка распорядительного документа на увольнение с предприятия. Причем никаких объяснений требовать с работника не нужно.
  1. При возникновении конфликта интересов не были своевременно приняты соответствующие меры.
  2. Не представлена вся информация о налогах, а также сведения об этих обстоятельствах.
  3. Незаконное принятие участия в коммерческом проекте с получением денежных средств.
  4. Осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность.
  5. Связи с сотрудниками зарубежных организаций.
  6. Имеется счет за границей.
  7. Личная заинтересованность при конфликтных ситуациях.

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Фактически при расчете из средств, которые выплачиваются при увольнении, могут вычесть ту сумму, на которую был нанесен ущерб. В большинстве случаев при серьезных нарушениях, в частности коррупционного характера, увольняемые также должны оплатить государственный штраф.
Деятельность муниципального служащего также регламентирована федеральным законодательством (О муниципальной службе в РФ). Основания для увольнения в связи с утратой доверия прописаны в этом законе в статье 27.1. Чаще всего основанием является конфликт интересов или же сокрытие доходов.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Решение об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия принимается на основании результатов служебной проверки. В случае если совершенный госслужащим проступок признан существенным и повлек за собой нанесение вреда, трудовые отношения с госслужащим прекращаются.
Порядок проведения служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ-79. Проверку проводит специальное подразделение госоргана по вопросам госслужбы (с участием юридического подразделения и профсоюза) на основании письменного заявления госслужащего либо решения представителя нанимателя.

Обратите внимание =>  Чем отличается ветеран пермского края от пенсионера с большим трудовым стажем в перми

Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия

Надо отметить, закон не раскрывает содержание понятия «утрата доверия», что приводит некоторых ученых к мысли об его оценочном характере, так как служащий будет зависеть от конкретного руководителя, а этот факт сам по себе может привести к усилению коррупции, «ведь наиболее сложные для расследования коррупционные схемы, когда руководитель покрывает подчиненных и у них между собой тоже складывается «доверие» [8]. Кроме того, не совсем понятно, может ли представитель нанимателя (например, руководитель государственного служащего) при наличии доказанного правонарушения в сфере противодействия коррупции принять решение не увольнять государственного служащего в связи с «неисчерпанием лимита доверия» или увольнение в связи с утратой доверия является обязательной мерой? Ученые в ответе на этот вопрос приходят к противоположным взглядам. Так, В.М. Корякин отвечает на этот вопрос утвердительно, представитель вправе выбирать последствия неправомерных действий подчиненного [9, С. 12]. При этом Р.С. Сорокин отмечает, что увольнение закономерно в таком случае, так как в ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 используется термин «подлежит увольнению», а в ч. 2 ст. 59.3 приводятся обстоятельства, подлежащие учету при применении этого взыскания [10, С. 28]. На наш взгляд, все определенные законодателем случаи имеют отношение к запретам и ограничениям, существующим на государственной службе, что само по себе приводит представителя нанимателя к безальтернативности процесса увольнения гражданского служащего. В письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» приводится описание типовых ситуаций и рекомендации как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях дается комментарий, поясняющий, почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию [11]. Таким образом, в законодательстве есть исчерпывающий перечень оснований для применения п.1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 37, в силу этого обстоятельства возможности для злоупотребления руководителем данным институтом невелики, поэтому в трудовых спорах в этих случаях чаще всего суд встает на сторону представителя нанимателя [8].
Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).

Обратите внимание =>  Льгота по земельному налогу инвалидам тверь

Увольнение по утрате доверия

  • не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Причем время болезни или нахождения работника в отпуске в этот срок не включаются;
  • не позднее 6 месяцев с момента совершения проступка. Если же виновные действия выявлены в ходе проверки/ревизии – не позднее двух лет с момента совершения этих действий.

Если виновные действия работника имеют прямое отношение к исполнению им своих служебных обязанностей, то увольнение по причине утраты доверия является дисциплинарным взысканием (ст. 192 ТК РФ). И Трудовым кодексом установлен четкий порядок применения дисциплинарных взысканий (ст. 193 ТК РФ).

Порядок увольнения в связи с утратой доверия

  • трудовой стаж прерывается, а значит в будущем оплата во время нетрудоспособности будет ниже;
  • иногда при увольнении на работника накладывают запрет, из-за которого он не может определенное время или же пожизненно занимать ту или иную должность;
  • при увольнении вследствие утраты доверия гражданину не выплачивается пособие по безработице в течение трех месяцев, позже деньги начинают поступать, но ставка все равно снижена.

При увольнении госслужащего по причине недоверия, в отличие от простых работников, главнее становится не Трудовой кодекс, а Федеральный Закон. Все госструктуры, такие, как прокуратура, полиция и так далее, имеют схожие причины, по которым работник подлежит увольнению.

Статья утрата доверия ТК РФ

Расследование может быть проведено внутри предприятия или с привлечением правоохранителей, однако для увольнения достаточно решения руководства. Его результаты должны быть документально зафиксированы в акте, в котором необходимо отразить, что причиной потери к человеку доверия стали совершенные действия человека. Нарушитель должен под подпись ознакомиться с актом, в котором предварительно подписались члены комиссии.
В правовых актах, охватывающих сферу трудовых отношений, отсутствует перечень событий, которые могут стать причиной утраты доверия к человеку. Поэтому руководитель предприятия вправе самостоятельно проводить анализ возникших инцидентов, после которых нецелесообразно дальнейшее сотрудничество. Статья утрата доверия ТК РФ может быть им применена только в случае, если деятельность работника предполагает его материальную ответственность. Условиями для проведения процедуры являются:

Порядок увольнения в связи с утратой доверия

При получении уведомления, работник должен подписать его в знак получения. В случае нежелания сотрудника расписываться, необходимо зафиксировать данный факт в акте в присутствии двух свидетелей. Тот же документ составляется в том случае, если сотрудник расписался за получение, но за двое суток так и не предоставил требуемого объяснения.
Исходя из этого, работодатель посчитал, что сотрудник вынес с территории предприятия продукцию, и уволил его за утрату доверия. Однако работник считал такие действия незаконными, так как осмотр был произведен поверхностно. В связи с этим он обратился в суд.