Бизнес процессы юридического отдела

Самое важное, что юристу нужно четко уяснить и донести до руководства, что бюрократия, большое количество бумаг, книги учета или наличие системы CRM/соответствующих настроек в 1 С (кому как удобно, сегодня многие используются для электронного согласования договоров) – это необходимость, а не блажь.

Порядок в документации — залог успеха

2. Конечно, я бы еще посоветовала разработать положение или регламенты об участии в переговорах, о взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления, но это по мере необходимости.

Локальные акты

1. Думаю, что положение о создании и функционировании вашего отдела, а также должностные инструкции сотрудников уже составлены отделом кадров, если же нет – займитесь этим сами. Чем прозрачнее и четче будет описан процесс вашей работы, тем быстрее и слаженнее она будет идти.

Если выбирается вариант с полным сопровождением своей деятельности бизнес-единицей самостоятельно, то необходимость coдержать большой штат в головной компании отпадает, но возрастает необходимость в укомплектованном штате каждой бизнес-единицы, и наоборот.

Структура юридического департамента должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый нижестоящий юрист стремился к росту (построению карьерную лестницу). Для этого достаточно в рамках структуры юридического департамента создать управления, отделы, у которых будут свои руководители и заместители.

Юристы in-house и/или аутсорсинг?

Немало ситуаций, при которых необходимо привлечение сторонних юристов (н-р, для независимой оценки рисков, решения узкоспециализированной проблемы или в случае, если вопрос находится за рамками обычной деятельности).

Возможно, такой подход вызовет непонимание части клиентов, привыкших видеть в корпоративных юристах лишь исполнителей своих решений, а не самостоятельную интеллектуальную силу. И здесь каждый должен решить для себя, что важнее в его профессиональной карьере: сохранить полную лояльность сложившейся практике или все-таки попытаться проявить настойчивость и выполнить свою профессиональную миссию. Если вы слышите от клиентов замечания типа “мы тут все уже решили, твоя задача правильно записать и оформить”, это обычно значит, что на самом деле ничего не решено, а четкое видение ситуации отсутствует. Ваша миссия при этом как раз и состоит в том, чтобы дать необходимые разъяснения, а если нужно, то и сказать твердое “нет”. Если с течением времени клиент перестанет воспринимать вас как просто “юридического оформителя”, начнет прислушиваться и увидит перед собой ценного “советчика”, вы, наверняка, сможете предлагать ему все новые пути усовершенствования различных бизнес-процессов. И это следует оценивать не иначе, как профессиональный успех.

2. Формирование сознания клиента

Если первый принцип касается изменения своего сознания, второй – изменения сознания окружающих вас людей. В каждой компании существуют свои корпоративные традиции, на основании которых складывается определенный подход к ведению дел, и юристов часто заставляют вписываться в эти рамки, даже если они мешают эффективному ведению дел. Парадокс состоит в том, что многие юристы в силу образования и по складу ума обладают развитым аналитическим мышлением и часто могут структурировать бизнес-процессы даже лучше, чем их клиенты. Юристы из внешних фирм нередко “зарабатывают очки” у своих корпоративных клиентов на такой беспристрастной диагностике и “лечении” внутренних проблем компании. При этом существует предубеждение, что корпоративные юристы не могут объективно оценить ситуацию и их доля лишь подчиняться “правилам внутреннего распорядка”. Это, конечно, не так. Представляется, что профессиональная миссия корпоративных юристов состоит не только в качественном исполнении своей работы, но и в формировании грамотного структурного подхода к решению бизнес-задач у клиентов и внутри самой компании. Корпоративные юристы должны занимать проактивную позицию и улучшать бизнес-процессы предприятия, а при необходимости и влиять на мнение клиентов, уводить их от “понятийщины” к прозрачному и цивилизованному способу организации и ведения дел.

Обратите внимание =>  Судно с переработкой рыбы на борту движимое или недвижимое имущество

3. Четкая функциональная специализация

Все вместе это ведет к возникновению единой команды юристов компании без привилегированных групп. Это также облегчает работу коммерческих подразделений предприятия, которые смогут заказать в таком централизованном департаменте любой набор юридических услуг по проекту (one stop shopping), не тратя времени на поиск нужного юриста по конкретному вопросу. При этом они будут знать, что получат полный юридический анализ.

Наконец, на независимость и эффективность юридического отдела влияет его внутренняя организация. Наш опыт подсказывает, что внутренняя структура отдела должна соотноситься со структурой бизнеса, что способствует установлению стабильности и развитию преемственности в отношениях с соответствующими направлениями бизнеса. В связи с этим глава юридического отдела должен ставить перед своими сотрудниками задачи по сопровождению бизнеса (и в дальнейшем оценивать их выполнение) только на основании консультаций с руководителем того или иного направления бизнеса.

Очевидно, что эффективное сотрудничество с другими департаментами компании (например, с финансовым, операционным, отделом рисков, кадровой службой и т.д.) необходимо для успешного поддержания развития бизнеса. В идеале, все названные отделы должны работать как одна команда, умело управляемая или CEO, или Chief Financial Officer (главным финансовым директором, далее — CFO).

Как строить отношения с другими отделами «бэк-офиса»?

Основываясь на собственном опыте работы в качестве руководителя юридического отдела, автор пытается оценить роль юристов в деятельности коммерческой организации, а также охарактеризовать специфику управления юридическим подразделением компании.

Как показывают исследования и опросы, на сегодняшний день абсолютное большинство юридических департаментов отмечают свою погруженность в бизнес-компании (см., например, схему на с. 03/07, в которой использованы данные исследования компании PwC Legal «Бенчмаркинг юридической функции»).

Место юрдепа в корпоративной структуре бизнеса

недостаточное участие юристов в принятии управленческих решений, отсутствие практики привлечения юристов к работе над проектами этих решений на этапе их подготовки в коммерческих подразделениях компании.

Глава юрдепа и его место в компании

В целом, говоря о юридических департаментах, сложно сказать, какая сфера деятельности компании может обойтись без юридического сопровождения. Есть юрдепы, которые занимаются налоговыми, таможенными вопросами, иногда кадрами, безопасностью, в том числе информационной, управлением имуществом. Под присмотром юристов оказываются вопросы прогнозирования и своевременного информирования об изменениях в законодательстве.

  • проведение due diligence направления;
  • разработка стратегии претензионной и судебной работы;
  • формирование выгодной для компании правоприменительной судебной практики;
  • построение системы учета претензионной и судебной работы;
  • защита интересов компании в спорах с третьими лицами.

Другой часто применяемый мной метод — анонимные полугодовые тестирования сотрудников по оценке рабочего трудового процесса, действующих в компании корпоративных процессов и административных условий работы.

Совет № 1. Коллектив — лучшие юристы

Качественное и оперативное построение работы юридического отдела — важный блок успешного развития бизнеса компании в России и на территории иных стран присутствия компании. Для меня современная юридическая поддержка включает в себя, помимо сопровождения текущих задач и compliance-контроля, деятельность по содействию продаж товаров и услуг, маркетинговой деятельности, обучению сотрудников правовой грамотности, решению трудовых споров и взаимодействию с государственными органами.

Обратите внимание =>  Как проверить кпп организации на сайте налоговой

2. у процесса всегда есть вход и выход. то есть, мы на входе имеем документ/звонок/событие определенного вида, что запускает процесс, который производит действия на входными данными получая результат. в некоторых случаях у вас понятно что на входе, но не понятно что на выходе и наоборот.

1. у процесса должен быть конкретный результат. чаще всего один и возможны побочные. это может быть заключенный договор. оказанная услуга. полученные деньги. в ваших процессах не видно какие результаты мы будем иметь.

#2 Max Bogomolov Max Bogomolov —>

4. не нужно смешивать несколько процессов в один процесс. конечно в организации в целом все процессы образуют один бизнес процесс, но тогда Вам описывать все, нужно будет описать и выставление счетов, и получение оплаты, бухучет, заправку картриджей, обработку корреспонденции и т.п., что не является необходимым для небольших организаций. тут лучше описать только наиболее повторяющиеся и важные для компании.

Примеров по внедрению и оптимизации бизнес процессов можно приводить большое множество, поскольку уже большинство организаций осознали важность стандартизации и автоматизации работы сотрудников своих компаний.

Вводятся показатели качества – стандарты выполнения бизнес процессов, которые отвечают за то, чтобы определенное действие совершалось в определенной последовательности и за определенный промежуток времени.

Разработка бизнес процессов

При создании схемы БП, необходимо определить последовательность и частоту выполнения операций, а так же результаты, которых необходимо достичь. Для определения последовательности создания схемы, опишем несколько этапов, на которые можно опираться при ее создании.

Руководителю юридической службы важно предоставить полномочия прямого воздействовать на деятельность бизнес-единиц путем прямого запрета деятельности, ставящей под угрозу безопасность бизнеса и ресурсов компании. Именно от быстрого реагирования часто зависит успешный результат.

Обратите внимание =>  За Сколько Времени Продляется Разрешение На Оружие

Пассивный участник принимает минимум рисков и, как правило, не может потерять больше, чем изначально вложил в бизнес. Зато генеральный директор несет максимум рисков, в том числе целый спектр рисков уголовной ответственности, а также ответственности перед обществом и участниками общества за свои действия от имени общества.

Эксперт: Взаимодействие юридического отдела с другими отделами

Давайте вспомним о «треугольнике эффективности»: скорость, качество и затраты. Если работа департамента делается с высочайшей степенью качества, с большой скоростью и при этом дешево — это ли не самая большая мечта любого руководителя? Но как этого добиться?

2. у процесса всегда есть вход и выход. то есть, мы на входе имеем документ/звонок/событие определенного вида, что запускает процесс, который производит действия на входными данными получая результат. в некоторых случаях у вас понятно что на входе, но не понятно что на выходе и наоборот.

• принять звонок/входящий мейл
• попросить направить на мейл скан претензии/иска (если клиент ответчик)/документов для иска (если клиент потенциальный истец)
• изучить бегло документы, при необходимости запросить дополнительные документы и сведения
• озвучить цену, выставить счет, получить оплату
• одновременно с озвучиванием цены (в том же письме) для доверия клиента можно сообщить концепцию защиты – в самом общем виде, без подробностей
• подготовить позицию и документ (отзыв, возражения)
• направить документы заказчику и проконсультировать его по дальнейшим действиям
• предложить обновить договор, сообщить об абонентском обслуживании
• принять участие в суде если необходимо

#2 Max Bogomolov Max Bogomolov —>

• принять звонок/входящий мейл
• уточнить задачу клиента, понять потребности, задать уточняющие вопросы
• озвучить цену, что входит, общий план действий
• выставить счет
• направить клиенту план действий и список нужных документов
• проконтролировать оплату
• назначить встречу с клиентом и поход к нотариусу
• оформить у нотариуса документы, доверенность на юристов и на курьеров клиента
• отвезти документы в налоговую

Эта система нацелена автоматизировать все, что медленно или плохо функционирует, убрать несостыковки и тормозящие производство элементы. Это может быть лишний заместитель с минимальным набором обязанностей, без которого бумаги попадают напрямую к директору и оперативно решаются.

Основные преимущества

С помощью такой процедуры удается сохранить постоянно обновляющуюся связь между всеми подразделениями одного предприятия. Кроме того, можно налаживать ее взаимодействие с информационными сервисами, делать ее более гибкой.

Как автоматизировать бизнес

Попытка одного отдела выполнить свою часть задания без взаимодействия с другими подразделениями несет в себе больше вреда, чем пользы. Сотрудники, нацеленные справляться с поставленной задачей, не задумываясь над решением вопроса или достижением общей цели – в результате получают несколько разобщенных, некачественно выполненных частей одного целого.