Безвозмездное пользование имуществом с оплатой коммунальных услуг в бюджетном учреждении проводки стандарт аренда

Тут мы сделаем небольшое отступление и отметим, что, в отличие от имеющихся инструкций по учету, стандарты прекрасно структурированы и их структура идентична, сфера применения любого стандарта раскрывается в разд. I «Общие положения».

К нам это относится?

Дебет счета 0 109 00 271 «Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или счета 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Учет арендных отношений в 2018 году

– в сумме начисленной амортизации, если договор расторгается досрочно, одновременно производится корректировка отложенных доходов от безвозмездного пользования на сумму, соответствующую остатку по договору, отражается методом «красное сторно»

. экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Нормативное правовое регулирование

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

По мнению Минфина России в письме от 13.01.2017 № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

1. Как определить тип аренды?

Любой бухгалтер, который учитывал сдаваемое в аренду имущество, скажет, что раньше было проще. Учреждение-арендодатель до вступления в силу положений стандарта Аренда учитывало передаваемое имущество на соответствующих забалансовых счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» и вело расчет по арендным платежам с пользователем имущества на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности».

Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.
Обратите внимание =>  Вернуть девичью фамилию после замужества без развода

Приказом Минфина РФ № 254н п. 10 оставлен без изменения, а вот п. 4 дополнен пп. «г» — «з», предусматривающими расширение перечня объектов учета, к которым положения СГС «Аренда» не применяются. Так, с 28 марта 2020 года этот стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете объектов бухучета, возникающих при предоставлении:

Случаи передачи объекта имущества в пользование, когда СГС «Аренда» не применяется

Прежде всего отметим, что у государственных (муниципальных) учреждений в части применения СГС «Аренда» обычно появляется много вопросов, связанных с возникновением объекта учета аренды при получении (передаче) имущества в безвозмездное пользование. Случаи предоставления имущества в пользование, при которых положения СГС «Аренда» не применяются, указаны в п. 4 данного стандарта. Также в п. 10 содержится норма, устанавливающая, что объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не квалифицируются в качестве объектов учета аренды.

Отражаем в учете досрочное расторжение договора аренды

СГС «Аренда» устанавливает, что объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (далее — объекты учета аренды на льготных условиях), отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой передающей стороной (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее — справедливая стоимость арендных платежей). В абзац 1 п. 26 СГС «Аренда» были добавлены слова «передающей стороной (арендодателем)».

В соответствии с обновленными Указаниями по применению бюджетной классификации РФ доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, в том числе от компенсации расходов по оплате коммунальных услуг относятся на подстатью 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

Аналитическая группа подвида доходов и статья КОСГУ

Доходы по условным арендным платежам признаются вне зависимости от того, к какому виду аренды — операционной либо финансовой — отнесен договор. Признание таких доходов осуществляется в порядке, описанном в пунктах 23, 25 Федерального стандарта «Аренда». Данный вывод также подтверждается положениями п. 5 раздела IV.3 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Аренда».

Признание арендодателем доходов по возмещению коммунальных платежей

Во-вторых, с 1 января 2018 года Приказом Минфина России от 27 декабря 2017 г. № 255н были внесены изменения в раздел V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3), касающийся порядка применения кодов КОСГУ.

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ нужно вести раздельный учет объектов при обычной аренде (операционной аренде), безвозмездном пользовании, и также при лизинге (финансовой аренде). Стандарт обязателен при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2018 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2018 года.

Обратите внимание =>  Льгота военным пенсионерам в 2019 году

Как определить стоимость безвозмездно переданного имущества?

Важно: если объект соответствует одному или двум признакам операционной аренды и при этом имеет хоть один признак неоперационной аренды, такой объект нужно признать неоперационной (финансовой) арендой[5].

Операционная и финансовая (неоперационная) аренда

В целях отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетному учреждению следует применять Федеральные стандарты во взаимосвязи с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н).

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

Минфин в Письме от 08.05.2018 № 02-07-08/30805 обращает внимание на то, что определение справедливой стоимости арендных платежей является неотъемлемым условием принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов учета аренды. Причем для договоров безвозмездного пользования законодательство не делает исключений в части требований об определении справедливой стоимости объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

Передача имущества вместе с обязательствами по его содержанию.

Бюджетному учреждению культуры (пользователю) передано оборудование в безвозмездное пользование сроком на один год (с 10.01.2018 по 31.12.2018). Содержание оборудования за время пользования им согласно условиям договора возлагается на пользователя.

Бесплатное пользование чужим имуществом является безвозмездно полученным имущественным правом. Объектом налогообложения ЕНВД признается вмененный доход, который рассчитывается исходя из величины физического показателя (численности сотрудников, площади торгового зала, количества торговых мест и т. д.) (п. 1, 2 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому экономическая выгода, полученная от безвозмездного пользования имуществом, на расчет единого налога не влияет.

При соблюдении ограничений, установленных подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, налогом на прибыль не облагаются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного от учредителя (участника, акционера). Однако безвозмездное пользование активом является имущественным правом (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98), а для целей налогообложения имущественные права имуществом не признаются (п. 2 ст. 38 НК РФ). Таким образом, предоставленное учредителем право безвозмездного пользования его имуществом для организации-получателя является внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 13 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/69 и от 17 марта 2008 г. № 03-03-06/1/183.

Бухучет: неотделимые и отделимые улучшения

Также не учитывайте затраты, связанные с возмещением ссудодателю налогов. Объясняется это тем, что доход можно уменьшить только на сумму налогов, которые налогоплательщик платит за себя (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма УФНС России по г. Москве от 9 января 2008 г. № 18-11/000184 и от 20 августа 2007 г. № 20-05/078880.2).

Обратите внимание =>  Въезд на круговое движение с какой полосы

Коммунальные расходы по объекту, переданному в безвозмездное пользование, определить в фиксированной сумме практически невозможно, так как они зависят от объема потребления и тарифов, которые изменяются. Поэтому большинство ссудодателей указывают в условиях договора не фиксированную сумму коммунальных расходов, а алгоритм ее расчета.

Расчет возмещения услуг холодного водоснабжения и водоотведения

Начнем с того, что казенные учреждения владеют, пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Передавать имущество в безвозмездное пользование другим учреждениям или организациям казенные учреждения вправе только с согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Договор о возмещении коммунальных услуг

При передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование между сторонами заключается соответствующий договор. При его составлении учитываются требования положений гл. 36 «Безвозмездное пользование» ГК РФ.

На практике возникают ситуации, когда казенные учреждения передают в безвозмездное пользование другим учреждениям или организациям недвижимое имущество. Отношения сторон тогда регулируются договором безвозмездного пользования имуществом, при исполнении которого на ссудополучателя, помимо всего прочего, возлагается обязанность по возмещению ссудодателю коммунальных расходов. Именно об этих расходах и пойдет речь в данной статье.

Договор о возмещении коммунальных услуг

Как правило, доля коммунальных расходов ссудополучателя, подлежащая возмещению, определяется исходя из доли предоставленной в безвозмездное пользование площади в общей площади здания, принадлежащего ссудодателю. И размер пропорциональной доли ссудополучателя в затратах ссудодателя рассчитывается так:

Расчет возмещения услуг отопления

Р э.общ.м. пользование — расчетное количество потребленной за месяц электроэнергии всеми электроприемниками в учреждении (организации, подразделении), которое занимает помещения в здании, объекты которого передаются в безвозмездное пользование (кВт/мес.);

Договоры безвозмездного бессрочного пользования при применении с 01.01.2018 г. СГС «Аренда» могут быть классифицированы как договоры операционной (011140000 «Право пользования имуществом»), так и договора финансовой аренды (010100000 «Основные средства»).

Первоначальное признание права пользования активом производится на дату его принятия к учету в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде) (п. 20 СГС «Аренда»).

Похожие материалы

В последнее время государственный сектор экономики в сфере регулирования и организации бухгалтерского учета, а также при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности испытывает существенные преобразования. Данные преобразования в учете отмечаются с 2018 года, то есть с периода, когда бюджетные учреждения переходят на новые стандарты. При разработке и окончательном применении новых стандартов бюджетные учреждения должны будут создать совершенную базу для ведения учета и составления отчетности в секторе государственного управления.