Банкротство по заявлению должника субъекта естественной монополии

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего. На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему. Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса. В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

Финансовое оздоровление

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства. В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

В целях избежания такой опасности в свое время предлагалось при определении наличия (или отсутствия) критериев банкротства сравнивать сумму кредиторской задолженности не со всем имуществом субъекта естественной монополии, а с той его частью, которая не входит в состав единого производственно — технологического комплекса. К сожалению, это положение «выпало» из законопроекта на одной из стадий его принятия. Быть может, некоторой компенсацией (довольно слабой) этой потери послужит норма, согласно которой, в случае если на основании решения суда обращено (?!) взыскание на имущество субъекта естественной монополии, входящее в состав единого производственно — технологического комплекса, руководитель должника в течение десяти дней с момента получения решения суда об обращении взыскания на указанное имущество обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (п. 1 ст. 3 Закона).

Обратите внимание =>  Компенсация отпуска при увольнении в 2019 году

Критерии и признаки несостоятельности

Таким образом, круг лиц, которые могут быть назначены арбитражными управляющими, ограничен профессионалами, имеющими специальную подготовку. Этот круг еще более сужается, когда речь идет о назначении внешнего управляющего для осуществления мер по восстановлению платежеспособности должника в рамках процедуры внешнего управления. Теперь подбор кандидатуры внешнего управляющего и его представление арбитражному суду возложены на федеральный орган исполнительной власти в области ТЭК, уполномоченный Правительством Российской Федерации (ст. 15 Закона). Указанной кандидатуре отдается безусловный приоритет: общий порядок назначения внешних управляющих, где преимуществом пользуется кандидатура, одобренная собранием кредиторов (ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), может быть применен только в том случае, если кандидатура внешнего управляющего не представлена соответствующим федеральным органом власти.

Особые требования к арбитражным управляющим

Новым Законом охватываются правоотношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) должников в наиболее важных сферах деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии, объединяемых понятием «естественная монополия в топливно — энергетическом комплексе» (далее — ТЭК).

Банкротство ресурсоснабжающих организаций (РСО) грозит неприятными последствиями не только этим компаниям, но и широкому кругу лиц, которые получают коммунальные ресурсы от должника. Поэтому особенности процедур несостоятельности РСО во многом объясняются социальными факторами. Какие требования закон предъявляет к банкротствам таких организаций, рассказал адвокат, руководитель банкротной практики МКА «Арбат» Андрей Астафуров.

1. Применение к ресурсоснабжающим организациям специальных правил о банкротстве естественных монополий

Они не действуют, если процедуру несостоятельности инициирует сам должник-ресурсоснабжающая организация. В этом случае проверяются обстоятельства, которые обязывают должника подать на свое банкротство (ст. 9 Закона о банкротстве). Предварительное возбуждение исполнительного производства не требуется.

Обратите внимание =>  Временный полис омс где серия где номер

3. Основания введения процедуры банкротства в ресурсоснабжающей организации

По общему правилу собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника. Это обусловлено тем, что продолжение хозяйственной деятельности может влечь дальнейшую растрату конкурсной массы должника на текущие расходы, которые подлежат погашению в приоритетном порядке перед реестровой задолженностью в качестве текущих платежей.

В процессе реализации собственности должника, которая используется непосредственно для изготовления и/или продажи товаров или услуг в условиях естественной монополии, путем организации аукциона, соответствующий федеральный орган исполнительной власти обязан заключить с новым владельцем вышеупомянутой собственности договор о выполнении условий аукциона.

Дело о несостоятельности (банкротстве) может быть начато арбитражной судебной инстанцией, если требования кредиторов по финансовым обязанностям и о выплате обязательных платежей к задолжнику – субъекту естественной монополии – составляют в общей сложности не меньше полумиллиона рублей. Упомянутые требования обязаны подтверждаться исполнительной документацией и не удовлетворяться в полной мере посредством обращения взыскания на собственность должника, обусловленную в ч. 1 ст. 94 ФЗ Об исполнительном производстве (п. 1-3).

Возбуждение и рассмотрение дела о банкротстве

В процессе выполнения внешнего контролирования по отношению к задолжавшему субъекту естественной монополии, внешний управляющий не имеет права отказаться выполнить договор задолжника перед клиентами, по отношению к которым соответственно с ФЗ и прочими нормативными документами не допускается аннуляция обязанностей со стороны субъекта соответствующей естественной монополии.

На основании п. 1 ст. 200 127-ФЗ управляющему запрещено прекращать обязательства субъекта монополии перед конечными потребителями. На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ управляющий не вправе отчуждать имущество должника, продавать его на торгах, если оно входит в единый технологический комплекс.

Данный этап предполагает разработку должником плана оздоровления и графика погашения задолженности на период до 2 лет. Субъекту естественных монополий также стоит обзавестись поручителями или гарантами исполнения обязательств, что повысит шансы на одобрение судом графика погашения долга.

Обратите внимание =>  Билет в метро с какого возраста

Финансовое оздоровление

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.