Банкротство муниципального унитарного предприятия это

Собственники могут инициировать процедуру банкротства унитарного предприятия, используя механизм ликвидации. Если после решения о закрытии учреждения и подготовки ликвидационного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов, то назначенная ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Основания для признания предприятий банкротами

Но в рамках внешнего управления допускается реализация иных мер, кроме продажи предприятия, как имущественного комплекса. Например, сокращение персонала, реорганизация в формате юрлица в виде слияния или присоединения, перепрофилирование компании или закрытия нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и пр. Если указанные меры смогут восстановить платежеспособность предприятия, то оно сможет сохранить свой статус, а банкротство будет завершено.

Пошаговый порядок

  1. Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
  2. Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.

Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

Но на практике собственная инициатива банкротства МУП или ГУП встречается весьма редко из-за неспособности руководства принимать кардинальные решения без дополнительного согласования с контролирующими инстанциями. Им предстоит заручиться поддержкой высшего руководства, проект ликвидации должен пройти экспертизу на предмет негативных последствий и пр.

В чем состоят ключевые особенности банкротства унитарных предприятий в форме гуп и муп?

Но с учетом того, что собственником имущества таких учреждений могут стать только региональные или муниципальные власти, то право на обращение в суд о признании банкротства принадлежит только им, а не руководителю МУП или ГУП.

Муниципалитет в суде представляет его орган, но сам он как юридическое лицо не привлекается как третье лицо по делу. Его субсидиарная ответственность возникает лишь тогда, когда арбитражный суд признал МУП банкротом.

  • Если принято решение об оздоровлении, вводится соответствующая стадия.
  • Если на стадии наблюдения решено, что предпринятые меры по реабилитации будут безрезультатными, минуя все остальные стадии, вводится конкурсный этап. Это значит, что предприятие уже банкрот и готовится к ликвидации.
  • Третья – мировое соглашение на любом этапе процедуры.

Условия ликвидации

Есть несколько разновидностей схем банкротства. Плановым или добровольным банкротством процедура именуется, когда решение о нем принимает сам должник при возникновении обстоятельств несостоятельности предприятия.

  1. Сначала представителем должника (кредитора) в арбитраж предъявляется письменное заявление. В нем указываются все данные банкротящегося юр. лица, сведения об имеющихся долгах, обоснование невозможности исполнения обязательств. К заявлению прилагаются необходимые документы, оплачивается госпошлина в размере 6000 руб.
  2. Если предъявленное в суд заявление соответствует всем требованиям, то выносится определение о принятии его к производству, в котором предлагается кандидатура арбитражного управляющего.
  3. При рассмотрении банкротного дела к МУП могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
  4. Если оздоровительные процедуры не принесли эффекта, то суд признает предприятие несостоятельным и ликвидирует его. Для рассмотрения банкротных дел устанавливается семимесячный срок, но он может продлеваться.

Отличие процедуры ликвидации и банкротства МУПа

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Обратите внимание =>  Как заверить последнюю страницу трудовую книжку образец

Добровольная ликвидация

Есть несколько разновидностей схем банкротства. Плановым или добровольным банкротством процедура именуется, когда решение о нем принимает сам должник при возникновении обстоятельств несостоятельности предприятия.

Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия — такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.

Принципиальные отличия банкротства МУП

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.

Порядок процедуры банкротства

Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.

  1. Учреждать их вправе Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципалитеты.
  2. Уставы предприятий должны утверждаться соответствующими органами РФ, ее субъектов или муниципалитетов.
  3. У них отсутствуют права собственника на передаваемое учредителями имущество. Использовать его возможно только на правах хозяйственного ведения, оперативного управления.
  4. Они отвечают по их собственным невыплаченным долгам всем своим имуществом. По долговым обязательствам владельца переданного им имущества они не отвечать не должны
  5. Ликвидироваться МУПы и ГУПы могут при приятии соответствующего решения их учредителями.

Что говорится в законодательстве о банкротстве ГУП (МУП)

Получается, что банкротство государственных и муниципальных предприятий допускается, только если они не являются казенными. К числу казенных относятся учреждения (предприятия), создаваемые на базе федерального имущества с правом оперативного управления им.

Отличия несостоятельности МУП от остальных организаций

  1. Сначала представителем должника (кредитора) в арбитраж предъявляется письменное заявление. В нем указываются все данные банкротящегося юр. лица, сведения об имеющихся долгах, обоснование невозможности исполнения обязательств. К заявлению прилагаются необходимые документы, оплачивается госпошлина в размере 6000 руб.
  2. Если предъявленное в суд заявление соответствует всем требованиям, то выносится определение о принятии его к производству, в котором предлагается кандидатура арбитражного управляющего.
  3. При рассмотрении банкротного дела к МУП могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
  4. Если оздоровительные процедуры не принесли эффекта, то суд признает предприятие несостоятельным и ликвидирует его. Для рассмотрения банкротных дел устанавливается семимесячный срок, но он может продлеваться.

Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.
Обратите внимание =>  Допустимый срыв электроснабжения по второй категории электроснабжения

Условия для признания банкротства МУП и последствия ликвидации

Каждая стадия вводится арбитражным судом на основе ходатайства и отчетов арбитражного управляющего. Если судом принято сразу решение о ликвидации, указанные этапы не применяются — вводится сразу конкурсная стадия.

Если есть добровольное решение руководителя и собственника, МУП ликвидируется также и в досудебном порядке. Тогда формируется комиссия для ликвидации, проводится съезд кредиторов. Но если хотя бы одни из кредиторов имеет возражение, подается иск о банкротстве в суд.

  • Внешнее управление. Внешнее управление применяется к предприятию для того, что бы восстановить его платежеспособность и передать полномочия по его управлению внешнему управляющему.
  • Конкурсное производство. Эта процедура банкротства применяется к несостоятельному предприятию для того, что бы удовлетворить требования кредиторов путем получения средств от продажи имущества должника.
  • Мировое соглашение.
  • Условия для признания банкротства МУП и последствия ликвидации

    Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

    Если речь заходит об унитарном предприятия, тогда решение чаще всего принимается собственником. Он решает все вопросы, связанные с необходимостью ликвидации организации. В дальнейшем, в самом процессе должна быть доказана и сама несостоятельность. После принятия решения руководителем должно быть подано соответствующее заявление.

    Банкротство МУП: что это?

    Отличительные характеристики несостоятельности МУП от банкротства остальных компаний могут быть наиболее разнообразными. В первой ситуации, банкротство осуществляется с учетом определенных общих правил, которые действуют для всех без исключения юридических лиц. В действительности, существуют и некоторые особенности. Первоначально они связаны именно с тем, что предприятие обладает особенным статусом.

    Банкротство муниципального унитарного предприятия

    Банкротство унитарного предприятия обладает и собственными последствиями. При осуществлении любой разновидности процедуры, предназначающихся для банкротящихся организаций, появляются определенные последствия. Если в судебном порядке было принято решение о несостоятельности, тогда осуществляется такая процедура, как конкурсное производство. Начиная с этого момента, все без исключения органы управления перестают заниматься выполнением собственных полномочий.

    5 ст. 129 Закона о банкротстве), и может быть осуществлено в любой момент в течение процедуры банкротства. Имеются конкретные примеры ведения такой исковой работы.
    В результате реализуемой органами местного самоуправления города Дзержинска реорганизации системы жилищно-коммунального хозяйства у пяти МУПов ЖКХ по решению КУМИ было изъято из хозяйственного ведения от 90 до 100% муниципального имущества, после чего предприятия фактически прекратили свою основную деятельность, и в течение года были признаны банкротами.
    По спорному МУПу ЖКХ «Жилсервис №1» задолженность перед бюджетами всех уровней составила около 20-ти миллионов рублей (на дату выведения имущества), сумма реальных активов для взыскания — менее 1 млн рублей в форме дебиторской задолженности двух десятков предприятий и мелких индивидуальных предпринимателей, дебиторская задолженность населения. Именно в таком состоянии принял предприятие конкурсный управляющий. Органы местного самоуправления «обезопасили» муниципальное имущество и передали его вновь созданному МУП ДЕЗ. Такая схема, к сожалению, получила в России широкое распространение.
    Очевидно, что все ранее описанные правовые способы формирования конкурсной массы не имеют достаточной перспективы. Поэтому было принято непростое решение — обратиться в суд с иском об убытках, возникших в результате изъятия имущества. На чем основан данный иск? Согласно ст. 1069, 1071 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу незаконными действиями органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием за счет его казны. Надлежащим ответчиком в данном случае является как муниципальное образование в лице местной администрации (ст. 125 ГК РФ), а также соответствующий финансовый орган (бюджетораспорядитель — ст. 158 БК РФ ) — управление финансами администрации.

    Обратите внимание =>  Должна ли справка для центра занятости совпадать с 2ндфл

    1.1. Правильно я понимаю, что введена процедура конкурсного производства?
    Если да, то полномочия директора прекращаются с даты вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом. У директора есть три дня на передачу бухгалтерской и иной документации, печати, штампов и т.д. конкурсному управляющему. Приказ об увольнении директора МУПа подписывает конкурсный управляющий.

    Краткое содержание

    Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.

    Этот этап может продолжаться до 2 лет. Он направлен на восстановление платежеспособности фирмы. Для этого проводятся оздоровительные мероприятия. Здесь временный управляющий уже может влиять на некоторые решения руководства, но директор организации еще не отстраняется от дел.

    • долговые обязательства (перед контрагентами по гражданско-правовым договорам, бюджетом по выплате налогов, работникам по зарплате и выходным пособиям) свыше 300 тыс. рублей;
    • просрочка погашения долгов от 3 месяцев.

    Принятие решения о финансовой несостоятельности

    В соответствии со ст. 9 и 30 ФЗ-127, при возникновении признаков неплатежеспособности руководитель УП обязан уведомить об этом собственника имущества (местные органы власти). Собственник же должен подать в арбитражный суд письменное заявление о признании унитарного предприятия банкротом.

    Унитарное предприятие создается органом местного самоуправления для ведения предпринимательской деятельности на коммерческой основе. В случае банкротства муниципальных унитарных предприятий процедура ликвидации компании проводится по правилам, предусмотренным для организаций других форм собственности, но с некоторыми особенностями.

    Несостоятельность муниципального унитарного предприятия

    • пропала заинтересованность в функционировании компании;
    • снизился показатель рентабельности и предприятие работает с убытками;
    • организация исполнила назначенные прежде задачи;
    • завершается срок двустороннего соглашения между МУП и действующим органом власти.

    Особенности банкротства унитарных предприятий

    • владельцем имущества является муниципальный орган и представляет его на правах аренды;
    • собственник для управления предприятием назначает директора, который не может быть учредителем;
    • руководство распоряжается имуществом самостоятельно, исключая отчуждение другому лицу. Действия фиксируются в отчете и представляются учредителям;
    • если возникли обстоятельства о несостоятельности организации, руководитель принимает решение о банкротстве после поступления распоряжения от муниципалитета.

    Каждая стадия вводится арбитражным судом на основе ходатайства и отчетов арбитражного управляющего. Если судом принято сразу решение о ликвидации, указанные этапы не применяются — вводится сразу конкурсная стадия.

    Ст. 65 ГК предусмотрено, что принимает решение о банкротстве собственник имущества, но в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности сам, если обнаружены его признаки.

    Ситуация с имуществом

    1. Подачу ходатайства к собранию кредиторов и арбитражному суду о введении финансового оздоровления . Для этого он должен предварительно заручиться гарантиями погашения предприятием задолженности через реализацию графика.
    2. Включение в план внешнего управления пункта о продаже предприятия, как имущественного комплекса.
    3. Имущество ГУП и МУП, которое подлежит оценке, оценивается оценщиком через предоставление государственным органом по финансовому контролю своего заключения. Это дает дополнительные гарантии для независимой оценки.