Банковские монополии россии пример

Монополии: примеры в мире и в России

Где же особенно ярко проявляется государственная монополия? Примеры использования административной власти можно увидеть в различных сферах. Это Банк России. Он обладает монополией на организацию, обращение и эмиссию наличных денег. Такое право дано ему законодательными актами.
Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. По одной из версий, это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или весьма существенно влияет на политику ценообразования. Такое определение термина является качественной характеристикой рынка.

Естественная монополия: примеры

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.
Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Банковская монополия

Удлинение сроков кредита еще теснее связывает крупные банки с крупными промышленными компаниями. Будучи заинтересованными в длительном процветании кредитуемых предприятий, банки принимают специальные меры, чтобы оказывать влияние на ход дел этих предприятий. Например, нередко банк требует от своего клиента, чтобы тот хранил все свободные денежные капиталы только в данном банке и пользовался лишь его кредитом, а для контроля за использованием кредита банк посылает своих представителей в органы управления предприятий-заемщиков.
Следует также иметь в виду, что долгосрочный по своему существу кредит может внешне облекаться в форму краткосрочного. Распространен так называемый контокоррентный кредит, при котором банк зачисляет кредитуемые суммы на текущий счет заемщика, сохраняя за собой право истребовать выданные ссуды в любой момент. Однако банки фактически не используют это право в течение длительного времени, в результате чего контокоррентный кредит в значительной мере превращается в долгосрочный.

Обратите внимание =>  Китайские премиумные ст уровень боев льготные

Банковские монополии

Развертывается также борьба между банками-монополистами за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют два или несколько крупных банков, то каждый из них стремится захватить контрольный пакет акций.
Наконец, сами банки играют активную роль в образовании и развитии промышленных монополий. Объединение ряда кредитуемых предприятий в монополистический союз выгодно для банка, так как уменьшает риск банкротства предприятий-заемщиков и вместе с тем увеличивает размеры их финансовых операций, при ведении которых банки получают прибыль [9, с. 3].

Банковские монополии и их формы

Ассоциация объединяет более 70% банковских учреждений России, которым принадлежит свыше 80% совокупного банковского капитала действующих кредитных организаций и около 90% всех активов банковской системы России. Ассоциация выражает интересы как крупных банков (все банки, входящие в «тридцатку» наиболее крупных в России, — члены АРБ), так и малых и средних банков (составляют половину членов АРБ). В 2005 г. банками — членами Ассоциации выдано более 90% кредитов и привлечено более 90% вкладов граждан из общего количества кредитов и вкладов по банковской системе России.
Таким образом, процесс монополизации рынка определяется двумя причинами. Во-первых, общественной выгодой, которую концентрация производства и централизация управления им приносит так или иначе каждому члену общества. Во-вторых, частной выгодой, которую получает монополист в виде сверхприбыли, благодаря своему господству на рынке. Эта особенность составляет внутреннее противоречие процесса монополизации. Несомненная общественная польза монополий и столь же несомненный их вред от господства частных интересов над общественными являются двумя противоположностями существования монополий, находящимися в диалектическом единстве и служащими внутренней основой их развития. Одна сторона противоречия обусловливает общественную поддержку развитию монополий, вторая — общественное сопротивление им и необходимость установления над их деятельностью общественного контроля.

Компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка). В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма).
В соответствие со ст. 4 Закона о регулировании производства алкогольной продукции на основании особого федерального закона может вводиться государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Монополия в России

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.
Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия .В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления .В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли»,которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его .И наоборот при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть благодаря невысоким ценам на всю глубину рынка.

Обратите внимание =>  Калуга льготный проезд пенсионерам в тралейбусе

АНАЛИЗ МОНОПОЛИИ

Не менее актуальной, конечно, есть эта проблема и для Украины. По данным Украинского союза промышленников и предпринимателей(УСПП): «. уровень монополизации отечественной экономики остается высоким, достигая 40 процентов валового внутреннего продукта (экономически целесообразным считается уровень, не превышающий 10 — 12 % ВВП). По состоянию на 01.01.2003 в Украине зарегистрировано 4689 субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на 558 общегосударственных и 6391 региональных товарных рынках. Существенную их долю (около 46 % ) составляют субъекты естественных монополий»4.
Современная история изобилует драматическими коллизиями законотворчества, давления со стороны общественности относительно ограничения власти монополий. В целом зрелое общество научилось обращаться с монополистами, и накопила значительный опыт по ограничению монополистической власти (см. табл. 10.1).

Банковские монополии россии пример

— необходимость крупных инвестиций. На некоторых рынках еще до начала производства нужно инвестировать значительные средства в создание производственных мощностей, сетей распространения товара, государственное лицензирование и т. д. Примером может служить мировой рынок генетически модифицированных семян, 90% которого занимает компания Monsanto (США);
— эффект масштаба. На многих рынках увеличение объемов производства ведет к существенному снижению себестоимости единицы товара. В результате компания, в силу тех или иных причин производящая намного больше товара, чем конкуренты, получает возможность снизить цены и захватить еще большую часть рынка, что ведет к дальнейшему снижению себестоимости товара и т. д. Пример: производитель застежек-молний YKK (Япония), контролирующий порядка 50% мирового рынка этого товара;

Банковские монополии россии пример

Олигополия как вид монополии возникает тогда, когда пра­во на добычу, производство или продажу продукта принадле­жит небольшому числу участников. Это своеобразная коллек­тивная монополия, стремящаяся к объединению в целях совместного овладения рынком (в форме своеобразного карте­ля). Частичная олигополия является промежуточной ступенью между конкуренцией и олигополией.
Из изложенного выше можно заключить, что выполнение отдельных банковских операций не является монополией толь­ко банка, что монополией банка служит нечто «штучное», что не разрешается делать другим субъектам. Таких операций у ком­мерческого банка практически нет. Лишь центральный банк обладает такой монополией: никто, кроме него, не выпускает наличные деньги в обращение, в целом не выполняет операции по так называемой оборотной кассе (выпуск, хранение и изъ­ятие наличных денег из обращения), В современном понима­нии банковская монополия — это:

Обратите внимание =>  Жалоба прокуратуру проверить

Естественные монополии России — прошлое и настоящее

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Однако, справедливости ради, отметим, что первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

МОНОПОЛИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: СТРУКТУРЫ, ОТРАСЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Чем же являются монополистические образования? Если рассматривать промышленное производство, то таковыми будут отдельные большие предприятия, объединения нескольких предприятий или хозяйственные товарищества, производящие значительную долю продукции определенного типа, благодаря чему им принадлежит доминирующее положение на этом рынке, и у них имеется возможность влиять на процессы ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен и получая повышенную (монопольную) прибыль.
Российским антимонопольным законодательством определение понятию «монополия» не дается, так как чистых монополий в реальности не существует. Однако имеются предприятия, обладающие главным признаком монополии – значительной долей на рынке конкретного товара. К «реальным монополиям» относятся хозяйствующие субъекты, доля которых на рынке конкретного товара равняется 65% или более. В такой ситуации говорят, что компания занимает «доминирующее положение». Также доминирующей признают позицию хозяйствующего субъекта, у которого доля на рынке какого-либо товара находится в диапазоне 35%-65%, в случае, когда это установлено соответствующими антимонопольными органами [3, c. 4].