Закон об адресной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, и адресного и рационального использования бюджетных средств.

Определены источники оказания государственной социальной помощи и полномочия РФ в этой области. Закреплен порядок назначения государственной социальной помощи. Определены основания отказа в назначении и прекращения оказания государственной социальной помощи.

Информация об изменениях:

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

  • разовые или регулярные денежные выплаты, разовая материальная помощь;
  • доплаты до показателя прожиточного минимума;
  • бесплатное обеспечение продуктами питания, одеждой, лекарствами и т. д.;
  • обеспечение работником соцобеспечения (для лиц, не имеющих возможности осуществлять за собой надлежащий уход);
  • содействия в поиске работы, открытии собственного бизнеса, ведении фермерского или личного подсобного хозяйства;
  • льготы по проезду общественным и пригородным транспортом;
  • иные виды адресной помощи, утвержденные субъектом РФ.

За получением адресной социальной помощи можно обращаться в МФЦ, отделы социальной защиты населения по месту жительства. Общую информацию о вариантах оказания адресной помощи можно узнать на портале государственных услуг.

Кто имеет право на адресную помощь

  • заявление об оказании адресной помощи;
  • паспорт и регистрация по месту жительства;
  • документы, подтверждающие доходы на каждого трудоспособного члена семьи (справки 2-НДФЛ, выписки из ПФР, ИФНС и т.д.);
  • пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана, справка об инвалидности (документы предоставляются при их наличии);
  • иные документы, подтверждающие нуждаемость в помощи.
  1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
  2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • снижения уровня социального неравенства;
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • повышения доходов населения.
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Обратите внимание =>  Какие выплаты на первого ребенка в 2019

Глава 1. Общие положения

о включении граждан, не указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона и проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в число получателей набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 настоящего Федерального закона;

4. Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

8_2. При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 49-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)
____________________________________________________________________
Суммы денежной выплаты, причитающейся пенсионерам с 1 января 2019 года, рассчитанной в соответствии с частью 8_2 настоящей статьи, выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июля 2019 года, — см. пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 2019 года N 49-ФЗ.
____________________________________________________________________

Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Если речь идет о пособиях на детей, то важно обратить внимание на срок, в течение которого можно обратиться за выплатой. Например, если обратиться за ЕДВ на третьего ребенка в течение полугода после его рождения, то пособие назначат и за прошедший период. А вот если родители подадут заявление, когда ребенку уже исполнится полгода или больше, то выплату назначат только начиная с месяца, в котором поступило обращение.

  1. В денежном виде — в форме единовременной или ежемесячной выплаты.
  2. В натуральном виде — в форме бесплатных услуг (юридическая помощь, поддержка при поиске работы), выдачи лекарств, одежды, канцтоваров продуктов питания и т.д.

Единовременная материальная помощь от соцзащиты

При этом на величину пособия влияет не только город проживания, но и конкретная жизненная ситуация. Например, в Удмуртской Республике выплачивают 15000 руб. при рождении ребенка в студенческой семье, а при необходимости отправить ребенка-инвалида на лечение в другой регион — 3800.

  1. Состояние жилья, в котором проживает заявитель и члены его семьи, может причинить вред здоровью.
  2. Заявитель утратил свое жилье или предметы была из-за пожара и стихийных бедствий.
  3. Нет финансовых средств на приобретение продуктов питания и прочих предметов первой необходимости.
  4. Невозможность оплатить финансовые услуги, которые не включены в программу бесплатной медицинской помощи.
  5. Нет денежных средств на покупку предметов быта, которые требуются для обеспечения приемлемого уровня жизни граждан.
  6. Наличие инвалидности или иного заболевания, из-за которого человек не может устроиться на работу.
  7. Отсутствие родственников, которые смогли бы оплатить инвалиду или пожилому человеку его содержание.

Сроки для назначения выплат

В качестве одной из мер государственной помощи таким семьям предлагается адресная социальная помощь. Воспользоваться ей могут граждане, которые столкнулись со сложной жизненной ситуации. Согласно закону, обратиться за получением такой поддержки вправе только граждане, которые имеют определенные причины для получения помощи, что придется подтвердить.

Кто вправе оформить

  1. Стихийные бедствия.
  2. Пожар или разрушение жилья по иным причинам.
  3. Утрата имущества, необходимого для жизни.
  4. Показания для немедленного вмешательства или лечения.
  5. Отсутствие топлива, необходимого для обогрева жилища.

Все заявки проверяются специалистами. Если заявитель осознанно не идет на работу и живет со своими престарелыми родителями, расходуя их пенсию, то получить выплату от государства не получится. Если действительно не получается найти работу, то необходимо зарегистрироваться в Центре занятости населения. Для этого потребуется:

Цели оказания адресной социальной помощи

Согласно действующим законам, адресная социальная помощь – это материальная поддержка граждан, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума. Однако это не единственный вид помощи от государства, которая предоставляется на основании заявления и соответствующих документов. Не каждый гражданин может получить ее, поэтому необходимо понимать, что требуется для ее оформления. Только после обращения в соответствующие бюджетные структуры с требуемыми документами можно оформить это пособие.

Правая база

  • обратиться в районное отделение данной организации;
  • заполнить заявление на присвоение статуса безработного;
  • предоставить паспорт и трудовую книжку;
  • заполнить анкету, чтобы сотрудники центра занятости помогли с поиском работы.

Адресная социальная помощь в контексте малоимущих семей – это всегда материальная помощь, которая предоставляется в виде конкретной суммы денежных средств, рассчитанной именно для той или иной семьи. Определение размера суммы выплат происходит на основании положений Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из целей предоставления такой помощи.

Так как получить статус малоимущей семьи необходимо путем оформления юридически такого статуса, необходимо также использовать нормативные акты, которые позволяют рассчитать среднедушевой доход на каждого члена семьи, претендующей на получение статуса малоимущей.

Статус малоимущей семьи с точки зрения действующего законодательства

Социальная помощь для малоимущих семей всегда оказывается на уровне регионального финансирования. Это обусловлено тем, что именно на этом уровне назначаются все те пособия, которые направлены на поддержание на достаточном уровне доходов семьи для нормального их существования.

При определении уровня дохода претендента учитываются все ежемесячно получаемые им выплаты. Средства, полученные разово, в общую сумму не включаются. Если определяется уровень дохода семьи, суммы, получаемые проживающими совместно лицами, складываются и делятся на каждого человека. Итоговая сумма сравнивается с прожиточным лимитом.

Порядок предоставления адресной социальной выплаты

Региональное законодательство может устанавливать меру поддержки малоимущим гражданам, компенсирующую расходы на холодное водоснабжение и водоотведение. Подобная соцпомощь характерна для муниципальных образований, в которых тарифы на эти коммунальные услуги выше критериев доступности платы.

Документальное обеспечение процедуры

  • порядке оформления соцпособий,
  • оказании помощи в натуральном виде,
  • правилах заключения соцконтракта и мониторинга оказанной подобным образом поддержки, направленной на адаптацию малозащищенных слоев населения.

Обратите внимание! Данная мера поддержки носит заявительный характер. Для ее получения необходимо обратиться в соцзащиту или МФЦ по месту жительства. Автоматически она не предоставляется.

Помимо адресной, существуют и другие варианты обеспечения малозащищенных категорий граждан со стороны государства. На региональном уровне оговариваются особенности получения гражданами следующих мер поддержки:

Виды помощи

Как легко заметить, все перечисленные обстоятельства едва ли могут поддаваться контролю со стороны человека и являются неотвратимыми. В связи с этим обязанностью государства является предоставление финансовой «подушки», которая позволит гражданам встать на ноги после случившегося.

О студентах

Для того, чтобы получить АП после чрезвычайного происшествия, гражданину потребуется собрать достаточную доказательную базу. Рассмотрением заявки, а также подробным изучением доказательств нанесенного ущерба занимаются специалисты, составляющие комиссию, которые и выносят конечное решение.

Адресная помощь – востребованная мера поддержки среди населения, особенно актуальная в 2021 году, когда многие семьи из категории социально незащищенных граждан оказались в особенно тяжелом положении из-за введения карантина с целью предотвращения дальнейшего распространения пандемии коронавируса. Государство ввело дополнительные социальные программы, но не оставило без внимания уже действовавшие. Так что, зная, как и где получить социальные выплаты, можно легче преодолеть возникшие трудности.

Кто может рассчитывать на получение адресной помощи

В таблице приведены только некоторые варианты, ориентированные на отдельные виды помощи (в любом случае, понадобится справка о составе семьи из паспортного стола, чтобы доказать, что проживающие совместно с заявителем члены семьи не могут оказать материальной поддержки, а также паспорт со штампом о регистрации в данном регионе, поскольку адресная помощь выделяется из средств регионального бюджета и только жителям данного субъекта РФ):

Может ли быть отказано в предоставлении адресной помощи

Поэтому оптимальный вариант – записаться по телефону и в назначенное время прийти по адресу ближайшего отделения СЗН. В настоящий момент организация приема населения находится на высоком уровне и осуществляется с применением новейших информационных технологий, так что поход туда обычно не отнимает много времени. А еще удобнее обратиться в Многофункциональный центр – здесь и запись, и талоны, и электронная очередь, и прием за 10-15 минут, и помощь в оформлении документов. А сроки оказания федеральных, региональных и муниципальных услуг не будут отличаться от сроков, которые установлены законом на рассмотрение заявлений непосредственно социальными учреждениями.

В зависимости от сложившейся ситуации и вида помощи, социальная служба может потребовать другие справки и документы, чтобы принять решение о целесообразности назначения выплат. Срок рассмотрения поданного заявления не может составлять более 30-ти дней, после чего заявитель должен получить ответ о назначении соцпомощи.

Кто может рассчитывать на получение адресной помощи

  • состояние жилой площади, в которой проживают граждане, создает угрозу для здоровья;
  • утрата жилья или предметов быта вследствие стихийного бедствия или пожара;
  • отсутствие финансовых средств на покупку продуктов, топлива, одежды, обуви и средств по уходу за маленькими детьми;
  • отсутствие возможности оплатить медицинские услуги, которые не входят в программу бесплатной медицинской помощи, но являются необходимыми;
  • отсутствие денег на покупку предметов быта, которые необходимы для обеспечения приемлемого уровня жизни граждан;
  • инвалидность или болезнь, из-за которой невозможно устроиться на работу;
  • если у инвалида или пожилого гражданина нет родственников, которые обязаны оплачивать его содержание в соответствии с законом.

Кому положена помощь?

Предоставление социальной адресной поддержки регламентируется и на федеральном, и на региональном уровне. В частности, у субъектов РФ есть право самостоятельно определять размер предоставляемых льгот и порядок их назначения.