Общие понятия средств обучения детей с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Основные понятия системы специального образования

Социальная реабилитация представляет собой специфическую социально-педагогическую деятельность, направленную на повышение социальной дееспособности лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющую своей целью обеспечение их способности и готовности к нормальному образу жизни.
Во-первых, реабилитация рассматривается в морфологическом (видовом) измерении, что позволяет выделить ее основные направления, а именно социально-трудовую, социально-бытовую и социально-культурную реабилитацию. Триединство этих направлений может рассматриваться как всесторонняя реабилитация инвалидов.

И особенности использования в обучении детей с ОВЗ

Данный метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Демонстрация, как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, учебно-наглядные пособия.
Успех наблюдений во многом зависит от правильного сочетания слова учителя и наглядного средства. Наблюдениями детей с ОВЗ нужно руководить с помощью системы вопросов, число которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов и характерных признаках наблюдаемых явлений, а также выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Лекция 11

Помимо использования вышеперечисленных технологий, одной из ведущих целей инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
И очень важный вывод, который можно сделать на основании работ Л. С. Выготского (1956), более поздних исследований Л. В. Занкова (1975) и который очень важен для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение и воспитание, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают, двигают развитие вперёд.

Обучение детей с ОВЗ

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый).
Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации.
Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

Обратите внимание =>  Когда отменили льготный проезд на транспорте междугороднего сообщения в усть вымском районе и правомерно ли

Содержание, формы и методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Сообщение детям относительно широкого круга знаний, трудовое и нравственное воспитание выводит их за рамки того, что ими достигнуто, к тому, что может у них развиться под влиянием коррекционного обучения; их учат не зазубриванию, но развивают их логическую память, их не тренируют в механическом усвоении элементарных трудовых навыков, но дают общетрудовую подготовку, включающую определенную систему достигнутых теоретических знаний и практических умений, что позволяет выпускникам школы посильно включаться в современные виды общественно полезного труда.
Восприятие незнакомых и малознакомых объектов учитель должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся. Если ребенок испытывает затруднения в обследовании предмета, необходимо провести эту работу совместно с ним. Для закрепления представлений следует проводить сравнения знакомого предмета с предметом малознакомым или незнакомым, относящимся к этой же группе, учить находить сходства и различия, указывать и называть их.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Коррекционная педагогика

Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.
Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.

Обратите внимание =>  Как написать заявление на замену сменами на работе

Методы обучения детей с ОВЗ

  • начинать образовательный процесс сразу после обнаружения первостепенного сбоя в развитии;
  • вводить в учебную программу подразделы, которые отсутствуют в учебных программах, разработанных для ровесников с обычным уровнем развития;
  • применять методы, приемы и средства обучения, которые помогут избежать препятствия в понимании;
  • максимально персонализировать образовательный процесс;
  • создавать все условия для организации учебных условий;
  • расширять на максимум образовательную территорию, выходя за пределы школы или гимназии.
  • игровые моменты;
  • обучающие игровые занятия, связанные с поиском различных предметных признаков;
  • тренинги в виде игр, которые способны развивать навыки в общении с другими;
  • специальные упражнения и релаксация, которые позволяют снять спазмы и напряжение мышц, в особенности в районе лица и рук.

В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Так наряду с построением чертежей выкроек, которое обучающимся VIII вида дается нелегко, практикуется работа с использованием компьютерных журналов моделей «Леко», что разумно дополняет традиционные методики преподавания. Трудности, связанные с изготовлением выкроек изделий, снижают интерес учащихся к дальнейшей работе, а изготовление выкроек с помощью компьютерных программ дает им возможность быстрее приступить к раскрою и обработке изделия. Причем выбор модели осуществляется самостоятельно, что очень важно для самого ученика.
Компьютер в руках наших учеников это не только механический тренажер, но инструмент многообразной деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся, развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной деятельности.

Методы обучения детей с ОВЗ

Главным принципом учебного процесса в педагогической деятельности считается принцип, где осуществляется взаимосвязь педагога с сознательной, активной, творческой деятельностью школьников. Таким образом, достигается необходимый эффект. Один из компетентных учёных указывал, что активность школьника должна быть ориентирована не просто на зубрёжку определённых знаний, а на процесс индивидуального поиска необходимого материала, исследования различных фактов, выявления возможных ошибок, формулировка итоговых выводов. Естественно, все это должно происходить на понятном для школьников уровне и с помощью профессионального педагога.
Данный метод направлен на увеличение интереса и формирование положительного побуждения к процессу обучения, вовлечение к открытому общению и сотрудничеству с группой, активному участию в процессе образования. Метод проектов в организации обучения детей с ОВЗ помогает создать для детей непринуждённую среду, обстановку для работы, которая будет очень похожа на действительные условия взрослой жизни. Для этого созданные методы обучения детей с ОВЗ обязаны выполнять перечень необходимых задач: создавать необходимый набор условий для качественного поглощения знаний и приобретения новых навыков; побудить ученика к активной деятельности и творческим посылам; увеличивать интерес учеников к когнитивной деятельности; создать условия для хороших взаимоотношений и объединения ребят; развивать не только заинтересованность в учёбе, но и желание приобретать знания и навыки.

Обратите внимание =>  В случаях установленных комитетом имущественных отношений санкт петербурга ведомость инвентаризации земельного участка выполняется отделом землеустройства гуп гуион по обращению арендодателя какие это случаи

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями чаще в общеобразовательных (массовых) школах, но он может включать и процесс профессионального образования.
В рамках работы по разработке федеральных государственных образовательных стандартов обеспечивается совершенствование требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ при организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.