Необычная рефлексия на занятии в детском саду

Секреты увлекательного занятия (из опыта работы воспитателя)

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу ,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!

Речевые настройки.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
В этой статье мне хотелось бы поделиться «маленькими секретками» на каждом из этапов занятия, которые могут пригодиться в подготовке увлекательного, незабываемого мероприятия для детей дошкольного возраста.
Структура занятия.
1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие).
Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии.
-Ритуальные приветствия.
— Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.
-Организация дошкольников и настрой на занятия.
— Стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Например:

Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.
Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей, созданию условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Различные приемы рефлексии

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» ТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С

Упражнения для дошкольников: 1.) «Солнышко». 2.) «Радуга» 3) «Снежный ком». 4.) «Заплетем косичку». 5.) «Цветы и бабочки». 6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе. 7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. 8.) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики. 9.) С помощью жестов: Во! На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться. Хлопните! Топните! 10.) «Метод пяти пальцев». Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
Характеристика цветов Макса Люшера: ( Характеристика цветов Макса Люшера: (настроение по цвету ) Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Обратите внимание =>  Заполнение Формы 13001 В Снт

Копилка рефлексии по ФГОС

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
Р Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения

Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно выполнять как в компьютерном варианте, так и без него, размещая изображения на доске и голосуя за них.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение рефлексии деятельности в конце занятия/урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что учащийся умеет? Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Учащийся не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы. Так как рефлексия может быть индивидуальной, коллективной или групповой, то учащиеся проявляют умение работать в разных режимах.

Обратите внимание =>  Как оформлять машину при покупке с рук

Презентация — Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;
  • красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
  • синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
  • зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
  • жёлтый – приятное, спокойное настроение;
  • фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый – замкнутость, огорчение;
  • чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
  • коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Методический вестник — Рефлексивные методики и приемы

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС

Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.
Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

Обратите внимание =>  Взнос на капремонт в 2020 году в московской области

Критерии качества проведения образовательной деятельности

Участники образовательного процесса – учитель и ученик. Учитель учит, ученик учится. Учитель всегда анализирует свою деятельность: как он учит? Качественно ли было проведено занятие? Самоанализ занятия – это оценка собственной деятельности педагога по определению качества учебного процесса. С помощью такой оценки определяется эффективность деятельности педагога с учётом результативности образования, основанной на достижениях в развитии способностей, умений и навыков.
Сказанное выше полностью можно отнести к учителям. Действительно, учитель способен изменить обстоятельства, превратив их в прекрасное. Быть хорошим педагогом — значит уметь применить свой талант там, где нужно изменить ситуацию так, чтобы окружающие получали в процессе обучения импульс к развитию – становились умнее, добрее, смелее. Антон Семёнович Макаренко, делясь своим опытом с педагогами, писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать двадцать нюансов постановки лица, фигуры, голоса».