Курсовая работа монетизация льгот

Реформа по — монетизации — социальных льгот

Тема предстоящей с начала 2005 г. отмены льгот взбудоражила буквально всю Россию. В то время, как в Госдуме обсуждался и проходил первое чтение законопроект о замене льгот денежными компенсациями, в средствах массовой информации развернулась ожесточенная дискуссия между сторонниками и противниками планов правительства. Одновременно грядущая монетизация льгот обсуждалась едва ли не на каждой кухне, в курилке и на скамейке перед домом. Что и не удивительно: ведь у большинства россиян в семье есть те или иные льготники: пенсионеры, ветераны войны, военнослужащие, чернобыльцы, афганцы, инвалиды и т.д.
Льгота — скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения; также — привилегия, отступление от общих правил в пользу отдельных лиц или социальных групп.

Курсовая работа: Монетизация льгот предоставляемых гражданам Российской Федерации

ганов власти по транспортному обслуживанию, провести конкурс и обязательное заключение контрактов с перевозчиками всех форм собственности.[17] Недовольство льготников транспортным обслуживанием сменилось другой более острой проблемой, связанной с выпиской рецептов и обеспечением бесплатными лекарствами. В нём не хватало даже жизненно важных препаратов. Но на данный момент Перечень значительно расширен, однако до сих пор очевидна чрезмерная сложность и непродуманность процедуры получения бесплатных рецептов. Существует так называемая «система шести инстанций»: это регистратура; компьютерный цех; врач, выдающий выписку для рецепта; медсестра, выписывающая рецепт по выписке врача, затем снова тот же врач, подписывающий выписанный медсестрой рецепт и опять регистратура, куда надо вернуться, чтобы проставить печать на рецепте. Эти проблемы насущны и трудноразрешимы.[18] Но, даже имея нужный рецепт, не всегда есть возможность получить лекарство сразу, часто приходиться ожидать, когда оно появиться в аптеке.
Лица, прошедшие блокаду Ленинграда, ветераны боевых действий имели до 2005 года следующие льготы: проезд городским, пригородным и междугородным транспортом, лекарственное обеспечение, жилищно-коммунальные услуги. В итоге реформирования с 1 января 2005 года получают ежемесячную денежную компенсацию в размере 689 рублей и социальный пакет.

Тема работы: Монетизация льгот: проблемы и перспективы

В частности В. Стародубов отметил, что в стране значительно — с 31 % до 54% увеличилась численность людей, позитивно относящихся к монетизации льгот. Возросло и число льготников: к концу году их стало больше почти на миллион.
При этом 16 из 145 млн. россиян — федеральные льготники, еще 35 млн. — региональные. Но выплаты в связи с этим увеличатся незначительно: от 167 млрд. рублей в 2005 году до 209 млрд. в 2006 году. В текущем году вᴨȇрвые был введен электронный учет льготников. По словам В. Стародубова, созданная информационная база позволит лучше обесᴨȇчить граждан необходимыми средствами. Самая «болевая» область реформы — лекарственное обесᴨȇчение, где накопилось набольшее количество претензий с начала года. Из бюджета на эти цели выделено 36,2 млрд. рублей, выписано 117, 5 млн. льготных рецептов, из них обслужены — 11,2 миллиона льготников. Всего по регионам количество льготных рецептов выросло в четыре раза. Услугами санаторно-курортного лечения в текущем году воспользовались 1 млн. 50 тыс. человек, или 7% от общего числа льготников. За 11 месяцев транспортными льготами воспользовались 280 млн. человек. Ключевой критерий эффективности реформы, по мнению Стародубова, это число оставшихся в системе льготного обесᴨȇчения. В 2005 году систему натуральные льготы предпочли 54% граждан, остальные выбрали денежный эквивалент. По его словам, в основном, денежные льготы предпочитают регионы с низким социально-экономическим развитием.
Валерий Бутаев, журналист: «Новая безльготная жизнь оказалась не такой сладкой, как в «захлеб» обещали чиновники. Разрекламированные комᴨȇнсации в замен льгот власти поторопились вручить до нового года, но многим, особенно региональным льготникам, достались гроши, котоҏыҳ только и хватило на килограмм — другой колбасы к праздничному столу. А когда пришло время тратить льготные деньги по прямому назначению, тратить не чего. Люди, ранее пользовавшиеся примерно одинаковым набором одинаковых услуг, теᴨȇрь получают разные комᴨȇнсации. Их суммы колеблются от 150 — 2-х с лишним тыс. рублей. На какие расчеты опиралось правительство? В сᴨȇшке и неразберихе с какой проталкивали «льготную революцию», времени на подсчеты особо не было чиновники отстегнули из бюджета 170 млрд. рублей. А когда разделили на более чем 30млн. льготников, оказалось, что каждому достанутся коᴨȇйки. Народ от этого замитинговал, президент РФ В.В. Путин такими цифрами тоже был не очень доволен, расчеты ᴨȇреиграли — часть льготников списали на бюджет регионов. Тем самым людей разделили на два сорта: «федеральные» и «региональные» льготники. Но регионы — то у нас в стране разные, есть богатые, а есть и не очень, и как теᴨȇрь объяснить ветерану из Самары и Читы, чем он хуже ветерана, который живет в столице? Ведь москвичи комᴨȇнсацию получают и в транспорте по прежнему ездят бесплатно. Затеев радикально социальную реформу, власть не удосужилась людям все как следует объяснить. Реформа нужна, но не такая.
К тому же власти «удачно» приурочили к монетизации льгот еще и повышение тарифов на коммунальные услуги, проезд в транспорте. И те жалки комᴨȇнсации, которые достались людям,здесь же оказались на половину съеденными ростом цен».

ККР Монетизация льгот и ее последствия для населения

Кому монетизация и принесла пользу, так это жителям деревень. Для них, действительно, льготы существовали лишь на бумаге. Они не могли пользоваться бесплатным проездом в городском транспорте, правом на льготную установку телефона (просто нет возможности провести телефонную линию в отдаленные поселки и деревни)  . Поэтому денежные компенсации для этих людей оказались хоть и небольшой, но помощью.
По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.

Обратите внимание =>  Решение об одобрении крупной сделки единственного учредителя

Пример: Курсовая работа Разработка мероприятий по управлению социальной сферой в условиях «монетизации» социальных льгот

Любая реформа такого рода, затрагивающая десятки миллионов людей, требует тщательной подготовки и просчета всех возможных ее плюсов и минусов. Наконец, она должна быть предельно понятной населению, прозрачной и не допускающей разноречивых толкований. Как говорят американцы, любую реформу или закон надо уметь «продать», убедив «покупающее» их общество в том, что они не несут в себе никаких особенно негативных и тяжелых для него последствй. А вот тут как раз у тех, кто в российском правительстве отвечал за разработку и, особенно за информационное обеспечение принятия закона о «монетизации» льгот, все вышло не очень складно. Однако реформирование, как таковое, неизбежно по одной простой причине — мы живем уже в другой стране. В другой экономике, с многообразием видов собственности, в переходном периоде — от плановой экономики к рыночной. Это неизбежно. Конечно, те, кто совершает те или иные действия по реформированию любых отраслей или видов деятельности, а уж тем более реформируя социальную сферу, должны тщательнейшим образом выверить каждый шаг, согласно старинной русской поговорке: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».
Тема предстоящей с начала 2005 года отмены льгот взбудоражила буквально всю Россию. В то время, как в Госдуме обсуждался и проходил первое чтение законопроект о замене льгот денежными компенсациями, в средствах массовой информации развернулась ожесточенная дискуссия между сторонниками и противниками планов правительства. Одновременно грядущая «монетизация» льгот обсуждалась едва ли не на каждой кухне, в курилке и на скамейке перед домом. Что и не удивительно: ведь у большинства россиян в семье есть те или иные льготники: пенсионеры, ветераны войны, военнослужащие, «чернобыльцы», «афганцы», инвалиды и т.д.

Монетизация льгот предоставляемых гражданам Российской Федерации (стр

топлива. Льгота состоит в снижении оплаты в размере 50% или полном освобождении от оплаты за топливо и его доставку. Распространяется она на граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления. Эти льготы предоставляются тем же вышеперечисленным категориям граждан.
Актуальность Курсовой работы заключается в том, что число предоставляемых льгот слишком велико. И не все они целесообразны, поскольку не все используются гражданами, но полностью являются финансовой нагрузкой для государства. Она является необоснованной и почти невозможно отследить её целевое использование. Но простая отмена льгот разом не решит всех проблем, нужен серьёзный механизм её реализации.

Выводы по проведенной реформе монетизации льгот

Гарантии предоставляются всему населению вне зависимости от пола, возраста, социального положения, места проживания (например, всему населению гарантировано право на охрану здоровья или неприкосновенность жилища), или основным социально-демографическим слоям населения (всем пенсионерам гарантированы пенсии).
Практика, которая, как известно, — критерий истины, выявила изъяны этого серьезнейшего социального проекта. Явно не продуманы решения, связанные, например, с обеспечением льготников лекарствами, с оплатой транспортных расходов: их размеры оказались во много раз меньше их фактической величины. Это вызвало резкий рост социальной напряженности во многих регионах страны. Перед федеральными и региональными органами власти встает задача максимально смягчить негативные последствия переходного периода, в кратчайшие сроки поправить свои ошибки и недоработки. Это тем более важно в преддверии реформ ЖКХ и системы здравоохранения.

Реферат на тему «Монетизация льгот и ее последствия для населения»

По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.
11. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обратите внимание =>  Кто пользуется льготой на уплату налога на землю

Монетизация льгот

Далее, в качестве меры по противодействию коррупции закон о монетизации льгот оказался неэффективным. Он не уничтожил коррупционные схемы, а поспособствовал их изменению. При этом все неудобства, связанные с необходимостью изменить методы работы. Легли на плечи малообеспеченных граждан, а не на тех, кто создал саму коррупционную ситуацию.
Таким образом, практическая реализация Федерального закона №122 от 22.08.2004 года о монетизации льгот показала, что подобное решение для поддержки экономики страны было необходимо, однако полученные результаты свидетельствуют о слабой эффективности и непродуманности принятых мер.

Курсовая работа монетизация льгот

Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению — либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно.
С 1 июля 2009 года «монетизировали» социальную поддержку на оплату жилья и коммунальных услуг, а с 1 февраля — проезд в городском и пригородном транспорте. Эти меры социальной поддержки были заменены на реальные деньги. Так, вместо бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) для областных льготников выплачивается пособие в размере 275 рублей, а для федеральных льготников — единовременное ежегодное пособие в 600 рублей.

Разработка мероприятий по управлению социальной сферой в условиях монетизации социальных льгот

Рисунок 4 — Группы населения, которым государство обязалось помогать
Льготы существовали в СССР как часть распределительного механизма, который, при уравнительном подходе к оплате труда, обеспечивал, тем не менее, неравенство в доступе к материальным благам. При этом истинный объем ресурсов, перераспределяемых через систему льгот и привилегий, тщательно скрывался. Это и неудивительно, так как при небольших различиях в заработной плате уровень жизни тех, кто имел доступ к бесплатным санаториям, автомобилям, хорошим квартирам, специальным пайкам и др. был в несколько раз выше, чем у тех, чьи доходы в основном составляла зарплата.
После Великой Отечественной Войны начала складываться система льгот для военных и участников войны. Основной принцип действия этой системы всегда был один и тот же: дать как можно больше тем, кто достоин (а не тем, кто нуждается). Как только у государства увеличивались возможности, расширялась и система льгот, как по охвату населения, так и по размеру выплат, но сам принцип оставался неизменным. Только начиная с 1975, когда было введено пособие для детей из бедных семей, в категорию льготников стали включаться и бедные семьи.
В общем, советская система социальной поддержки населения была призвана выполнять три основные задачи (рисунок 5).
/>
Рисунок 5 — Задачи социальной поддержки
Главной всегда была первая из выделенных задач. Так как поддержка людей, имеющих особые заслуги перед государством выполняла функцию обеспечения неравенства в рамках общества, декларирующего всеобщее равенство в доступе к материальным благам, механизмы ее реализации, в основном, имели скрытый (теневой) характер и концентрировались в сфере распределения жилья, обеспечения доступа к качественным услугам (медицинским, санаторно-курортным, транспортным и пр.). В результате финансирование данного направления социальной поддержки было непрозрачным и обеспечивало поддержку наиболее обеспеченной части общества. Круг людей, достойных тех или иных привилегий, мог и даже должен был быть довольно широким, но все же ограниченным. Иными словами, ценовая льгота присоединялась к другим привилегиям, но ее лишались те, кто жил вне системы этих привилегий и, возможно, больше всего в ней нуждался.
Решение второй задачи — осуществление выплат страхового характера — действительно было приближено к страховым принципам настолько, насколько это было возможно в плановой системе (размер выплат зависел от трудового вклада)6.
Третья из названных задач имела самый низкий приоритет и финансировалась по остаточному принципу. В результате малообеспеченные слои населения имели ограниченный доступ к ресурсам, перераспределяемым через систему льгот и привилегий. В советской распределительной системе такой подход к выбору приоритетов в значительной степени был оправдан: социальные привилегии обеспечивали материальное неравенство, а всеобщая занятость и высокий уровень минимальной оплаты труда защищали от бедности. Только в ситуации высокой иждивенческой нагрузки (в основном детской иждивенческой нагрузки) семья имела высокий риск бедности. Важно то, что такая система приоритетов неприемлема при становлении рыночных отношений, когда нет политики сдерживания дифференциации в распределении доходов. Сохранение советской системы льгот (особенно скрытой ее части) не способствует перераспределению ресурсов в пользу наименее обеспеченной, социально незащищенной части общества.
2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ льготной системы до проведения реформы по «монетизации» льгот
Описывая систему социальных льгот до момента монетизации, в первую очередь, нужно ответить на два вопроса: 1) кто имеет право на льготы?; 2) каковы эти льготы?
Особенностью существующего в России мониторинга программ неденежных социальных льгот является то, что он основан на ведомственной статистике организаций и учреждений, оказывающих услуги в рамках системы социальных льгот для населения.
Несмотря на масштабность данной социальной программы, длительное время отсутствовала система персонального учета льготников. В первую очередь это относится к льготам на проезд в городском и пригородном транспорте. В ходе подготовки процесса монетизации реестр льготников начал формироваться в экстренном порядке, и до настоящего времени не все конфликты урегулированы.
У автора в распоряжении оказалась база данных Национального обследования благосостояния и участия населения в социальных программах (НОБУС), содержащая информацию о 40 тысячах домохозяйств и их включенности в систему льгот по состоянию на II квартал 2003 года. Данный источник информации позволяет моделировать большинство параметров, характеризующих значимость льгот для российских семей. В первую можно ответить на вопрос: сколько людей и домохозяйств имеют право на льготы, а сколько получают их? В данном случае необходимо вести наблюдение за категориями льготников, которые объединяют не менее 0,1% населения, при этом более мелкие группы объединены в тип «прочие льготные категории».
Необходимо начать с оценки распространенности права и фактов получения льгот на индивидуальном уровне. Основные результаты, полученные на основе данных НОБУС, приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Средние значения концентрации категорий льготополучателей, льгот и видов льгот по данным обследования НОБУС, %
Рисунок 1 — Основные функции социальных льгот
Рассмотрим некоторые названные функции льгот более подробно.
Функция льгот как источника дополнительного материального обеспечения их получателей заключается в том, что многие льготы служат сугубо утилитарной цели: улучшить материальное положение отдельных категорий граждан. Это обусловлено тем, что при установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Рассматриваемая функция характерна для льгот, которые обладают вполне реальным денежным эквивалентом. Пользование такими льготами дает субъекту вполне ощутимую экономию его личного бюджета на сумму, равную, например, стоимости единого месячного проездного билета на общественном транспорте, половинной стоимости платы за жилье и коммунальные услуги. В этом качестве льготы не столько увеличивают доходы гражданина, сколько уменьшают расходы его зарплаты, денежного довольствия, пенсии на оплату проезда, жилья и коммунальных услуг, санаторно-курортного лечения и т.д.
Именно указанная функция социальных льгот поставлена законодателем во главу угла при осуществлении их замены соответствующими компенсационными выплатами. Однако данная функция присуща далеко не всем льготам. Так, например, практически невозможно выразить в деньгах стоимость таких льгот, как право отдельных субъектов на первоочередное и внеочередное получение жилья, на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения.
Компенсационная функция льгот призвана частично либо полностью компенсировать субъектам отчуждаемые у них некоторые права, а также ограничения, обусловленные особенностями работы. Реализуя компенсационную функцию, льготы предоставляются тем субъектам, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (инвалидность, достижение определенного возраста) или находятся в специфических условиях (прохождение военной службы в районах Крайнего Севера; выполнение задач в условиях контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации; и др.)
Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для субъектов, находящихся в неравных условиях в силу как биологических, так и социальных причин. Принцип социальной справедливости требует установления определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей2.
Регулятивная функция льгот социальной политике вытекает из самой природы социального: льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей субъекта. В этом качестве льготы призваны компенсировать это неравенство, выполняя тем самым важную функцию урегулирования общественных отношений, так как создают указанным категориям граждан равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционного права на социальную защиту и социальное обеспечение. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования в сфере социальной политики, государственной социальной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение тех или иных субъектов, значит, государство уделяет данным субъектам особое внимание, оказывает им поддержку.
Таким образом, льготы можно рассматривать в качестве проводника той или иной политики государства, как важнейшее средство выражения предпочтений власти.
Стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что, помимо граждан, нуждающихся в силу объективных причин в дополнительной защите (инвалиды, больные, престарелые, многодетные и т.п.), льготы устанавливаются также для тех субъектов, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом. Льгота является особой разновидностью правовых стимулов, так как она есть правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Предоставляя гражданам юридически гарантированные возможности реализации их интересов в случае занятия социально полезной деятельностью льготы тем самым заинтересовывают субъектов в этой деятельности.
В законодательстве отсутствует четкое определение «льготы». Часто смешиваются понятия «социальная льгота» и «социальная гарантия».
Гарантии предоставляются всему населению вне зависимости от пола, возраста, социального положения, места проживания (например, всему населению гарантировано право на охрану здоровья или неприкосновенность жилища), или основным социально-демографическим слоям населения (всем пенсионерам гарантированы пенсии).
Льготы даются относительно более узким группам населения (беременным женщинам, детям из многодетных или неполных семей, малочисленным народам и др.) в пределах этих больших социально-демографических групп по профессиональному и статусному признаку.
Признаки социальных льгот3:(рисунок 2)
/>

Обратите внимание =>  Консультант плюс льготы инвалидам по жилью вставшим на учет после 2019 года

Курсовая работа монетизация льгот

Впереди еще много реформ. Но революций нам не надо. Однако и останавливаться нельзя. Перемены неизбежны, но должны поводиться с умом и тактом. Мы должны пройти этот путь и сохранить социальный мир и стабильность. Только тогда будет возможен экономический прогресс и ясные перспективы для всей страны.
С целью устранения многочисленных недостатков и просчетов в системе правового регулирования льгот, необходимо принять Федеральный закон «О льготах нуждающимся лицам в Российской Федерации», который позволит систематизировать имеющиеся льготы, упорядочить их предоставление, наполнить их реальным содержанием.