Комментарий министерства труда к постановление 870 о доплатах льготах

Комментарий к постановлению Правительства РФ от N 870 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополните

Во-вторых, в Постановлении N 870 указано: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен быть не менее 7 календарных дней. Отпуск большей продолжительности может быть установлен локальными нормативными актами, а для работников отдельных сфер деятельности — иными правовыми актами. Поэтому организации необходимо ранее принятые локальные нормативные акты привести в соответствие с Постановлением N 870, а правовые акты, устанавливающие отдельным категориям работников отпуск меньшей продолжительности, применять с учетом указанного положения. Постановлением N 298/П-22 работникам, занимающим определенные должности, определен дополнительный отпуск от 6 до 30 рабочих дней.
В частности, п. 7 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Об отпусках муниципальных служащих написано в ст. 21 Федерального закона N 25-ФЗ, однако в ней не сказано о порядке предоставления отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда. При этом следует помнить, что муниципальная служба находится в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Поэтому при предоставлении определенным категориям работников льгот и компенсаций необходимо учитывать правовые акты всех уровней.

Комментарий к Разъяснению Минтруда России от — О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г

В последнее время в редакцию журнала приходят письма с такими вопросами. Согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее — Список N 298/П-22), должность нашего работника относится к должностям с вредными условиям труда. Соответственно, работнику предоставлялись все социальные гарантии, связанные с данным фактом (дополнительный отпуск, доплата, сокращенный рабочий день). По результатам проведенной аттестации рабочих мест деятельность работника признана не связанной с вредными и опасными факторами. Продолжать ли предоставлять работнику все социальные гарантии, предусмотренные для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, или прекратить это делать? Какими документами руководствоваться в данном случае?
Согласно нормам ст. 219 ТК РФ размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Данный порядок прописан в Постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее — Постановление N 870). В нем говорится о том, что работодатель предоставляет работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
— сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;
— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;
— повышение оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В п. 2 Постановления N 870 даны поручения установить зависимость предоставления соответствующих компенсаций от класса условий труда, а также условия предоставления указанных компенсаций с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Как сказано в Разъяснениях Минтруда, в настоящее время министерство проводит работу по реализации данного пункта. Указанные в нем нормативные правовые акты будут утверждены после согласования со сторонами социального партнерства.
На основании ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с данным Кодексом законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Согласно нормам ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (то есть в порядке, установленном Постановлением N 870), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Ранее действовавшая редакция ст. 117 ТК РФ предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанные перечни не были приняты, и на основании ст. 423 ТК РФ при определении круга работников, имеющих право на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории РФ применялись акты бывшего Союза ССР, то есть Список N 298/П-22 и Постановление N 387/22-78 .
———————————
Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (вместе с Гигиенической классификацией труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), утв. Минздравом СССР 12.08.1986 N 4137-86).
В соответствии с нормами ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Что касается оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в соответствии с нормами ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Постановлением N 870.
Как следует из Разъяснения Минтруда России от 13.02.2013 «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870», с учетом Решения ВС РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570 для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список N 298/П-22, Постановление N 387/22-78 и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ.
В Решении ВС РФ N АКПИ12-1570 отмечено, что действующее законодательство РФ признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
То есть, если по результатам аттестации установлено, что условия труда работника соответствуют нормальным, а занимаемая им должность относится к должностям с вредными и опасными условиями труда согласно Списку N 298/П-22, никаких дополнительных гарантий, предусмотренных ТК РФ для работников, чья деятельность связана с вредными и опасными условиями труда, не предоставляется. Как установлено ч. 4 ст. 219 ТК РФ, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классификацию условий труда по показателям вредности и опасности определяет Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005) (далее — Руководство), применяемое с целью аттестации рабочих мест по условиям труда.
В данном документе сказано, что исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1-й класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма исчезают во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на четыре степени вредности:
— 1-я степень 3-го класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;
— 2-я степень 3-го класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);
— 3-я степень 3-го класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
— 4-я степень 3-го класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.
Как следует из Решения ВАС РФ N АКПИ12-1570, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3-го класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке N 298/П-22, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных Постановлением N 870. Вместе с тем в случаях, когда по данной профессии, должности Списком N 298/П-22 предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список N 298/П-22, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, упомянутый п. 2 Постановления N 870, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.
В то же время в силу этой нормы и ст. 423 ТК РФ, если по результатам аттестации рабочих мест установлены оптимальные (1-й класс) или допустимые (2-й класс) условия труда, относящиеся к безопасным согласно п. 4.2 Руководства, положения Списка N 298/П-22 и Постановления N 387/22-78 не могут применяться как противоречащие законодательству РФ.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Согласно нормам п. 2 данного документа аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Аттестации подлежат рабочие места работодателя , в том числе организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (вновь организованные рабочие места ), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
— работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
— эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
— работу с источниками опасности, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
— использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
— хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
———————————
За исключением рабочих мест, на которых работники работают на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические, рабочие инструкции и другие документы).

Обратите внимание =>  Как использовать материнский капитал на строительство дома

Отменяет ли Постановление №870 Нормы в Части Продолжительности Дополнительного Отпуска

Привет!
1. Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991)
«Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»:
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317 нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.11.2012 N АПЛ12-651 указанное Определение отменено.
О позициях Минтруда России, Роструда, Федерации независимых профсоюзов России по данному вопросу см. информацию Минтруда России от 13.02.2013, письмо Роструда от 19.06.2012 N ПГ/4463-6-1 и письмо ФНПР от 15.05.2012.

Постановление Правительства № 870 от

Тоже не факт. Если какая-либо профессия/должность отсутствует в соответствующем отраслевом «Перечне работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями. на которых могут устанавливаться доплаты за вредные условия труда. «, то даже если и будет на рабочих местах по этой профессии/должности установлено превышение какого-нибудь ПДУ или ПДК, рассчитывать доплаты по балльной системе мы не имеем права.
И еще. Надо при решении вопроса о доплатах учитывать, профессия это или должность (см. Классификатор ОК-016-94 — ОКПДТР). Если в названии перечня указано, допустим, «. на которых могут устанавливаться доплаты РАБОЧИМ за условия труда. » (см, например, Указание МПС СССР от 9 января 1987 г. N Г-196у), то значит, доплаты рассчитываются только работникам рабочих профессий (или по тем должностям, которые прямо указаны в Перечне).
То есть сам факт наличия превышения ничего не значит: сначала смотрим «Перечень работ. » для принятия решения о возможности предоставления льгот и компенсаций (доплат к тарифной ставке или окладу), а уж затем, если нашли в этом перечне соответствующую профессию/должность, рассчитываем доплаты по балльной системе (там тоже различные отраслевые документы есть, помимо Постановления N 387/22-78, но они все, по большей части, ему аналогичны). Если не нашли или нашли, но по баллам рассчитать не можем — ссылаемся на Постановление 870.
Нет, ну если это распоряжение Правительства Министерству, то оно и оформлено должно быть соответствующим образом. А статус этого документа — Постановление Правительства РФ. И законодательством российским не предусмотрено «селективное действие» подобного рода документов, если в их преамбуле не говорится об обратном. Поэтому с момента своего вступления в действие это Постановление применяется.
Почему «только 870-е Постановление»? Потому что больше ничего нет, кроме Трудового кодекса (я имею в виду только случаи, когда НПА СССР в данной области применяться не могут). В Трудовом кодексе вообще ничего не сказано про размеры доплат, зато сказано, что они должны быть.
А теперь давайте представим всего такого правильного работодателя, который решил буквально выполнить требования ТК и, скажем, по итогам аттестации решил предоставлять доплаты «за условия труда, отклоняющиеся от нормальных». Ну-ка, что с ним может сделать в таком случае налоговая? Да все, что угодно — зависит от квалификации налоговых инспекторов. Ну и от квалификации бухгалтерии такого работодателя. А если этот же работодатель наплевал на результаты аттестации и решил ничего не предоставлять? Тогда он злостным образом нарушает требования нашего самого гуманного трудового законодательства. Что с ним может сделать в таком случае прокуратура? Или ГИТ?
Это беда всей нашей базы документации — нормативной, правовой и прочей всякой. Просто в охране труда это больше заметно.
Характерна ситуация, когда, опираясь на одни и те же документы, можно доказать, что черное — это белое, а белое — наоборот, черное. Плохая ситуация.
А статус Письма Министерства много ниже статуса Постановления Правительства. По большому счету, именно этот документ является «внутренним».
А еще есть несколько решений судов по этому вопросу, не помню, к сожалению, их выходные данные. И эти решения примерно поровну делятся между «за» и «против» применения Постановления 870-го. И судебная практика у нас не носит прецедентный характер.
Так что насчет «вольного прочтения и трактования» и сопутствующего ему «правового нигилизма» — это Вы, конечно, погорячились, согласен.
Впрочем, это не наша с Вами беда.
И вообще, давайте жить дружно!

Обратите внимание =>  Потеря паспорта что делать в другом городе

Комментарий министерства труда к постановление 870 о доплатах льготах

Не понятно, что заставляет многих руководителей, при наличии в штате людей, имеющих высокое звание «юрист», совершенно безропотно выполнять абсолютно безосновательные требования надзорных органов о предоставлении работникам в соответствии с постановлением №870 так называемых «компенсаций» за счет работодателя?
В скором времени, действительно ожидается отмена Постановления №870. После этого, многие руководители поймут, что так называемые «компенсации» за так называемые «вредные» условия труда, установленные якобы по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда были установлены зря.

Комментарий министерства труда к постановление 870 о доплатах льготах

В Профсоюзе работников водного транспорта рассмотрены подготовленные Минздравсоцразвития России изменения в постановление Правительства РФ от 29.11.2008. № 870 о компенсациях за тяжёлые, вредные и опасные условия труда. Имеются следующие замечания и предложения по проекту изменений.
Исключить слова «виды компенсаций» из всего текста проекта изменений, поскольку: во-первых, конкретный перечень видов компенсаций установлен в пункте 1 действующего постановления № 870 и в том же пункте проекта изменений; во-вторых, это позволит работодателю произвольно устанавливать один вид компенсаций вместо трёх, которые уже 4 года предоставляются согласно постановлению № 870; в третьих, введение нормы установления работодателем вида компенсаций и её неубедительное обоснование на с.2 пояснительной записки, является односторонней уступкой работодателю в ущерб работнику, что по определению противоречит функциям социального министерства.

Отменено Постановление № 870 от 20 ноября 2008 г

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда».
Напомним, что с принятием данного документа одновременно устраняется возникшая ранее неясность с законодательными требованиями в части льгот и компенсаций на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, других работах с особыми условиями труда, особенностями их назначения.

Обратите внимание =>  В каких городах происходила война за австрийское наследство

Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г

7. В Положении о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 37, ст. 4703):
5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от N 870 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

3. Дополнить Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 ( Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713), подпунктом 5.2.79.1 следующего содержания:
2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Постановление 870

3. Дополнить Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713), подпунктом 5.2.79.1 следующего содержания:
2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Минтруда опубликовало разъяснения о порядке предоставления льгот работникам, занятым на вредных работах

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда должны предоставляться компенсации не ниже установленных в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870).
Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труд, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

Статьи: Разное

Некоторые юристы, на основании анализа решения Верховного Суда РФ, пришли к выводу, что компенсации можно не предоставлять в случае, если должность работника указана в Списке, но аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем не проведена. Но, во-первых, проведение аттестации рабочих мест — обязанность работодателя, за неисполнение которой он может быть привлечен к административной ответственности. Во-вторых, по нашему мнению, при наличии конкретного судебного спора в такой ситуации, бремя доказывания факта обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда должно быть возложено судом на работодателя. Так как именно работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест, чего работник сделать не в состоянии. Кроме того, из содержания ст. 219 ТК РФ следует, что обеспечение безопасных условий труда на рабочем месте должно подтверждаться результатами аттестации, и именно в этом случае работодатель не обязан устанавливать работнику какие-либо компенсации, даже если должность работника указана в Списке.
С последними разъяснениями Минтруда РФ мы не можем согласиться в связи с их противоречием Закону. Так, из содержания ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ следует, что работнику, занятому в соответствующих условиях труда, предоставляется каждая из указанных в них компенсаций одновременно. В Трудовом кодексе РФ отсутствует указание на то, что работодатель вправе не предоставлять какую-либо из этих компенсаций. Нет таких положений и в Постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870, из текста которого недвусмысленно следует, что минимальные размеры компенсаций предоставляются работнику одновременно. Положение локального акта работодателя, согласно которому работнику, занятому в соответствующих условиях труда, не будет предоставляться какая-либо из вышеназванных компенсаций, не подлежит применению в соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ, как противоречащее трудовому Законодательству РФ. В связи с этим, нам представляются более корректным разъяснение Минтруда РФ, содержащееся в информации Минтруда РФ от 13 декабря 2012 г.