Бизнес процесс юристконсульта

Наличие юридического отдела стабилизирует отношения с внутренними клиентами, что, в свою очередь, делает юридические услуги более доступными, исключает конфликт интересов, повышает контроль над конечным продуктом со стороны бизнеса, способствует поддержанию конфиденциальности и сохранности юридического «ноу-хау»и опять-таки часто позволяет сэкономить время и деньги на бизнес-процессе.

Зачем нужен юридический отдел?

Безусловно, можно говорить только об относительной независимости юридической службы от бизнеса. Однако уровень такой независимости следует поднять максимально высоко и возвести его в один из принципов организации бизнеса.

Кому должен подчиняться юридический отдел и как обеспечить его независимость?

Однако мы хотели бы поделиться опытом, полученным в результате почти десятилетней работы в инвестиционно-банковской сфере. Объем настоящей статьи не позволяет описать весь имеющийся опыт, поэтому остановимся лишь на ряде существенных моментов.

Так же и договоры – их обычно вносят в 1 С. Необходимо указывать входящий номер, если подписан входящий договор, через дробь или в скобках; если договор в редакции вашей компании, то нужно указать присвоенный вами номер в книге учета.

Порядок в документации — залог успеха

5. Положение об архиве систематизирует виды и порядок хранения юридически-значимых документов. Это также немаловажно закрепить на бумаге. Часто бывает, что сотрудники не знают нормы хранения и избавляются от документов уже после истечения срока исковой давности по общему правилу гражданского кодекса.

Локальные акты

В книгах учета отмечается факт выдачи ответственному сотруднику и приема на хранение в юротдел всех документов, касающихся юридического сопровождения компании, ставится собственная подпись сотрудника и дата выдачи/принятия.

Однако нанимателя не интересует законность, ему нужно решение проблемы, поэтому квалифицированный и грамотный специалист будет искать варианты, которые, к сожалению, иногда бывают и в самом деле незаконны. И это уже вопрос ответственности работодателя, о которой он должен узнать именно от юриста.

3 задачи юридической службы

Один из важнейших инструментов, который требует внимания к деталям. Нужен журнал который для систематизации учета доверенностей можно вести в электронном виде, в форме таблицы. Не забудьте поставить «напоминалки» (в том же Excel) об окончании срока доверенности.

Работа с доверенностями

Кадровики не уточнили у юриста, есть ли доверенность у увольняющегося сотрудника. (Замечу: я советую всегда включать юриста в обходной лист. Это особенно полезно, если компания плохо расстается с работником, который по доверенности может подписать любые документы от имени компании, в которой уже не работает). Или, допустим, компания дополнительно нанимает по договору маркетинговую компанию для проведения акции в помощь уже имеющимся в штате маркетологам. У юристов сразу возникают налоговые риски, поскольку Налоговая инспекция может счесть необоснованным расходом сумму на сторонних специалистов.

4. не нужно смешивать несколько процессов в один процесс. конечно в организации в целом все процессы образуют один бизнес процесс, но тогда Вам описывать все, нужно будет описать и выставление счетов, и получение оплаты, бухучет, заправку картриджей, обработку корреспонденции и т.п., что не является необходимым для небольших организаций. тут лучше описать только наиболее повторяющиеся и важные для компании.

• принять звонок/входящий мейл
• попросить направить на мейл скан претензии/иска (если клиент ответчик)/документов для иска (если клиент потенциальный истец)
• изучить бегло документы, при необходимости запросить дополнительные документы и сведения
• озвучить цену, выставить счет, получить оплату
• одновременно с озвучиванием цены (в том же письме) для доверия клиента можно сообщить концепцию защиты – в самом общем виде, без подробностей
• подготовить позицию и документ (отзыв, возражения)
• направить документы заказчику и проконсультировать его по дальнейшим действиям
• предложить обновить договор, сообщить об абонентском обслуживании
• принять участие в суде если необходимо

Обратите внимание =>  Как оплачивается простой по вине работодателя 2019

#2 Max Bogomolov Max Bogomolov —>

1. у процесса должен быть конкретный результат. чаще всего один и возможны побочные. это может быть заключенный договор. оказанная услуга. полученные деньги. в ваших процессах не видно какие результаты мы будем иметь.

Многие фирмы предоставляют стандартный пакет услуг для клиентов, письменное и устное консультирование, а также подготовку юридических документов. При этом стоимость обслуживания зависит от количества часов потраченных консультантом-юристом на выполнение заданий клиента. При заключении договора на абонентское обслуживание, как правило, предоставляется скидка от общей почасовой ставки, которая действует при разовых консультациях.

Распространенной практикой бизнеса стало обращение к помощи внешних консультантов. Это могут быть налоговые, бухгалтерские, управленческие, инвестиционные специалисты в зависимости от потребностей конкретного заказчика. В данной статье мы поговорим о юридическом консультационном сопровождении.

Внешний консультант: как это работает

При этом, как правило, все юридические компании рассматривают такие услуги как представительство в суде или налоговом органе, а также услуги по глубокой аналитике бизнеса и структурированию бизнеса клиента, как самостоятельные услуги, не входящие в перечень услуг повседневного юридического сопровождения. Это вполне оправданно, так как данные услуги, как правило, требуют привлечение специалистов высокого уровня и, как правило, узкого профиля, поэтому стоимость этих услуг значительно выше и не может быть заложена в стоимость абонентского обслуживания. К такого рода услугам часто прибегают компании, которым не требуется абонентское обслуживание на постоянной основе, поскольку всю текущую работу выполняет внутрифирменный юрист. А вот при возникновении соответствующих проблем они обращаются к внешнему консультанту.

В зависимости от объемов работы и специфики деятельности компании отдельные юристы могут курировать несколько видов деятельности или, наоборот, могут привлекаться более узкие специалисты в той или иной области.

Кому непосредственно подчиняются юристы бизнес-единиц в холдинге?

Цель преумножения стоимости активов становится все более актуальной в последнее время. Но ее реализация в большей степени зависит от роли руководителя юридического департамента в компании, т.е. от того, какое место занимает юридический департамент в структуре самого холдинга. Более того, можно говорить о том, что чем больше полномочий у руководителя юридического департамента, тем большее влияние он может оказать на преумножение стоимости активов Общества. Это может проявляться как в виде подчинения руководителя юридического департамента непосредственно Генеральному директору, так и в виде нахождения его в составе совета директоров общества с правом вето на решения Генерального директора.

Как разграничивается компетенция юристов в холдинге?

Немало ситуаций, при которых необходимо привлечение сторонних юристов (н-р, для независимой оценки рисков, решения узкоспециализированной проблемы или в случае, если вопрос находится за рамками обычной деятельности).

От любого управленца ждут принятия быстрых бизнес-ориентированных решений в срочных ситуациях, лидерства и наставничества. При этом для меня самая эффективная роль руководителя юридического отдела — это роль играющего тренера, когда в каких-то проектах вы выступаете координатором задач, в каких-то — исполнителем. Стараюсь создавать атмосферу, при которой коллегам было бы комфортно обсуждать рабочие вопросы, обращаться за советом. При этом соблюдаю правило работы со всеми сотрудниками в рамках единых стандартов их обязанностей и ответственности, сохраняя ценность доверительных отношений.

  • проведение due diligence направления;
  • разработка стратегии претензионной и судебной работы;
  • формирование выгодной для компании правоприменительной судебной практики;
  • построение системы учета претензионной и судебной работы;
  • защита интересов компании в спорах с третьими лицами.
Обратите внимание =>  Где узнать процент износа жилого дома по адресу

Совет № 4. Определение направлений деятельности

В таком случае состав юридического отдела включал руководителя юридического отдела, юридических партнеров по трем юридическим практикам и юристов, работающих в рамках отдельных практик для наработки экспертизы в конкретном направлении.

• принять звонок/входящий мейл
• уточнить задачу клиента, понять потребности, задать уточняющие вопросы
• озвучить цену, что входит, общий план действий
• выставить счет
• направить клиенту план действий и список нужных документов
• проконтролировать оплату
• назначить встречу с клиентом и поход к нотариусу
• оформить у нотариуса документы, доверенность на юристов и на курьеров клиента
• отвезти документы в налоговую

#1 Василий Телкин Василий Телкин —>

1. у процесса должен быть конкретный результат. чаще всего один и возможны побочные. это может быть заключенный договор. оказанная услуга. полученные деньги. в ваших процессах не видно какие результаты мы будем иметь.

#2 Max Bogomolov Max Bogomolov —>

2. у процесса всегда есть вход и выход. то есть, мы на входе имеем документ/звонок/событие определенного вида, что запускает процесс, который производит действия на входными данными получая результат. в некоторых случаях у вас понятно что на входе, но не понятно что на выходе и наоборот.

Современный этап развития российского бизнеса предполагает высокую проектную составляющую. Большинство компаний, включая лидеров российской промышленности, растут во многом не вследствие плавного технологического совершенствования, а за счет качественных проектных скачков. Корпоративные юристы, конечно, не могут, игнорируя это, продолжать заниматься выдачей доверенностей, “визированием” и наемом внешних юридических фирм. Поэтому рекомендую тщательно проанализировать свою ежедневную “текучку” (которая душит многие юридические департаменты) и трансформировать ее в некие, возможно некрупные, но все-таки проекты. При этом важно, что юрист сможет “вести” весь проект от начала до конца, а не просто отвечать на отдельные запросы клиента, знать все его детали, а не “визировать” уже готовые документы в конце. Это позволяет юристам активно влиять на проект уже на стадии создания концепции будущей сделки, когда цена ошибки особенно высока. Такой подход вносит гораздо больше осмысленности в вашу работу, а главное, он помогает точно понять, что нужно клиенту (ведь нередко ему на самом деле нужно совсем не то, о чем он просит).

1. Отказ от “визирования” и переход на проектный метод

Если первый принцип касается изменения своего сознания, второй – изменения сознания окружающих вас людей. В каждой компании существуют свои корпоративные традиции, на основании которых складывается определенный подход к ведению дел, и юристов часто заставляют вписываться в эти рамки, даже если они мешают эффективному ведению дел. Парадокс состоит в том, что многие юристы в силу образования и по складу ума обладают развитым аналитическим мышлением и часто могут структурировать бизнес-процессы даже лучше, чем их клиенты. Юристы из внешних фирм нередко “зарабатывают очки” у своих корпоративных клиентов на такой беспристрастной диагностике и “лечении” внутренних проблем компании. При этом существует предубеждение, что корпоративные юристы не могут объективно оценить ситуацию и их доля лишь подчиняться “правилам внутреннего распорядка”. Это, конечно, не так. Представляется, что профессиональная миссия корпоративных юристов состоит не только в качественном исполнении своей работы, но и в формировании грамотного структурного подхода к решению бизнес-задач у клиентов и внутри самой компании. Корпоративные юристы должны занимать проактивную позицию и улучшать бизнес-процессы предприятия, а при необходимости и влиять на мнение клиентов, уводить их от “понятийщины” к прозрачному и цивилизованному способу организации и ведения дел.

Обратите внимание =>  Кто должен подписывать акты выполененных работ за вознаграждение управляющему

2. Формирование сознания клиента

Удивительно, но такое базовое понятие, как “клиент”, сильно размыто в большинстве российских компаний. Во всяком случае, многие юристы не могут четко сформулировать, для кого конкретно они выполняют работу и кто является спонсором, заказчиком и исполнителем. А ведь на самом деле подход к клиенту, который воспитывается у сотрудников юридических фирм, не должен отличаться от подхода корпоративных юристов. Каждый корпоративный юрист должен знать своего клиента в лицо и обязан немедленно реагировать на его запросы. Любой звонок клиента должен быть быстро обработан и по нему должна быть оказана оперативная помощь. Важны даже такие мелочи, как культура отправки факсов, ответа на телефонные звонки, написания меморандумов. Но, к сожалению, в российских компаниях на эти формальности часто не обращают внимания. И напрасно. Ведь без уважения к клиенту (которое проявляется и в мелочах) невозможно создать высокопрофессиональную культуру всего юридического департамента. И если клиент не спит ночью из-за важного проекта, его юрист должен работать и оказать необходимую помощь и ночью.

«Важно формировать четкую картину ожидания заказчика и объяснить, что мы живем в правовой реальности, у которой есть ограничения и где не все возможно. Тогда люди не будут жить «в розовых очках», думая, что все возможно, а юрист спасет от всех рисков. Формировать ожидания по любой конкретной задаче необходимо на ранней стадии», – объясняет Алексей Никифоров.

«Роль юристов существенным образом эволюционировала из-за большого количества законов, регуляторных ограничений и правоприменительных актов. В связи с этим такой специалист становится саппортом, участником управленческой команды. Поэтому для меня его роль заключается в том, чтобы он видел правовую сторону бизнеса и вносил вклад в оптимизацию расходов компании, увеличение прибыли и строительство новых мощностей», – говорит специалист.

Роль юриста

Директор юридического департамента Auchan Retail Russia Павел Громов, считает, что роль юриста в бизнесе зависит от внешних и внутренних обстоятельств. «С одной стороны, у юриста функции, оказывающие поддержку, с другой – тот масштаб рисков, с которым приходится сталкиваться, ставит его на особое место. Обычно роль специалиста юридической сферы возрастает, когда наступают плохие времена или когда компания находится в периоде активного развития, в том числе, связанного с ситуацией зарегулированности. Думаю, что роль юриста определяется внешней и внутренней средой: когда-то она становится больше, когда-то меньше», – объясняет Павел Громов.