Банкротство по инициативе налоговой инспекции

— по требованиям об уплате обязательных платежей — документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.

Выполним экспертный анализ процесса банкротства должника по инициативе самого должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа, а также работника, бывшего работника должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и оплате труда.

Одним из наиболее частых инициаторов банкротства компаний выступает Федеральная налоговая служба (далее – ФНС), уполномоченный орган Российской Федерацией представляющий ее интересы в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Указанные дела не являются чем то редким, а, наоборот, идут вторыми по количеству после заявлений других кредиторов (см. Решение АС Республики Ингушетии г. Назрань от 30.11.2015 дело № А18-1011/15, Решение АС Ярославской области от 27.05.2014 по делу №А82-7598/2013, Решение АС Томской области от 12.12.2013 по делу №А67-8602/2012 и др.).

Закажите у нас индивидуальную консультацию, чтобы узнать нюансы практики банкротства или АФС

2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 № 17).

  • из представленной отчетности видно, что деятельность компании убыточна в течение не менее, чем два периода;
  • средняя зарплата сотрудников уменьшилась по сравнению с аналогичными организациями;
  • компания решила быстро провести реорганизацию или ликвидацию;
  • фирма или предприниматель часто меняют налоговую инспекцию без уважительной причины;
  • между платежами в бюджет наблюдаются крупные разрывы не характерные для вида деятельности компании;
  • налогоплательщик игнорирует требования ФНС;
  • наличие среди контрагентов фирм-однодневок.
Обратите внимание =>  Норма температуры на подаче

Как проходит процедура банкротства, начатая по инициативе налогового органа?

  1. ФНС вправе начать внеплановую проверку в отношении налогоплательщика, если он задерживает выплату налогов и сборов, решил быстро ликвидироваться или провести реорганизацию, ведет убыточную деятельность, уменьшил зарплату работникам.
  2. Процесс банкротства может быть начат по заявлению уполномоченного органа. Документы подаются в арбитражный суд. При введении первой процедуры требования налоговой инспекции включаются в реестр должника.
  3. Если банкротство начато по инициативе кредитора или должника, ФНС вправе вступить в дело о банкротстве на основании заявления о включении в реестр требований кредиторов.
  4. После вступления в дело о банкротстве налоговый орган вправе участвовать в собраниях кредиторов, принимать решения по ключевым вопросам, контролировать деятельность арбитражного управляющего.
  5. Процедура несостоятельности может быть начата при наличии долга по налогам и сборам от 300 000 руб. для организаций и от 500 000 руб. для ИП.
  6. Банкротство налогоплательщиков курируется отделом по банкротстве, созданным в ФНС. Сотрудники ведомства активно участвуют в рассмотрении дела, начиная со стадии подачи заявления в суд и заканчивая прекращением производства.

Чем занимается отдел по банкротству в ФНС?

Налоговая инспекция заинтересована в погашении долга по налогам и сборам, поэтому активно участвует в реализации имущества должника. Уполномоченный орган предпочитает процедуру конкурсного производства организации и реализации имущества гражданина, которые позволяют продать всю собственность банкрота и получить денежные средства в счет оплаты долгов.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

  • инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
  • вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.
Обратите внимание =>  Вопросы на собеседовании при приеме на работу секретаря

Jurist_arbitr — 06/02/2012 08/09/2016

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему. Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом , с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

  • обращаться в арбитражный суд, представив заявление о признании компании банкротом;
  • направлять представителей налогового органа на собрание всех кредиторов, взаимодействовать с иными участниками данного процесса и арбитражными управляющими;
  • контролировать должника в вопросах выполнения им обязательств, списание задолженности по окончании конкурсного производства.

Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.

Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом

Как уже отмечалось выше, для того, чтобы налоговый орган инициировал банкротство компании, ее задолженность по налогам должна быть не менее 300 тыс. рублей. В том случае, если должник не выполняет требования, ФНС направляет в арбитражный суд заявление о признании компании банкротом. Сделать это можно:

Процедура запускается посредством оформления и передачи формы-заявления в судебный орган. В заявлении содержится требование о необходимости запуска процесса банкротства в отношении злостного неплательщика.

Обратите внимание =>  Можно ли в своей квартире прописаться временно

Как взыскиваются долги

Помимо прочего, ФНС имеет основание применить к должникам меры по ограничению действий с имуществом неплательщика, блокировать счета, запретить выдачу загранпаспорта и закрыть выезд за пределы государства.

Банкротство, инициируемое ФНС

В ходе процесса реализуются все официальные активы предприятия-должника. Это радикальная мера, которая позволяет быстро и эффективно удовлетворить все долговые требования перед государственными структурами и другими кредиторами.