Взгляды вольтера на государственную власть

За время занятий сатирой поэт несколько раз сидел в Бастилии. Первый раз это случилось в 1717 году. Причиной ареста была оскорбительная сатира в адрес герцога Орлеанского, который являлся регентом Франции.

Философские идеи Вольтера

Вольтер выступал против атеизма. Он считал, что: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Это разумное высшее существо предстает как вечное и необходимое. Однако философ придерживался позиции, что доказывать существование Бога нужно не через веру, а путем разумного исследования.

Основные идеи о вере

Другими жертвами политических и религиозных гонений, которых защищал просветитель, были Сирвен, граф де Лалли, шевалье де Ла Барр. Политико-правовые взгляды Вольтера заключались в борьбе с Церковью и ее предрассудками.

В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».

Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое создание буржуазии и нарождающегося пролетариата. В ходе этой борьбы наиболее отчётливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних буржуазных революций.

7. История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Под ред. Проф. О.Э. Лейста. М., Юрид. Литература., 1991.

В 1750 – 1753 гг. Вольтер по приглашению прусского «просвещённого» монарха Фридриха II жил в Пруссии. Покинув её, поселился в Швейцарии и занялся литературно – политической деятельностью, стал активно сотрудничать с энциклопедистами, выступать против Руссо и атеистов и превратил свой замок Ферне в пристанище для передовой интеллигенции, не прекращая при этом литературной деятельности.

Обратите внимание =>  Как узнать задолженность по налогам несовершеннолетних детей

В разных ситуациях и в разные периоды государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные потрясения, ломка уже существующей государственности. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется «просвещенный» монарх.

Основные черты мировоззрения эпохи Просвещения и условия формирования взглядов Вольтера на пути развития государственных и правовых систем. Оценка правого устройства государства в учениях Вольтера, и содержание его социально-политических взглядов.

Вся наша жизнь — «удовольствие и страдание», которые даны нам от Бога, так как мы сами не можем быть причиной собственных страданий. Хотя люди и считают, что всё делают справедливо и разумно, их поступками во всех случаях жизни руководит рутина; размышлению же они обычно предаются крайне редко, по особым случаям и, как правило, когда на него уже не осталось времени. Даже те действия, которые кажутся следствием воспитания и образованности ума, являются на самом деле инстинктами. Все люди ищут удовольствий, только те, кто имеет более грубые органы чувств, ищут ощущений, в которых душа не принимает участия; те же, кто обладает более утончёнными чувствами, стремятся к более изящным забавам».

1.1 Государство в учении Вольтера

Вольтер считал, что все бедствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Он призывал к борьбе за науку и прогресс, надеясь, что «союз королей и философов» расчистит почву для развития человеческого общества.

Законы определяют, кто в каком возрасте чем должен заниматься (ремесло, земледелие), когда какую одежду носить, когда вступать в брак. Предписано даже, в каких науках допускается свобода проницательности ума, в каких вольнодумство запрещается.

Обратите внимание =>  Альтернативный состав статьи ук рф

Основная задача государства — охранять законы, не допуская повторения ошибок, уже породивших когда-то возникновение частной собственности и связанные с ней бедствия. Государство организуется как орудие осуществления законов природы, т.е. лишь как власть исполнительная и наблюдательная. Поскольку законы природы едины для всего человечества, «будет только одна конституция, только один правительственный механизм под разными названиями». Этот механизм может быть устроен по-разному. Возможна демократия отцов семейств. Соблюдение и исполнение законов природы в большем порядке и с большей скоростью, пишет Морелли, обеспечивается в «аристократии» (правительство мудрецов, назначенное народом). Еще большая точность и правильность в движениях политического механизма достигаются в «монархии», которая, не забывает добавить Морелли, никогда не выродится в тиранию, если в нее не проникнет собственность.

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

Во Франции XVIII в. возникли и развивались теории общинного безгосударственного социализма и коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского священника Жана Мелье (1664-1729 гг.), вошедшем в историю под названием «Завещание».