Влияние налогов дотаций фиксированных цен на рыночное равновесие кратко

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Глава 9 Рыночное равновесие

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.Самым мягким и «цивилизованным»

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налоговявляются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Очевидно, что объем спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае, в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 6.15, а. Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р+ — Р1) возлагается на покупателей и меньшая часть (Р1 – Р- ) – на производителей.

Содержание

Дотация – это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Предположим, что цена на сырую нефть выросла из-за уменьшения ее предложения. Естественным следствием повышения этой цены станет снижение спроса на этот товар. Но, кроме того, увеличатся затраты на производство тех товаров и услуг, для которых нефть является важной составляющей затрат. Следствием этого станет рост цен на такие товары и услуги: бензин, керосин, смазочные материалы, транспорт и т. д. с другой стороны, возрастет спрос и начнут расти цены на товары-заменители (уголь, газ), что , в свою очередь, приведет к увеличению предложения этих товаров. Что касается дополнительных товаров, то спрос на них упадет, и цены начнут снижаться. Таким образом, цены на авторынке могут упасть, что в будущем должно привести к сокращению их предложения.

Обратите внимание =>  Капремонт омскру льготы

Рассмотренные варианты касались формирования равновесных цен на отдельно взятые и независимо анализируемые товары и услуги. Однако экономика это не совокупность изолированных рынков отдельных товаров, которые совершенно не связаны друг с другом. Напротив, существует тесная взаимозависимость и взаимовлияние цен на различные товары. Поэтому, наряду с уточнением условий формирования равновесных цен на отдельные товары анализом частичного экономического равновесия, возникает необходимость проследить влияние изменения цен на одни товары на спрос, предложение и цены на другие товары, а также обратное влияние окружающих цен на цены на эти товары. Этот подход представляет собой анализ общего экономического равновесия.

Рыночное равновесие

Налогообложение прерогатива государства, которое применяет множество видов прямых и косвенных налогов. Последствия налогообложения негативно сказываются как на потребителях, так и на производителях товаров. Эти последствия выражаются в повышении цен на товары, с одной стороны, и в уменьшении объемов производства товаров, с другой. Известно, что повышение цены вызывает снижение покупательского спроса, в результате чего неизбежно уменьшение объемов реализации товаров, подлежащих налогообложению. Производители отреагируют на эту ситуацию однозначно: сократят производство и представление на рынке товаров, спрос на которые снизился.

Обратим внимание на то, что из всей суммы субсидии величина, соответствующая заштрихованному треугольнику ОО1В, не досталась ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить — часть суммы дотации пропадает зря.

Рыночное равновесие и субсидии

Например, при неизменной эластичности предложения налоги вводятся на двух рынках с различной эластичностью спроса ( рис. 4.23). При этом, чтобы сделать ситуацию особенно наглядной, предположим, что в первом случае спрос абсолютно эластичен, а во втором — абсолютно неэластичен.

Обратите внимание =>  Калькулятор неустойки по 1 300 ставки рефинансирования

Распределение налогового бремени

Это значит, что покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только , что явно меньше .

Допустим, что начальная цена » />. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объеме » />, что ниже равновесного уровня » />. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до » />. В ответ на это производители увеличат объем предложения до » />, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до » /> и т.д.

Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т.е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» начертание ( рис. 2.4 ).

Учебное пособие

Кривая рыночного предложения в долгом периоде отражает суммарный объем благ, поставляемый всеми фирмами. Форма долгосрочной кривой рыночного предложения определяется изменением цен на различные виды отраслевых затрат по мере расширения объемов выпускаемой продукции в долгом периоде. Кривая рыночного предложения в долгом периоде может иметь восходящую, горизонтальную, дугообразующую и отрицательную форму.