Кто согласно конституции рф не обладает избирательным правом

Статья 4

Положение комментируемого пункта о том, что законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, в настоящее время может быть реализовано только в законах субъектов Российской Федерации, поскольку очередные федеральные выборы должны будут проводиться исключительно по федеральным избирательным округам. В частности, реализуя указанное положение, региональный законодатель может наделить активным избирательным правом граждан, не имеющих места жительства на территории данного субъекта Российской Федерации, но в силу объективных причин пребывающих на указанной территории достаточно длительное время (например, студенты, проживающие в общежитиях). Также в порядке реализации данной нормы в законе субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено включение в список избирателей по месту временного пребывания граждан, имеющих место жительства в пределах субъекта Российской Федерации, но в день голосования находящихся за пределами территории того избирательного округа, где расположено их место жительства (например, в больнице). Только граждане, наделенные законом активным избирательным правом, могут быть включены в списки избирателей, в том числе по месту временного пребывания.
5. Пассивное избирательное право относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса. Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не устанавливает связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации установлены требования для кандидата на должность Президента Российской Федерации (постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет). Таким образом, ни для одной выборной должности, кроме должности Президента Российской Федерации, не может устанавливаться обязательное требование нахождения места жительства на определенной территории Российской Федерации.

Статья 32 Конституции РФ

Привлечение граждан к осуществлению правосудия традиционно рассматривается как существенный признак демократии. Вместе с тем конституционные понятия осуществления судебной власти, правосудия и участия граждан в отправлении правосудия имеют разное значение. Последнее понятие даже применительно к гражданам, наделенным соответствующими полномочиями наравне с профессиональными судьями (арбитражные заседатели), не означает их судебно-властной профессиональной деятельности. Даже входя в состав суда определенной инстанции, и, как судьи, участвуя в коллегиальном разрешении конкретного дела (определенной подведомственности), в том числе при принятии судебного акта, они действуют не на профессиональной основе. Поэтому, хотя все судьи в таких делах обладают равным статусом и одинаковыми правомочиями, обязаны действовать непредвзято, без предубеждения и пристрастия (см. Постановление КС РФ от 25.03.2008 N 6-П*(415)), трактовать комментируемое конституционное право как определенную возможность отправлять правосудие (регулярным образом, в качестве носителя судебной власти), — нет оснований. Участие заседателей является, кроме того, их гражданским долгом*(416), гарантией конституционного права на судебную защиту (см. комментарий к ч.1 ст. 46), а также одной из форм общественного контроля за деятельностью судебной власти.
2.1. Активное избирательное право может быть охарактеризовано — с точки зрения конституционного содержания — прежде всего как всеобщее равное и прямое при тайной форме его реализации. Это вытекает из нормативного единства комментируемого положения с получающими закрепление в Конституции принципами избирательного права, в частности, применительно к выборам Президента РФ (ч. 1 ст. 81 Конституции России). Анализ соответствующих конституционных норм во взаимосвязи с международно-правовыми стандартами в области избирательного права*(383) позволяет сделать вывод, что принципы избирательного права получают реализацию прежде всего через избирательные права граждан.

Статья 32 Конституции Российской Федерации

Основополагающими актами в данной сфере являются ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 22. ст. 2063) и ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (СЗ РФ. 2004. N 31. ст. 3215). ФЗ от 27 мая 2003 г. определяет в соответствии с Конституцией правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе системы управления ею. Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ФЗ N 58-ФЗ, система государственной службы включает в себя такие ее виды, как государственная гражданская служба, военная и правоохранительная службы. Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную и субъектов Федерации.
Согласно п. 4 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для включения гражданина России в список избирателей (участников референдума) на конкретном избирательном участке (участке референдума) является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, — факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Указанные факты устанавливаются органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах России, а в случаях, предусмотренных законодательством, и- другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Данные вопросы решаются на основе Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1227).

Обратите внимание =>  Градостроительный кодекс для строительной промышлености

Глава 2

Как было отмечено в главе 1, реализация пассивного избирательного права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации зависит от особенностей организации государственной власти в субъектах Федерации. Речь прежде всего идет об установлении законодательством субъекта Российской Федерации предельного количества сроков избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти ограничения направлены на наиболее полную реализацию принципа народовластия, что подразумевает периодическую ротацию руководителей органов государственной власти.
Принцип равного избирательного права в равной мере относится к реализации как пассивного, так и активного избирательного права. Применительно к пассивному избирательному праву он проявляется в установлении законами равных правовых условий для всех граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и в создании государственных гарантий реализации этих возможностей. Этот принцип также проявляется в законодательной норме о равенстве статуса всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Кто согласно конституции рф не обладает избирательным правом

3. Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать. Как указывалось выше, возраст гражданина, обладающего таким правом, должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы — 21 года. Необходимо отметить, что как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым, осуществляется при тайном голосовании.
9. Статья 16 Закона предусматривает, что гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Обратите внимание =>  Пошлина на постановку на учет автомобиля 2019

Статья 32 Конституции России

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:
Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Избирательное право -это

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз – 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.
Другой пример – рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Гражданам об их политических правах

Возраст, при достижении которого гражданин приобретает пассивное избирательное право, различается для выборов разного вида и уровня. Наиболее высокий возрастной ценз предусмотрен для выборов Президента РФ — 35 лет (согласно части 2 статьи 81 Конституции РФ). Для выборов депутатов Государственной Думы возрастной ценз составляет 21 год (часть 1 статьи 97 Конституции РФ).
Что касается возраста, то активное избирательное право гражданин приобретает по достижении 18 лет. С этого же возраста он приобретает и право участвовать в различных избирательных действиях. Правда, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» есть в этом отношении некоторая нестыковка. В пункте 1 статьи 4 говорится, что право участвовать в предусмотренных законом избирательных действиях имеет «гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет».

Конституция РФ

. Конституция Российской Федерации (статья 118, часть 1), предусматривая, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, не определяет, в каком именно составе — коллегиально или единолично — суды могут рассматривать подсудные им дела; ею установлено, что судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет (статья 119), а также то, что в отправлении правосудия имеют право участвовать и граждане (статья 32, часть 5). Тем самым указанные конституционные нормы не исключают возможности создания для рассмотрения тех или иных категорий дел судебных коллегий, в состав которых — наряду с профессиональными судьями — входили бы присяжные, народные или арбитражные заседатели.
Этот вывод корреспондирует положениям Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и воля народа должна находить свое выражение на периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права (пункты 1 и 3 статьи 21), а также Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт «b» статьи 25).

Обратите внимание =>  Творческая характеристика учащегося на представление стипендии губернатора

Глава 2

До принятия в 1997 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 1994 г. у законодателей субъектов Российской Федерации существовала возможность установления так называемых «сроков обязательного проживания» на соответствующей территории в качестве условия приобретения пассивного избирательного права. Такого рода ограничения также называются цензами оседлости. Согласно статье 4 Федерального закона от 1994 г. сроки обязательного проживания не могли быть менее одного года. На практике в некоторых субъектах Федерации эти сроки не соблюдались. В принятом позднее Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что ценз оседлости применим только в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция предусматривает такую возможность только в отношении выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, при проведении иных выборов граждане Российской Федерации могут баллотироваться в качестве кандидатов независимо от места их проживания. В настоящее время практика, когда политики, проживающие в Москве, баллотируются на выборах, проводимых в субъектах Федерации, стала очень распространенной. В соответствии с законом для этого нет никаких ограничений.
Как было отмечено в главе 1, реализация пассивного избирательного права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации зависит от особенностей организации государственной власти в субъектах Федерации. Речь прежде всего идет об установлении законодательством субъекта Российской Федерации предельного количества сроков избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти ограничения направлены на наиболее полную реализацию принципа народовластия, что подразумевает периодическую ротацию руководителей органов государственной власти.

Кто имеет право голосовать на выборах в РФ: основные права граждан

Помимо основополагающего права голосовать на выборах в РФ, для граждан Российской Федерации законодательством предусмотрен также ряд гарантий. Так, одними из важнейших являются политические гарантии. Речь идет о многообразии идеологий или плюрализме, а также о равенстве людей, свободе агитации и привлечении независимых наблюдателей для проведения честных выборов в РФ. Второй, не менее важной гарантией для всех, кто имеет право голосовать, является материальная гарантия избирательных прав.
Ценз оседлости скорее больше важен для того, кто хочет воспользоваться своим правом голосовать на выборах регионального уровня в РФ. К примеру, граждане, которые проживают или просто находятся в день выборов за пределами нужного региона, в котором проводятся выборы, не имеют права голосовать. Но это ограничение не распространяется на проведение выборов федерального значения, например, на выборы президента Российской Федерации. Во время проведения такого значимого мероприятия каждый гражданин РФ может воспользоваться своим правом голосовать, даже находясь или проживая за границей. Для того, чтобы человеку в данной ситуации предоставили право голосовать на выборах президента РФ, ему необходимо предоставить удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Кто согласно конституции рф не обладает избирательным правом

3. Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать. Как указывалось выше, возраст гражданина, обладающего таким правом, должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы — 21 года. Необходимо отметить, что как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым, осуществляется при тайном голосовании.
2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются права избрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.