Концепция оказания социальной психологической помощи льготные оказания населения

Концепция службы дистанционной психологической помощи населению

На очную встречу с психологом решаются далеко не все люди, и это происходит не только по материальным причинам (очные консультации психолога немало стоят). Наше народонаселение очно редко посещает психолога из-за того, что человеку до психолога ещё надо добраться физически (что является отдельной объективной проблемой для многих категорий населения), и специально выделить на это время. Также наши люди редко ходят к психологам из-за того, что очная психологическая помощь оказывается психологами буквально по предварительной записи, а люди, испытывающие сильные негативные переживания в настоящий момент времени, не хотят или не могут ждать своей очереди и назначенного им времени.
Таким образом, социальная ситуация в нашей стране сложилась так, что дистанционная и оперативная бесплатная психологическая помощь населению почти повсеместно отсутствует, что оставляет вне сферы оказания психологических услуг целый ряд категорий населения нашей страны. Как нам кажется, единственным социально значимым исключением здесь является бесплатная для москвичей МСПП (московская служба психологической помощи населению). МСПП имеет отдельные и функционально самостоятельные подразделения Телефона Доверия и психологического консультирования по Интернет, оказывающие довольно масштабную дистанционную бесплатную психологическую помощь населению Москвы [1,2,4].

Электронная библиотека

Комплексный подход к проблеме инвалидности, восприя­тие инвалида как целостного индивида требует от социально­го работника всесторонних социально-медицинских знаний и умений, что отличает его от таких специалистов, как психо­лог и даже врач-лечебник, которые не могут выйти за рамки возможностей своего ведомства, оказываясь под влиянием медицинской модели инвалидизации и реабилитации.
Название «медико-социальная помощь» определяется тем, что первоначально она оказывалась преимущественно пред­ставителями медицины, что и было отражено как в самом тер­мине, так и в документах нормативно-правовой базы, регла­ментирующей этот вид деятельности. Феномен здоровья не может быть представлен и объясним с чисто медицинской позиции, и потому медико-социальная помощь неотделима от социальной работы, которая включает оказание социальной помощи всех видов, в том числе и услуг по сохранению, укреплению и реабилитации здоровья.

Социальная поддержка населения

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.
Социальная поддержка населения — система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Концепция оказания социальной психологической помощи льготные оказания населения

в) Функция информирования населения, анализа и прогнозирования социальных нужд (распространение среди населения рекомендаций и советов по разрешению сложных жизненных ситуаций, медико-психологических, социально-педагогических, правовых и иных знаний, изучение специалистами социальных ситуаций и проблем, а также путей их решения).
Концептуально социальное управление включает в пространство своего наблюдения и регулятивных воздействий всех членов общества как субъектов социальных отношений. Однако в фокусе внимания органов управления в первую очередь оказываются люди, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, нуждающиеся в непосредственной помощи и поддержке. Законом трудные ситуации трактуются как совокупность условий, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность индивида или социальной группы, ущемляют их права и насущные интересы, требуя помощи, специального социального обслуживания и поддержки. Проблемы организации такого рода управленческой деятельности в экстремальных условиях жизни тех или иных групп и слоев населения составляют особо важный предмет заботы органов местного самоуправления и государственных структур управления социальной сферой.

О Концепции программы Солнечный круг по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от N 131-ПП)

Термин «трудная жизненная ситуация» — открытый, понятный и доступный. В трудную жизненную ситуацию можно включить разные обстоятельства. И вполне добропорядочные граждане, и дети из вполне нормальных семей оказываются в этих ситуациях.С детьми работают не только приюты и центры, но и иные учреждения, как-то: центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, телефоны доверия для взрослых и детей и иные организации.
Алкоголизм, наркомания, преступность в семье. При появлении этих серьезных социальных недугов в семье, особенно в случае возникновения наркотической зависимости у кого-либо из взрослых членов, «пассивное» развитие событий может привести к разрушению семьи. Из семьи в переносном, а чаще даже в буквальном смысле «изымается» один из родителей и она становится неполной.

Обратите внимание =>  За Какой Срок Нужно Оформлять Льготный Проезд На Общественном Транспорте При Наступлении 55 Лет В Спб

Федеральный закон о психологической помощи населению в Российской федерации

7. Переподготовка, повышение квалификации психологов, указанных в части 5 настоящей статьи осуществляется в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
1) соблюдения и защиты прав граждан при оказании психологической помощи и обеспечения получения психологической помощи независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Социальная работа

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие: Пособие – это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия – вспомогательная мера, ее цель – поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами. В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.
Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. ( ст.7., п.1.) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.)

Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах в 2019 году

В последнее время усиливается адресный принцип оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам страны. Усиление адресности в условиях финансового дефицита и в целях повышения эффективности использования имеющихся средств предполагает, с одной стороны, сокращение количества людей, имеющих право на получение социальной помощи, а с другой стороны, оказание действенной, реальной поддержки наиболее бедным семьям. Адресный подход подразумевает направление социальных пособий и льгот группам лиц, пользующихся приоритетом с точки зрения социальной политики.

  1. ветераны труда;
  2. труженики тыла;
  3. ветераны военной службы;
  4. участники вооруженных конфликтов в мирное время;
  5. члены семей погибших;
  6. лица, удостоенные региональных почетных званий, и имеющие особые заслуги;
  7. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  8. доноры (кроме граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»);
  9. пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям;
  10. лица пожилого возраста старше 80-ти лет;
  11. граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  12. граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими и тяжелыми заболеваниями;
  13. дети из отдельных категорий семей (многодетные семьи, одинокие матери, студенческие семьи, семьи с родителями-инвалидами и т.п.);
  14. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
  15. беременные женщины и кормящие матери;
  16. малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане;
  17. обучающиеся лица, студенты и некоторые другие категории граждан.

Концепция развития Учреждения

Анализ структуры спроса на социальные услуги свидетельствует об усложнении индивидуальных запросов на социальное обслуживание, необходимости увеличения объема и расширения спектра оказываемых услуг. Это объясняется увеличением числа групп людей с особыми потребностями: неработающих пенсионеров, инвалидов (в т.ч. – пожилого возраста), лиц старческого возраста, одиноких пожилых людей и др.

  • сохранение комплексности предоставляемых услуг в рамках уставной деятельности;
  • повышение уровня качества и безопасности, доступности социального обслуживания населения;
  • использование инновационных малозатратных, стационарозамещающих технологий социального обслуживания.

Регулирование деятельности в сфере оказания психологической помощи и предоставления психологических услуг в свете разработки проекта Федерального закона — О психологической помощи населению в Российской Федерации

Правовое регулирование вопросов психологической помощи на федеральном уровне. Как уже отмечалось, основу нормативной базы федерального значения в сфере оказания психологических услуг составляют законодательные акты, регламентирующие вопросы социального обслуживания населения. Важнейшими из них являются Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 442-ФЗ) [22] и ряд национальных стандартов социального обслуживания населения. Положения этих документов определяют понятие социальной службы, играющее центральную роль в рамках нормативной базы деятельности в этой сфере. Так, согласно ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», социальной службой является не только организация независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющая социальные услуги [4, 2.1.2], но и физические лица, т.е. «граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица» [4, 2.1.2].
Из определения понятия «социальное обслуживание» следует, что последнее является деятельностью социальных служб (включая граждан, предоставляющих такие услуги без образования юридического лица), направленной на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [4, 2.1.1]. Таким образом, действие стандартов распространяется на деятельность неюридических лиц в области предоставления социальных услуг, социальной реабилитации и адаптации [4, 2.1.2]. Последнее определение ссылается на три других понятия, причем формулировка указывает на конъюнктивный порядок их включения. Первое из понятий охватывает всю номенклатуру предусмотренных стандартами услуг: социальная услуга определена как «действия социальной службы. заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации» [4, 2.2.1]. Ввиду того, что положения Закона N 442-ФЗ в части определения социального обслуживания менее строги, допускают широкую интерпретацию этого понятия и предполагают обязательность применения положений стандартов, в дальнейшем внимание будет уделяться преимущественно содержанию стандартов.
В силу того, что ни Стандарт, ни Федеральный закон явным образом не определяют понятие «социальная помощь», интерпретация последнего в каждом конкретном случае остается за сторонами возникающих правовых отношений, а в обстоятельствах судебного разбирательства — за судом. В то же время в приложении к оказанию психологической помощи неюридическими лицами положения Стандарта распространяются на такие «действия, [которые] заключаются в оказании социальной помощи» [4, 2.2.1], направленной на преодоление ситуации, «объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина [ввиду ее особенностей психологического характера], которую он не может преодолеть самостоятельно» [4, 2.1.5].
Возвращаясь к вопросам социальной реабилитации и адаптации, которые также входят в состав определения понятия социального обслуживания, следует отметить, что эти понятия отнесены стандартом к группе общих понятий и, следовательно, помещены в один разряд с понятием социального обслуживания [4, 2.1.8, 2.1.7, 2.1.1], что прямо указывает на их принципиальное отличие от социальных услуг и объясняет, почему они все конъюнктивно входят в понятие «социальное обслуживание». Поскольку, согласно стандарту, социальная адаптация представляет собой систему «мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности» [4, 2.1.7], эта разновидность социального обслуживания пересекается с деятельностью по оказанию социальных услуг в том, что она предназначена для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [4, 2.1.5]. При этом социальная услуга является деятельностью социальных служб, направленной на оказание социальной помощи [4, 2.2.1], в то время как социальная адаптация нацелена на приспособление к правилам и нормам поведения и окружающей среде [4, 2.1.7].
Что же касается социальной реабилитации, то она также представляет собой самостоятельный вид социального обслуживания, не входящий в состав группы социальных услуг и не требующий наличия трудной жизненной ситуации. Социальная реабилитация предполагает наличие «системы мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности» [4, 2.1.8] и также вполне может пересекаться с множеством работ по оказанию психологической помощи.
Исходя из рассмотренных особенностей национальных стандартов социального обслуживания населения можно заключить, что их действие распространяется на предприятия и учреждения (независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности), которые занимаются оказанием социальной помощи гражданину в преодолении им ситуации, «объективно нарушающей его жизнедеятельность. которую он не может преодолеть самостоятельно» [4, 2.1.5].
Последней важной особенностью определения понятия психологической помощи Законом города Москвы N 43 является указание на то, что она может быть связана с преодолением сложной психологической ситуации. Это понятие аналогично применяемому в законодательстве федерального уровня понятию «трудная жизненная ситуация».
Закон города Москвы N 43 в качестве одной из задач ставит организацию и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи (пп. 4 п. 2 ст. 2). Раздел Закона, посвященный стандарту оказания психологической помощи, содержит ряд важных особенностей, определяющих состав и сферу применения установленных им нормативов. Стандарт определяет нормативы качества и объема психологической помощи, т.е. содержит не только качественные, но и количественные параметры (ст. 10). Кроме того, эти параметры задаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, следовательно, их состав включает все положения федеральных законодательных актов и национальных стандартов и может быть дополнен положениями нормативных актов местного уровня.
Законом города Москвы N 43 предусмотрено ведение реестра лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (статьи 11 — 13). Функционально реестр представляет собой административный контрольно-учетный инструмент. Внесение в реестр записей о лицах, оказывающих психологическую помощь, осуществляется в добровольном порядке. Лица, чьи данные внесены в реестр, получают право на поддержку своей деятельности, которую уполномоченные органы исполнительной власти города могут осуществлять в форме организации обмена опытом, информационно-методической помощи, повышения квалификации специалистов-психологов, а также содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий (ст. 13). Важно отметить, что первая форма помощи доступна только для сотрудников организаций, на что вполне однозначно указывает ее привязка к категории специалистов-психологов.
Закон города Москвы N 43 требует от лиц, включенных в реестр, соблюдать установленный в городе стандарт (п. 1 ст. 12). Эта обязанность, казалось бы, необременительна, однако распространяемый по ведомственным каналам Типовой стандарт оказания психологической помощи населению в учреждениях Департамента социальной защиты населения города Москвы [29] предписывает, что оказание очной психологической помощи должно осуществляться в помещении, расположенном в нижних этажах здания, доступном для инвалидов. Данная норма может оказаться значительным препятствием как в силу расценок на аренду помещений в нижних этажах, так и в связи с неприспособленностью большинства зданий к эксплуатации людьми с ограниченными возможностями.
Рассматривая всю совокупность обязанностей лиц, включенных в данный реестр, можно прийти к выводу, что по своей строгости и потенциальной обременительности они близки к требованиям, предъявляемым к ведомственным государственным психологическим службам. В этой связи среди лиц, оказывающих психологическую помощь, но не принадлежащих к структуре исполнительной власти, Закон города Москвы N 43 остается невостребованным.
Судебная практика в сфере регулирования профессиональной деятельности психологов. Анализ отечественной судебной практики по материалам справочных правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант» не выявил решений каких-либо инстанций, которые непосредственно касались бы вопросов, связанных с оказанием психологических услуг организациями или физическими лицами. В подавляющем большинстве дел, которые так или иначе связаны с проблематикой психологической помощи, рассматриваются вопросы исполнения договоров или имущественного права, а в качестве связи с темой психологической помощи выступает тот простой факт, что, как правило, одной из сторон является учреждение, оказывающее в том числе социально-психологические услуги. Таким образом, оценка опыта применения отечественного законодательства, регулирующего вопросы оказания психологической помощи, может опираться в настоящее время только на косвенные данные.
Заключение. Анализ нормативной базы профессиональной деятельности психологов в России показывает, что законодатель относит эту деятельность к сфере услуг. Основу системы правового регулирования отрасли составляют Закон N 2300-1 и Закон N 442-ФЗ, соответствующие национальные стандарты и нормативные документы ряда ведомств, по линии которых населению оказывается значительная часть психологических услуг. Нормативная база стандартов благодаря длительной истории своего развития глубоко и полно проработана, составляющие ее нормы и правила внутренне согласованы.

Обратите внимание =>  Кпп по инн организации на сайте налоговой

Организация социальной помощи

междисциплинарность, интегративность, что позволяет увязать с основной целью частные цели и задачи, проводить социальную работу в тесной связи с условиями жизнедеятельности людей, с государственной социальной политикой, с деятельностью общественных организаций, благотворительных и иных организаций, с отношениями и процессами, складывающимися в конкретном социуме;
В 1995 г. были приняты упомянутые федеральные законы о социальном обслуживании, что укрепило правовую базу развития социальных услуг, способствовало расширению сети учреждений социального обслуживания. Социальное обслуживание ориентировано на индивидуальные потребности пожилых граждан, обеспечение им равных возможностей при получении социальных услуг и на приоритет мер по социальной адаптации.

Особенности оказания социально-психологической помощи женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации

Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и состоит также в выдаче денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Получателями этих видов помощи могут быть различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.
Оказание женщинам содействия в планировании семьи заключается в многосторонней деятельности ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие. Кроме того, проводится идеология планирования семьи, пропагандируются разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии предохранения.