Как правильно оформить инвентаризацию нефинансовых активов в казенном учреждении в 2019 году

Инвентаризация нефинансовых, финансовых активов и обязательств бюджетных учреждений

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием “до инвентаризации на “__“ (дата), что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Нефинансовые активы в бюджетном учете

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Нефинансовые активы: обзор нарушений норм законодательства

Нарушение. Проверка показала, что учреждение нарушило требования п. 46 Инструкции № 157н – на некоторых объектах основных средств отсутствовали инвентарные номера, хотя проставление их было технически возможным. Согласно нормам этого пункта каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) независимо от того, находится ли объект в эксплуатации, запасе или на консервации.
На основании п. 5 Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в 2011 году в учреждении к базовой норме расхода топлива при обкатке нового автомобиля УАЗ-396255 применялся поправочный коэффициент в размере 10%. Руководством по эксплуатации к данному автомобилю норматив обкатки установлен в количестве 2 500 км пробега. Однако по факту указанный коэффициент применялся при пробеге УАЗ 396255 свыше 2 500 км, что привело к необоснованному списанию ГСМ.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении? 4 этапа проведения в 2019

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Изменения в порядке проведения инвентаризации в государственных учреждениях

  1. Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, финансовых активов и обязательств, но и в отношении иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Ранее требования проводить инвентаризацию по объектам бухгалтерского учета, учитываемых за балансом, не требовалось.
  2. Как известно, проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным (п. 1.5 Указаний № 49). Согласно п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ранее использовалась формулировка «перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это означает, что если инвентаризация проведена после завершения отчетного финансового года, но перед представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в январе текущего года), результаты такой инвентаризации отражаются в регистрах отчетного финансового года как событие после отчетной даты (31 декабря отчетного года).

Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49. В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.

Статус объекта, целевая функция актива и другие изменения в инвентаризационной описи учреждений госсектора

Данные справочники (для заполнения графы 8 и графы 9) в программе 1С: БГУ ред.1.0 заполняются пользователем вручную. Необходимо добавить в справочники нужные значения статуса объекта и целевой функции актива, для дальнейшего выбора значения в инвентаризационную опись.
Также на дату проведения инвентаризации в инвентаризационной описи отражается информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта, т.е целевая функция актива (графа 9):

Обратите внимание =>  Как посчитать общую площадь

В учреждении проводится инвентаризация нефинансовых активов

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, и закрепляются учетной политикой учреждения.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится инвентаризационной комиссией в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
Конкретные сроки проведения инвентаризации определяются приказом учреждения. При этом в установленные приказом сроки инвентаризационная комиссия должна не только провести инвентаризацию путем сверки остатка финансовых и (или) нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета, но и оформить результаты инвентаризации. В случае необходимости срок проведения инвентаризации может быть продлен, в том числе и для целей оформления документов в установленном порядке.
Обоснование вывода:
В части организации и ведения бухгалтерского учета бюджетные учреждения должны руководствоваться следующими нормативными актами:
— Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
В то же время при разработке порядка проведения инвентаризации используются нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).
Стоит отметить, что Минфином России подготовлены изменения в Методические указания N 49 (смотрите проект приказа Минфина России, размещенный на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора»). Если поправки примут, эти указания больше не будут распространяться на организации госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок оформления результатов инвентаризации.
Отметим, что порядок проведения инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики или приложения к ней). Такое требование установлено в ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544). Локальным документом учреждения определяются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (письма Минфина России от 02.06.2019 N 02-06-10/34524, от 13.01.2015 N 02-06-10/70).
Нормативные акты не регулируют сроки проведения инвентаризации. Учреждение самостоятельно определяет дату начала и окончания проведения инвентаризации исходя из своей структуры и объема активов и обязательств подлежащих инвентаризации. В части годовой инвентаризации главное условие, чтобы инвентаризация была начата не ранее 1 октября и закончена до окончания финансового года, то есть до 31 декабря (включительно).
Приказом учреждения утверждается срок проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. Приказ оформляется по форме N ИНВ-22, которую можно дополнить необходимыми реквизитами, или по форме, разработанной организацией госсектора самостоятельно. Он должен быть зарегистрирован в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (например, форма N ИНВ-23 или разработанная организацией). Председатель и члены инвентаризационной комиссии в обязательном порядке ставят подписи в журнале, подтверждающие их ознакомление с приказом.
Приказ является локальным документом в соответствии с которым проводится инвентаризация. Поэтому в приказе указывается информация, исходя из которой можно четко определить объем инвентаризируемого имущества, сроки инвентаризации, сроки передачи материалов в бухгалтерию и т.д.
Например, если в соответствии с приказом учреждения инвентаризация начинается и заканчивается 20 декабря, то есть определен только один день, то, соответственно, на указанную дату в инвентаризационных описях будут указаны остатки по данным бухгалтерского учета и в этот же день должны быть оформлены результаты инвентаризации и переданы на утверждение руководителю.
Если по каким-либо объективным причинам установленного приказом срока не достаточно для оформления комиссией всех документов (результатов инвентаризации), то срок проведения инвентаризации может быть продлен путем оформления соответствующего распорядительного документа.
В соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н результаты инвентаризации сначала фиксируются в инвентаризационных описях. При выявлении каких-либо несоответствий фактического наличия инвентаризируемых объектов с данными бухгалтерского учета комиссией заполняется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Такая ведомость составляется именно в процессе проведения инвентаризации. В ней фиксируются все обнаруженные излишки, недостачи не только в количественном, но и в суммовом выражении. Кроме того, по каждому выявленному случаю отклонений инвентаризационная комиссия должна получить письменные объяснения от ответственных лиц.
Далее, на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений — Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), инвентаризационная комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения с приложением документов по инвентаризации.
В свою очередь, отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете может осуществляться на основании утвержденного руководителем Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) или отдельно изданного приказа (распорядительного документа). Конкретный порядок документального оформления регулируется правилами документооборота, установленного в учреждении.
Таким образом, в процессе проведения инвентаризации комиссия не только выявляет отклонения, но и фиксирует их в количественном и суммовом выражении. В сроки, определенные для проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия также оформляет все результаты инвентаризации и передает на рассмотрение руководителю.
Соответственно, оценка неучтенных объектов нефинансовых активов в целях принятия их к бухгалтерскому учету, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации входят в полномочия инвентаризационной комиссии и осуществляется в процессе проведения самой инвентаризации (п. 31 Инструкции N 157н, п.п. 2.6, 3.3, Методических указаний N 49).
Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции N 157н). Общий порядок определения текущей оценочной стоимости определен п. 25 Инструкции N 157н. Вместе с тем более детальный порядок определения такой стоимости устанавливается локальным актом учреждения (учетная политика, положение о работе комиссии и т.п.).
Так, согласно п. 25 Инструкции N 157н текущая оценочная стоимость может быть определена на основании:
— данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
На основании общих правил, установленных Инструкцией N 157н, а также с учетом требований локальных актов учреждения инвентаризационная комиссия определяет текущую оценочную стоимость нефинансовых активов, по которым выявлены отклонения, информацию о них заполняет в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и, соответственно, в Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
При этом, если Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) формируется на дату начала проведения инвентаризации, то Акт о результатах инвентаризации формируется датой окончания инвентаризации или ранее, если инвентаризация была закончена ранее установленного срока. В то же время инвентаризационная комиссия осуществляет свою работу именно в установленные руководителем сроки, и если комиссия не успевает закончить инвентаризацию в срок, то об этом необходимо проинформировать руководителя с целью продления срока проведения инвентаризации.
В заключении отметим, что на основании положений п. 20 Инструкции N 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Исключение составляют результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения.

Обратите внимание =>  Аукцион автомобилей в москве от банков купить

Инструкция: заполняем инвентаризационную опись

Регистр 0504087 необходим для фиксации результатов проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации нефинансовых активов. В конце статьи вы увидите, как выглядит заполненная инвентаризационная опись ф 0504087, пример заполнения для бюджетного учреждения можно скачать бесплатно.
Инвентаризационная опись, или, как ее еще называют, сличительная ведомость по объектам нефинансовых активов, отражает оперативный результат проверки в государственных и бюджетных учреждениях. Реестр имеет унифицированную форму — ОКУД 0504087 инвентаризационная опись. Она утверждена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015. С 01.01.2019 применяется обновленный формат сличительной ведомости, бланк и регламент заполнения которой закреплены в Приказе Минфина РФ № 194н от 17.11.2019.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.
Бюджетные учреждения, деятельность которых регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (статья 11 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ разделяет инвентаризации на два вида — на обязательные и добровольные. Добровольные инвентаризации являются элементом учетной политики бюджетного учреждения, так как случаи, сроки и порядок их проведения, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются учреждением самостоятельно. Причем добровольные инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми, первые проводятся в соответствии с утвержденным руководством учреждения графиком, а вторые, организуемые в целях дополнительного контроля над сохранностью имущества, — внезапно.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами и здесь все регламентировано. Например, инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них должна производиться в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 г. N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2019 г. N 170н. Согласно программе, предстоит разработать и утвердить более двух десятков новых стандартов, а также внести изменения в действующие нормативные правовые акты.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, в частности:
— Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

Обратите внимание =>  В осаго внесены старые права основание для отказа есть

Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении

Статус объекта учета – это состояние объекта имущества на дату инвентаризации исходя из оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например, статусы объектов нефинансовых активов, отражаемые в графе 8 описи, могут быть следующие:
По содержанию инвентаризационная опись (ф. 0504087) стала более объемной, в ней появились новые графы и дополнительная страница 4. На этой странице теперь указывается информация о согласии ответственного лица с результатами проверки, об объяснении им причин расхождений (при наличии), а также приводятся заключение комиссии по результатам инвентаризации и соответствующие подписи. Напомним, что ранее данные сведения отражались на странице 1.

ФОРМЫ АКТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Объекты основных средств инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи предметы вносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в негодность (порча, полный износ и т.п.).
До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду или на хранение. При отсутствии документов, необходимо обеспечить их получение или оформление.

Инвентаризация в бюджетных учреждениях

  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
  • Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем учреждения.
  • Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
  • Проверка фактического имущества и обязательств.
  • Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
  • Отражение результатов инвентаризации (излишки. недостача) в бухгалтерских регистрах.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должна проводиться инвентаризация в бюджетном и казенном учреждениях, с целью проверки товарно-материальных ценностей и документального подтверждения их наличия. В ряде случаев порядок (количество, сроки, даты, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.п.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации и утверждается в учетной политике учреждения (пункт 8 приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г., № 34н), за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. К таковым относятся смена руководителя бюджетного учреждения, стихийные бедствия, реорганизация и ряд других случаев).