Что относится к недвижимому имуществу бюджетного учреждения

Что относится к недвижимому имуществу бюджетного учреждения

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.02.2011 N 152н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
2. Иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества.

Какое имущество признается движимым и освобождается от налога на имущество

Под льготу также подпадает движимое имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное пользование. Данное имущество относится к основным средствам и отражается в бухучете как доходные вложения в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01). А раз это основное средство, то для него справедливы все нормы, предусмотренные для ОС — в том числе, и освобождение от налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 15.08.13 № 03-05-05-01/33164 (см. «Движимое имущество, которое было приобретено после 1 января 2013 года для последующей передачи в аренду, налогом на имущество не облагается»).
К сожалению, определение движимого имущества весьма расплывчато. Поэтому нет полной ясности, какие именно движимые вещи освобождены от налога на имущество согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Рассмотрим в отдельности объекты, которые чаще всего вызывают вопросы у бухгалтеров (здесь и далее речь идет об имуществе, поставленном на баланс с 1 января 2013 года).

Имущество бюджетного учреждения

Согласно ст. 298 ГК РФ на праве оперативного управления имущество закрепляется за государственными учреждениями, которые владеют, пользуются и распоряжаются им в соответствии с назначением и целями уставной деятельности. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением. Бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться государственным или муниципальным имуществом: списывать его, продавать, осуществлять безвозмездную передачу, сдавать в аренду.
Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, приказом Минфина России от 28.02.2011 № 25н утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в ведении Минфина России.

Что относится к недвижимому имуществу

  1. Приносит долговременную пользу владельцам жилья, или используется для ведения бизнеса.
  2. При желании собственника передаётся в долгосрочную аренду или ипотеку.
  3. Прочно устанавливается, сооружается на земле, за исключением стихийных бедствий и войн не подлежит быстрому уничтожению или перемещению на другое место.
  1. Земля и недра (участки на поверхности в земной коре, пруды, водохранилища и многолетние насаждения).
  2. Жильё (индивидуальные и многоквартирные жилые дома, коттеджи).
  3. Нежилые помещения (здания, предназначенные для социальных потребностей людей и коммерческого использования).
  4. Прочие здания и сооружения (инженерные сети-газопроводы, водопроводы, линии электропередач и другие фундаментальные объекты длительного пользования).

Что относится к недвижимому имуществу бюджетного учреждения

2. Автономное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. Передача имущества по договору ссуды не оформлена. В этом случае обязанность по содержанию объекта лежит на передающей стороне и основания для учета объекта на забалансовом счете 01 у учреждения отсутствуют. В то же время, руководствуясь п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) и п. 332 Инструкции № 157н, до окончательного выяснения правового статуса полученного имущества учреждение приняло решение о его обособленном учете на специальном забалансовом счете.
Законодательство Российской Федерации также классифицирует такие объекты, как морские, речные и воздушные суда, а также космические корабли. Такая классификация используется для упрощения процедуры государственной регистрации дорогостоящих материальных ценностей.

Обратите внимание =>  Оплатил штраф по коап бумага для суда

Что относится к недвижимому имуществу

  1. Приносит долговременную пользу владельцам жилья, или используется для ведения бизнеса.
  2. При желании собственника передаётся в долгосрочную аренду или ипотеку.
  3. Прочно устанавливается, сооружается на земле, за исключением стихийных бедствий и войн не подлежит быстрому уничтожению или перемещению на другое место.

Единый недвижимый комплекс нельзя делить на разные сегменты. Подробная классификация объектов недвижимости включает в себя единый недвижимый комплекс в разделе «масштабность». Гражданский Кодексе (ст. 134) относительно сделок и оформления цельного объекта предусматривает, что многосоставные вещи — «сложные» — признаются цельным объектом и не должны делиться на сегменты.

Имущество бюджетных и автономных учреждений: новые правила

Итак, собственниками имущества бюджетных и автономных учреждений выступают: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. В соответствии с положениями Гражданского кодекса (ст. 120, 296) имущество бюджетного (автономного) учреждения закрепляется за ними на праве оперативного управления. Особенности распоряжения имуществом бюджетных и автономных учреждений установлены положениями ст. 298 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми:
Кредиторская задолженность бюджетных учреждений — вопрос, который порождает определенные волнения со стороны финансовых органов. Что необходимо помнить по данной теме? Прежде всего то, что по кредиторской задолженности, возникшей до 1 января 2011 года, сохраняется субсидиарная ответственность собственника. Таким образом, на момент принятия решения об изменении типа учреждения необходимо составить акт сверки задолженности учреждения и установить ее объем. Это исключительно важно не только потому, что необходимо установить источники ее погашения, но и для того, чтобы в дальнейшем был очевиден момент разграничения кредиторской задолженности, возникшей до 1 января 2011 года, и той задолженности, которая может возникнуть в будущем.

ПРОВЕРКА РЕГИСТРАЦИИ ДВИЖИМОГО И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Напомним, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.
Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством РФ.

Самостоятельное имущество бюджетных учреждений

Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ).
В свою очередь, денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, при наличии кредиторской задолженности, в том числе и по вине собственника, не подпадают под категорию «самостоятельного распоряжения», а будут взысканы в счет погашения бюджетных долгов учреждения.

Обратите внимание =>  Акт перечень имущества в квартире при сдаче

Имущество бюджетных и автономных учреждений: новые правила

Итак, собственниками имущества бюджетных и автономных учреждений выступают: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. В соответствии с положениями Гражданского кодекса (ст. 120, 296) имущество бюджетного (автономного) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Особенности распоряжения имуществом бюджетных и автономных учреждений установлены положениями статьи 298 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми:
бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом;
автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Таким образом, правовой режим бюджетного и автономного учреждения в части распоряжения имуществом аналогичен. Разница заключается лишь в том, что в отличие от бюджетного учреждения автономное самостоятельно распоряжается недвижимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности.
Подобным образом в статье 120 Гражданского кодекса решены вопросы ответственности бюджетного/автономного учреждения имуществом по своим обязательствам. Так, бюджетное учреждение по своим обязательствам не отвечает недвижимым имуществом вне зависимости от того, каким образом оно попало в учреждение: закреплено ли собственником на праве оперативного управления, приобретено ли за счет средств, выделенных собственником, или за счет средств от приносящей доход деятельности. В любом случае данное имущество защищено режимом и бюджетное учреждение не отвечает им по своим обязательствам. Несколько иная ситуация в автономных учреждениях. Автономные учреждения не отвечают по своим обязательствам только тем недвижимым имуществом, которое передано им собственником или приобретено за счет средств собственника, и отвечают тем недвижимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности.
В ситуации с особо ценным движимым имуществом и у автономных, и у бюджетных учреждений режимы ответственности идентичны. Особо ценное имущество, которое передано собственником или приобретено за счет средств собственника, также находится в защищенном режиме, то есть на такое имущество не может быть обращено взыскание. А вот особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, учреждение по своим обязательствам отвечает.
Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538. Напомню, что в соответствии с данным документом на федеральном уровне виды особо ценного движимого имущества могут определять, во-первых, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, во-вторых, федеральные органы государственной власти (государственные органы), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает порядок в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ. И наконец местная администрация устанавливает порядок для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.
Стоит обратить внимание на то, что порядок определения перечней особо ценного движимого имущества для автономных и бюджетных учреждений имеет некоторое отличие. Так, для бюджетного учреждения на всех уровнях публичной власти – федеральном, субъекта РФ, муниципальном – перечни особо ценного движимого имущества определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. В автономных учреждениях только на федеральном уровне перечни особо ценного движимого имущества определяет так называемый учредитель. На уровне субъекта РФ определение перечня осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а на муниципальном – в порядке, установленном местной администрацией.
Приведем примеры видов и перечня особо ценного движимого имущества. Данное имущество может быть разделено на следующие виды:
– движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. рублей;
– транспортные средства независимо от балансовой стоимости;
– исключительные права;
– иное движимое имущество, без которого осуществление учреждениями основных видов деятельности будет затруднено и балансовая стоимость которого за единицу превышает 30 тыс. рублей.
Перечень особо ценного движимого имущества включает в себя конкретные наименования, например:
– автомобиль «Волга»;
– автомобиль «Жигули»;
– компьютер персональный;
– кондиционер Samsung;
– мягкая мебель и т.д.

Обратите внимание =>  Артек региональный оператор по ставропольскому краю

Как отличить движимое имущество от недвижимого

Согласно разъяснениям того же Минфина, допускается учет отдельных систем зданий или сооружений, таких как лифты, встроенные системы вентиляции и другие коммуникации, как обособленных инвентарных объектов со своим сроком полезного использования (Письмо Минфина от 21.04.2011 г. № 07-02-06/58). Такую позицию поддерживают и суды. В этом случае инвентарными объектами будут здание и каждая из систем его жизнеобеспечения.
Если предмет недвижимости вместе со всеми коммуникациями в бухгалтерском учете «идет» как единый инвентарный объект, то и в расчет по налогу на имущество он включается целиком. Отмечу, что для принятия имущества к бухгалтерскому и налоговому учету не требуется его государственная регистрация.

Что относится к движимому имуществу по закону

Юридические сделки. При купле, продаже, дарении и т.д. последовательность действий будет зависеть от того, с каким имуществом совершается сделка, с движимым или относящимся к категории недвижимости. Например, все сделки с недвижимостью оформляются только в письменном виде и должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
Налогообложение. Недвижимое имущество компаний облагается налогом, а за некоторую часть движимого имущества его владелец не несет никакой налоговой нагрузки. Так, не облагается налогом движимое имущество организаций, учтенное в составе основных средств, и отнесенное к первой или второй группе амортизации (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).