Взаимоотношения суда органов прокуратуры предварительного следствия адвокатуры

Как показывает практика, на настоящем этапе развития – или лучше сказать «недоразвития» – нашего общества судебный порядок обжалования представляется более действенным, по сравнению с обжалованием в порядке контроля или надзора.

Несудебный порядок обжалования

Второй – прокурор превысил свои должностные и процессуальные полномочия, внеся апелляционное представление в суд второй инстанции. Думается, что даже Генеральный прокурор России не ответит на вопрос о полномочии прокурора на такие процессуальные действия. А главное, как я полагаю, действия прокурора не соответствуют прокурорской этике.

Предложение

В отличие от статьи 123 ГПК РФ, статья 125 УПК РФ предусматривает судебный порядок рассмотрения жалоб на процессуальные документы, в случае несогласия с ними. Следует отметить, что данный порядок является альтернативой внесудебного обжалования руководителю органа дознания или следственного органа, а также прокурору. Казалось бы, хороший вариант и наиболее эффективный.

В практике работы органов прокуратуры был случай, когда обвиняемый отказывался читать постановление, создавал шумовые эффекты при попытках следователя зачитать постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Следователь использовал следующий прием: несмотря на создаваемые помехи, зачитал вслух данное постановление с одновременной фиксацией на видеокамеру.

Вместе с тем прямого определения этому юридическому понятию УПК РФ не дает. Необходимо учитывать, что УПК РФ имеет в виду только уголовно-процессуальное задержание (как известно, есть еще и административно-правовое). Кроме того, доставление лица в полицию — это не всегда элемент, этап фактического задержания. Его можно считать таковым, когда задержание осуществляется по уголовному делу на основании постановления должностного лица (следователя, дознавателя). Но доставление лица, захваченного в момент совершения преступления, нельзя считать этапом (моментом) задержания; необходимо прежде установить личность, решить вопрос о возбуждении дела. Примечательно, что УПК РФ разделяет понятие доставления лица (в орган дознания) и его задержания, установив, что после доставления подозреваемого в орган дознания следователь или дознаватель обязан составить в срок не более трех часов протокол задержания. Таким образом, момент объявления задержанному протокола задержания и является моментом фактического задержания.

Обратите внимание =>  Каких врачей необходимо пройти для водительского удостоверения

Стадии предварительного расследования (дознания)

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 11 по этому поводу особо отмечается, что судам надлежит обеспечивать выполнение требований закона об участии в уголовном судопроизводстве защитника. Его участие обязательно, если подозреваемый или обвиняемый не отказался от него в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ. При этом участие в производстве по уголовному делу обвинителя (государственного обвинителя) не является обязательным условием участия в уголовном судопроизводстве защитника, поскольку обвиняемый (подсудимый) вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. В таких случаях суду необходимо выяснить причину отказа от защитника и установить, не был ли такой отказ вынужденным, обусловленным, например, соображениями материального порядка. Отказ от защитника может быть принят судом, если будут выяснены его причины, а участие защитника в судебном заседании фактически обеспечено судом. При принятии отказа от защитника суду надлежит в определении (постановлении) мотивировать свое решение.

На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учетом требования соблюдения законности в пределах компетен­ции каждого субъекта отношения и оказывали бы положи­тельное влияние на эффективность выполнения общих за­дач.

Формы взаимодей­ствия прокуратуры с представительными (законодатель­ными) органами власти, органами местного самоуправле­ния:

Основой взаимодействия прокуроров субъектов РФ с конституционными (уставными) судами служит предостав­ление в ряде субъектов РФ права прокуроров субъектов РФ обращаться с запросом в эти суды о проверке соответствия конституциям, уставам субъектов РФ нормативных право­вых актов региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Формы взаимодействия прокуратуры с органами конт­роля:

    1. обеспечить получение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, способствующих нарушению законов;
    2. не подменяя органов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направ­ленных на выявление и устранение нарушений законов, ана­лизировать результативность актов прокурорского реагиро­вания на выявленные нарушения законов.
Обратите внимание =>  Списание дебиторской задолженности за счет чистой прибыли

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

6.Понятие и отличительные признаки правосудия.

Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

7.Понятие и значение демократических основ (принципов) правосудия, их классификация.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.