Педагогические подходы к социальной адаптации ирнвалидов

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Степень интеграции этих детей в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации, от участия семьи в этом процессе. В последние годы, на фоне социально-экономических преобразований, продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции детей-инвалидов в обществе [1].
Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий и так далее). Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социально-педагогической работе. К их числу можно отнести следующие направления: социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот-выпускников детских домов; адаптация детей-инвалидов к новым условиям среды; адаптация участников военных конфликтов; адаптация лиц, подвергшихся насилию и другие. При всей значимости комплекса перечисленных выше направлений социальной адаптации особое внимание необходимо обратить на второе направление. Ведь будущее страны — ее дети. По отношению общества к ним, и особенно к такой уязвимой категории, какой являются дети-инвалиды, можно в целом судить о дееспособности государства, его социальности. Судьба же большинства детей-инвалидов еще остается их личной проблемой [5].

Современные подходы к проблемам детей-инвалидов

В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.
Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское «мы»). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.

Социальная адаптация детей-инвалидов: опыт и проблемы

П.Я. Циткилов определяет, что адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды[5 c.78].
3. Третий, более длительный этап — постоянное дневное пребывание ребенка первые 6 месяцев. В данный период происходит оценка ребенком как социально-бытовых условий в отделении, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно со специалистами отделения и психологом центра, а также с помощью методов игротерапии, трудотерапии и т.п.

Обратите внимание =>  Что такое переуступка квартиры в новостройке это

Педагогические подходы к социальной адаптации ирнвалидов

Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.
Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.

Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат педагогических наук Батова, Анастасия Вениаминовна

Одной из задач общего образования в соответствии с принятой «Концепцией общего среднего образования в 12-летней школе» являетея развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Уровень инвалидности, в том числе детской, является одним из показателей социального благополучия населения. Тенденция увеличения в России количества детей-инвалидов при общем снижении рождаемости и недостаточность существующих форм обучения и воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. Изменение социально-политического положения в стране в сторону демократизации и обусловливает необходимость формирования социальной среды, удовлетворяющей как детей-инвалидов и их , так и их социального окружения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ социально-психологических, педагогических источников, нормативно-правовых актов; теоретический анализ материалов отечественных и зарубежных исследований; изучение, обобщение опыта работы с детьми-инвалидами в отечественной и мировой практике социальной работы; анализ нормативных документов, педагогическое наблюдение, , анкетирование, опытно-экспериментальная работа; количественный и качественный анализ эмпирических данных; статистические и графические методы обработки данных исследования.

Обратите внимание =>  Кбк по заявлению на вычет за 2019 год

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Инвалидность – это особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность инвалида в некоторых сферах жизнедеятельности. Многие считают, что проблема инвалидности – это личная проблема каждого инвалида, однако это далеко не так. Одной из главных проблем социальной адаптации инвалидов является отношение общества к инвалидности. Здоровые люди зачастую считают, что инвалиды неполноценны, не доверяют им работу, на которую они явно способны, негативные стереотипы не дают работодателям принимать на работу людей с функциональными нарушениями. Но сколько людей, которые не могут самостоятельно передвигаться становятся отличными дизайнерами, художниками или программистами, отличными юристами и просто ответственными работниками.
Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления и центры занятости. Местные центры занятости часто проводят «ярмарки» вакансий, в которых участвуют различные компании с целью обновления кадровой базы. Одним из аспектов решения проблем с трудоустройством является достойная организация психофизиологической помощи.

Социальная адаптация инвалидов

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

ГЛАВА 1 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОПФР

В Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (ст.3) определена одна из основных задач специального образования — социальная адаптация и реабилитация лиц с особенностями, в том числе и детей, имеющих тяжёлые и (или) множёственные нарушения развития[2]. (Приложение А)
Клиническая модель умственной отсталости, на протяжении многих десятилетий лежащая в основе господствующей парадигмы в данной области, не только не является, на наш взгляд, адекватной концептуальной схемой для решения задач профилактической, диагностической и коррекционной помощи детям с легкими нарушениями психического развития, но и порождает дополнительный ряд специфических проблем их социально-психической адаптации. Сюда, прежде всего, можно отнести гипердиагностику олигофрении со всеми известными ее последствиями, проявляющимися как на всем протяжении школьного обучения, так и на этапе вступления в самостоятельную жизнь. Отсюда же исходит и упрощенное понимание содержания коррекционных воздействий, а также недооценка реальной роли как негативных, так и позитивных социальных влияний не только в диагностическом, но и в прогностическом планах[3].

Обратите внимание =>  Поиск и оплата налогов фнс индекс документа

Социально-педагогическая адаптация и реабилитация семьи с ре­бенком-инвалидом

Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь. Зацикливание на ин­валидности ребенка выражается в различных невротических проявлений у чле­нов семьи: тревожность, низкая самооценка, чувство вины и т.д., которые со вре­менем передаются ребенку. Деструктивное отношение к ребенку может выра­жаться также в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращения, или скрытом, проявляющемся в эмоциональном отчуждении.
Под социально-ролевой адаптированностью семьи понимается способ­ность членов семьи овладеть новыми поведенческими ролями в новой, причем весьма неблагоприятной, ситуации. Уровень социально-ролевой адаптации семьи характеризуется тремя основными показателями: 1) отношением к ребенку; 2) реабилитационной активностью семьи; 3) реабилитационной культурой семьи.

Курсовая работа: Проблемы социальной адаптации инвалидов

У людей с церебральным параличём наряду с нарушением двигательных функций наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безинициативности). Больные ДЦП-инвалиды с детства, а это означает, что они не имели возможности для полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайне ограничены.
Причём понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди лиц определяющих качество своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.

Официальный сайт СДЮСШОР № 9

Создание условий по внедрению методики «Социальная адаптация детей-инвалидов по слуху в обществе» через модернизацию физкультурного образования учреждений: специального коррекционного образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (специализация «футбол»).
Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость развертывания инновационных процессов в непрерывной системе массового физического воспитания и детско-юношеского спорта, основанных на использовании научно обоснованных и экспериментально апробированных педагогических технологий, которые позволили бы обеспечить модернизацию физкультурного образования школьников (1, с.34).

Педагогическое сопровождение детей-инвалидов как фактор социальной адаптации

В России действуют более 850 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и учреждений образования, оказывающих специализированную и образовательную помощь участникам образовательного процесса.
Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать решения и сделать первые шаги.