Обязательность применения постановлений конституционного суда

Постановление КС РФ обязательно для всех судов с момента его вступления в силу

Ответчик по делу, не в пользу которого завершился спор, попытался добиться справедливости в Конституционном суде РФ, обратившись с жалобой о проверке нормы ч. 1 ст. 79 Закона № 1-ФКЗ, на которую ссылался Президиум ВАС РФ в невыгодном для компании постановлении. По мнению компании, Президиум ВАС РФ истолковал норму ч. 1 ст. 79 Закона № 1-ФКЗ таким образом, что позволил арбитражным судам не применять вступившее в силу решение Конституционного суда РФ.
Если подавляющее большинство таких судебных актов исполнено (а речь идет о пересмотре судебных актов на основании постановлений Президиума ВАС РФ, вынесенных до февраля 2010 г., поэтому это вполне вероятно), то пересмотр вряд ли затронет большое количество дел.

Право без сомнений

К примерам такого отношения Андрей Бушев относит решение КС о налоговых уведомлениях. Суду пришлось разъяснить, что существующая норма закона предполагает обязательное вручение уведомления от налоговой службы, то есть презумпцию. В то время как на практике соответствующий документ может быть и не получен по обстоятельствам, не зависящим от адресата. Опровергнуть этот факт можно при судебном разбирательстве. (Определение от 8 апреля 2010 г. N 468-О-О.)
Как пример можно привести дело по жалобе ООО «БИС», купившего автозаправочную станцию, которая потом была признана самовольной постройкой и подлежала сносу. Суды общей юрисдикции посчитали, что снести ее должен нынешний владелец. КС РФ пришлось разъяснить, что факт наличия или отсутствия вины покупателя такой постройки должен установить суд, хотя сама жалоба была отклонена.

Обязательность и прямое действие итоговых решений Конституционного Суда РФ (ergoomnes), порядок их исполнения

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Консттуционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Исполнению оно подлежит также немедленно, но уже после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.
50.Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Консттуционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Исполнению оно подлежит также немедленно, но уже после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.

Обратите внимание =>  Как по инн узнать место регистрации юридических лиц

Юридические свойства решений Конституционного Суда Российской Федерации

Однако легитимность решения Конституционного Суда может вызывать сомнения и по мотивам процессуального характера. Например, гипотетически можно представить себе ситуацию, когда решение будет вынесено Судом с нарушением статьи 17 Закона о Конституционном Суде (приостановление полномочий судьи) или статьи 56 (отстранение судьи от участия в рассмотрении дела). В подобных случаях пересмотр первоначального решения, видимо, возможен, но, на наш взгляд, только в том случае, когда допущенные нарушения правил судопроизводства ставят под сомнение общий результат волеизъявления судей, определяемый в соответствии с частями второй, третьей и четвертой статьи 72 Закона о Конституционном Суде. В любом случае для пересмотра решений Конституционного Суда должен быть установлен ограниченный срок, т. к. их «подвешивание» на неопределенно долгое время будет конфронтировать с общими требованиями об обязательности и окончательности решений Суда. Требуется максимально детальная законодательная фиксация порядка пересмотра, а также определение правовых последствий пересмотра 20 .
Иногда законодатель исходит из того, что при изменении положения конституции, которое в свое время послужило правовой основой для принятия решения органа конституционного контроля, это решение должно быть пересмотрено 14 . Несомненно, что в данном подходе присутствует определенное рациональное зерно. Конституция является актом высшей юридической силы в правовой системе любого современного государства, и все без исключения прочие правовые акты, издаваемые в этом государстве, в том числе и акты органов конституционного контроля, должны соответствовать конституции.

Обязательность решений конституционного суда Российской Федерации

Обязательные конституционно-судебные положения могут быть как индивидуальными, так и общими (нормативными). Общие положения — важный материал, из которого формируется ядро правовых позиций Конституционного Суда. Причем общий характер указанных положений может проявиться не сразу, а как итог их последующей универсализации. Такие положения являются не просто обязательными, а общеобязательными, придавая вбирающим их конституционно-судебным решениям качество особых источников права .
В подготовленном Секретариатом Перечне решений Конституционного Суда, требующих изменения действующего законодательства (Перечень от 19 марта 2010 г.), названо более 40 решений Конституционного Суда, принятых в период с февраля 1996 г. по февраль 2009 г. В данном документе содержится также информация о ведомствах, отвечающих за внесение изменений в законодательство, проделанной ими работе. То обстоятельство, что в Перечне названы решения, принятые более десяти лет назад, уже само по себе свидетельствует о ненадлежащем выполнении рядом уполномоченных ведомств обязанностей по исполнению решений Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами. В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда «обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений». Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке.
Эта норма призвана содействовать достижению нескольких целей. Во-первых, наделение решений Конституционного Суда свойством окончательности является важным условием сохранения стабильности и последовательности правового регулирования. Во-вторых, положения части первой статьи 79 направлены на повышение ответственности государственных органов за обеспечение соответствия принимаемых ими правовых актов Конституции страны. Органы власти и их должностные лица, соответственно, должны исходить из того, что если изданный им правовой акт окажется предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, то Суд вынесет такое решение, которое уже нельзя будет оспорить ни в самом Конституционном Суде, ни в какой-либо другой инстанции. Наконец, в-третьих, запрет обжалования решений Конституционного Суда представляет собой дополнительную гарантию независимости деятельности как Конституционного Суда в целом, так и его судей. Запрет на обжалование решений Суда в значительной степени снижает опасность внешнего давления на судей с целью повлиять на выносимые ими решения.

Обратите внимание =>  Увеличится ли пенсия работникам прокуратуры с 1 октября 2021 г

Обязательность применения постановлений конституционного суда

При этом необходимо учитывать, что для граждан вопрос о допустимости ходатайства о разъяснении решения Конституционного Суда сопряжен с условием их непосредственного участия в конституционном судопроизводстве по тому делу, итоговое решение по которому они просят разъяснить . В отличие от граждан государственные органы (должностные лица) вправе обращаться в Конституционный Суд за разъяснением его решения безотносительно к их положению как участников конституционного судопроизводства, что объясняется, в частности, обязанностью компетентных органов государственной власти (под угрозой ответственности) принимать меры по устранению из правовой системы правовых актов, которые аналогичны тем, что признаны Конституционным Судом противоречащими Конституции, т.е. действовать во всяком случае подобно тому, как если бы они являлись стороной по конституционно-правовому спору.
Кроме того, в этом же ОпределенииКонституционный Суд уточнил вопрос, связанный с организационно-правовыми формами принятия определений о разъяснении его решений, указав, что не обязательно решение, принятое палатой, должно быть разъяснено именно ею. По мнению Суда, по смыслу Федерального конституционногозаконао Конституционном Суде РФ решение, принятое в заседании палаты Конституционного Суда РФ, по общему правилу разъясняется в заседании той же палаты, что не исключает и возможности рассмотрения вопроса о разъяснении решения, принятого в заседании палаты, в пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Руководствуясьч. 1 ст. 21Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, предоставляющей Суду право рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию, Конституционный Суд вправе, если сочтет необходимым, рассмотреть в пленарном заседании вопрос о разъяснении любого решения, безотносительно к тому, в каком порядке оно было принято.

Обязательность применения постановлений конституционного суда

Суды не вправе не исполнять решения Конституционного Суда Российской Федерации и содержащиеся в них предписания, – иное означало бы неисполнение требований Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года № 4-О, от 5 февраля 2004 года № 78-О, от 27 мая 2004 года № 211-О, от 1 ноября 2007 года № 827-О-П, от 24 января 2008 года № 191-О-П и от 16 апреля 2009 года № 564-О-О)»[2].
В заключение хотелось бы отметить, что использование в защите прав и законных интересов участников арбитражного судопроизводства правовых позиций КС РФ позволит устранять изначально неверное adversus legem (против закона) толкование правовых норм арбитражными судами.

Гражданам об их политических правах

Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и от 3 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было признано неконституционным ограничение круга оснований пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, препятствующее исправлению судебных ошибок.
Характерным примером является Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в пункте 1 резолютивной части которого было определено, что установленный частью первой статьи 12 данного закона запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства. На такие пределы неконституционности нормы (а фактически пределы действия как постановления Конституционного Суда, так и проверенного им положения по сфере общественных отношений и по кругу лиц) правоприменитель должен обращать внимание.

Обратите внимание =>  Трудовой кодекс родителей имеющих несовершеннолетних детей взыматься может не более 30 % от зарплаты платы

Прецедентное право или Конституционный Суд в роли законодателя

Казалось бы, разницы нет: и сейчас и согласно законопроекту решения Конституционного Суда РФ, его правовая позиция обязательна для правоприменителей. Однако ключевое отличие в том, что по новому закону правовая позиция Суда будет обязательна и для законодателя.
Если Конституционный Суд РФ принял постановление о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции РФ в истолковании, данном Конституционным Судом РФ, и речь идет о законе, примененном в конкретном деле, то данное дело подлежит пересмотру в обычном порядке, а заявителю возвращаются судебные расходы. В этом случае в постановлении КС РФ должно быть соответствующее указание на необходимость пересмотра дела.

Опубликование и юридическая сила решения

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Устанавливаются два вида сроков опубликования решения — незамедлительная публикация решения (республики Татарстан, Северная Осетия — Алания, Бурятия) и не позднее определенного срока (например, не позднее, чем в семидневный срок после их провозглашения, в Кабардино-Балкарской Республике); в Республике Дагестан постановления Конституционного суда подлежат обязательному опубликованию не позднее 14 дней со дня провозглашения в периодическом печатном издании, определенном для официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Постановления Конституционного суда как источник права

Чрезвычайно интересным явлением представляется институт особого мнения судьи КС. В процессе рассмотрения дела каждый судья по своему внутреннему убеждению вправе не согласиться с мнением большинства судей. Ст. 76 закона о КС дает судье право выразить в письменной форме мнение, не совпадающее с итоговым совместным решением всех судей, участвующих в разрешении дела. Причем мнение судьи может не совпадать как по существу решения, так и только в части мотивировки.
Однако на сегодняшний день доминирующей является иная точка зрения, которая представляется более обоснованной: решение КС не равно судебному прецеденту, хотя и обладает прецедентными свойствами. В российской системе права судебный прецедент официально не является источником права. Судебные акты, вынесенные судами, не предопределяют решения других судов по схожим ситуациям. Руководствуясь собственным мнением, каждый судья вправе вынести абсолютно противоположное решение по аналогичному вопросу.