Обязательность итоговых решений конституционного суда рф их прямое действие и исполнение

Исполнение решений Конституционного суда Российской Федерации

В-четвертых, законодательное положение о сроке внесения изменений во внутрифедеральные договоры, их прекращения в целях исполнения решений КС РФ (два месяца) не учитывает современный порядок заключения и прекращения действия договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Действующее регулирование предусматривает, что Президент РФ после подписания договора о разграничении полномочий им и главой субъекта РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона об его утверждении. Договор вступает в силу со дня вступления в силу названного федерального закона, обретая силу федерального закона. В этом же порядке в данный договор вносятся изменения, принимается решение о прекращении его действия. Введение утверждения федеральными законами договоров о разграничении полномочий и договоров о прекращении их действия, как представляется, требует увеличить срок приведения договоров в соответствие с решениями КС РФ и предусмотреть обязанность Президента РФ в определенный срок инициировать процедуру приведения таких договоров в соответствие с решениями КС РФ.
В работе по обеспечению исполнения решений КС РФ необходимо взаимодействие разных ведомств. Так, КС РФ регулярно направляет в Государственную Думу и Правительство РФ перечень решений Суда, требующих изменения федерального законодательства. Те, в свою очередь, информируют КС РФ о ходе работы по исполнению его решений. В работе по координации исполнения решений КС РФ активное участие принимает Совет Федерации, его Комитет по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. КС РФ взаимодействует с Минюстом России, отвечающим за постоянное поддержание в актуальном состоянии данных о решениях КС РФ, требующих исполнения, и о состоянии их исполнения.

Обязательность и прямое действие итоговых решений Конституционного Суда РФ (ergoomnes), порядок их исполнения

Так, признавая норму неконституционной, тем самым объявляя ее недействующей, Конституционный Суд РФ одновременно рекомендует законодательному органу осуществить необходимое правовое регулирование. При аннулировании Конституционным Судом РФ правовых норм, как правило, в правовом регулировании соответствующих общественных отношений возникает пробел. В этом случае суды общей юрисдикции и другие правоприменительные органы должны самостоятельно решить, каким способом они будут восполнять образовавшийся пробел до момента принятия новой правовой нормы.решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, если для этого нет иных препятствий. Судебные решения во всяком случае подлежат пересмотру компетентным судом в обычном порядке: судебные решения, не вступившие в законную силу, обжалуются в кассационную инстанцию, а вступившие в законную силу подлежат пересмотру в процедуре возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам (преимущество заявителю).Расходы, связанные с исполнением решений Конституционного Суда РФ, покрываются за счет средств тех государственных органов, учреждений и организаций, в обязанность которых входит исполнение решений Конституционного Суда РФ, либо тех, кто непосредственно указан в решениях Конституционного Суда РФ. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.
50.Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Консттуционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Исполнению оно подлежит также немедленно, но уже после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.

Обратите внимание =>  Переоформление дачи на другого собственника цена госпошлина

Гражданам об их политических правах

Только часть вторая статьи 100 этого закона устанавливает, что признание закона не соответствующим Конституции Российской Федерации во всяком случае влечет за собой пересмотр разрешенного на его основе дела гражданина, оспорившего этот закон в Конституционном Суде Российской Федерации, компетентным органом в обычном порядке. Это своеобразная «премия» для заявителей, выявивших конституционную проблему. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечению пресекательных сроков обращения в эти органы и независимо от наличия оснований для пересмотра дела, предусмотренных иными, помимо Закона о Конституционном Суде, актами.
При использовании указанных процессуальных институтов, направленных на пересмотр дел, в которых были применены нормы, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, действуют установленные процессуальным законодательством пресекательные сроки, что требует от заинтересованных лиц своевременных действий по защите своих прав и законных интересов».

Исполнение решений Конституционного Суда РФ

В случае если решением КС РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
В соответствии со ст. 87,91,95, 100 Закона признание федерального закона, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативного акта субъекта РФ, не вступившего в силу международного договора неконституционными полностью или в части, признание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти влечет определенные последствия.

О прямом действии Конституции Российской Федерации (Кокотов А

Исполнение решений Конституционного Суда входит в компетенцию соответствующих органов публичной власти, являясь их обязанностью, к тому же обеспечиваемой для ряда случаев принудительными мерами, в том числе мерами ответственности. Сам Конституционный Суд, не обладая полномочиями в области непосредственного исполнения своих решений, включается в пределах собственной компетенции в работу по обеспечению их исполнения.
Механизм исполнения конституционно-судебных решений, конечно, еще далек от оптимальных параметров. Об этом свидетельствует то, что число неисполненных решений меняется, но постоянно довольно высоко. По данным Минюста РФ (на 18 марта 2013 г.), не исполненными остаются 40 решений, требующих изменения федерального законодательства . По данным Секретариата Конституционного Суда (на это же время), таких решений — 44. Расхождение данных Минюста и Конституционного Суда, не такое уж и значительное, свидетельствует о том, что данные органы используют пока не во всем совпадающие критерии оценки исполненности конституционно-судебных решений.
———————————
URL: http://minjust.ru/ru/portal_pravoprimeneniya/monitoring.
В завершение отмечу, что прямое действие Конституции зависит, конечно, не только от деятельности Конституционного Суда, от того, что думают о Конституции и как к ней относятся конституционные судьи (вообще носители верховной власти), от качества исполнения конституционно-судебных решений, но и от готовности всех нас следовать ее положениям, относиться к ней как к значимому канону гражданской (мирской) веры и правового порядка.
А это вводит проблематику прямого действия Конституции в цивилизационное измерение, настраивающее на поиск, выделение в обществе опорных групп конституционализма. Тех групп, которые не только знают о существовании Конституции, ее содержании, но и готовы непосредственно оживлять ее положения, осуществляя собственные и общесоциальные интересы, способны давать решительный отпор тем, кто покушается на Конституцию.

Обязательность итоговых решений конституционного суда рф их прямое действие и исполнение

Законодательством не определен механизм ответственности Правительства РФ за несвоевременное внесение соответствующего законопроекта в Государственную Думу. Не случайно в 2005 г. Государственная Дума обращалась к Правительству РФ с парламентским запросом о необходимости принятия Правительством мер по внесению изменений в законодательство во исполнение решений Конституционного Суда. В запросе было указано, что 10 постановлений Конституционного Суда, в резолютивной части которых указано на необходимость внесения поправок в законодательство, не исполнены. Указанные судебные постановления были приняты в период с 1997 по 2005 гг. . То есть некоторые решения не исполнялись восемь лет, а отдельные не исполнены и по сей день . Своевременно не были законодательно установлены очередность и пропорциональность выплаты коммерческими предприятиями заработной платы и уплаты налогов ; определены механизм взаимодействия между нотариальными палатами и органами юстиции и механизм реализации чернобыльцами права на получение страховых сумм, предусмотренных ст. 28 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; регламентированы основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи) , а также не решен вопрос о подведомственности и подсудности таких дел. Игнорировались судебные решения относительно изменения порядка предварительного слушания в судебном заседании (ст. 234 УПК РФ), касающиеся полномочий Верховного Суда РФ по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, проверка которых не относится к исключительной компетенции Конституционного Суда; не устранялся правовой пробел в регулировании деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов; не были определены ответственность за нарушения установленного бюджетным законодательством порядка обслуживания счетов бюджетов и гарантированный минимальный размер компенсации в случае досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации при отсутствии его вины. Длительное время не исполнялось решение Конституционного Суда, предписывающее законодательное урегулирование такого вопроса, как зачет в стаж профессиональной деятельности, дающий право на досрочную пенсию лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских учреждениях, лечебной или иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения или творческой деятельности на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, не являющихся государственными (муниципальными), а также периодов осуществления ими деятельности в указанных учреждениях.
Исполнение решений Конституционного Суда зависит не только от адекватных действий всех государственных органов, чиновников, судей, но и от рядовых юристов, их правосознания, «конституциализация» которого идет крайне медленно. Традиционно исполнение судебных решений в России воспринимается в качестве отдельной стадии, не связанной с процессом судебного разбирательства и находящейся в компетенции органов исполнительной власти.

Обратите внимание =>  Нумерация путевых листов в организации

Виды решений Конституционного суда РФ и их юридическая сила

  • Решение является окончательным и не может быть обжаловано. При этом итоговое решение по общему правилу вступает в силу сразу после провозглашения. Исключение сделано для актов, вынесенных по делам, проводимым без слушания, которые вступают в силу после их опубликования (п. 12 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 79 закона № 1-ФКЗ).
  • Подтверждение актов КС РФ не требуется, их действие не может быть преодолено повторным принятием спорного документа (ч. 2 ст. 79 закона № 1-ФКЗ).
  • После вступления в силу решения КС РФ, отрицательного по отношению к спорному документу, акт или его отдельные нормы утрачивают силу, международный договор не подлежит применению, а решение суда пересматривается (ч. 3 ст. 79 закона № 1-ФКЗ).
  • Если решение КС РФ предполагает принятие акта госоргана, то до принятия такого акта возможный пробел в законодательстве восполняется прямым действием Конституции РФ (ч. 4 ст. 79 закона № 1-ФКЗ).
  • После вынесения решения КС РФ соответствующие акты должны применяться в истолковании, данном КС РФ (ч. 5 ст. 79 закона № 1-ФКЗ).

Исполнение решений Конституционного суда РФ защищено законодательными нормами, предусматривающими, что неисполнение влечет меры ответственности (ст. 81 закона № 1-ФКЗ), включая меры уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ устанавливает в ст. 315 санкцию за неисполнение судебного акта, в частности, в виде лишения свободы сроком до 2 лет.

Обязательность итоговых решений конституционного суда рф их прямое действие и исполнение

Вместе с тем признание решением суда общей юрисдикции, основанном на решении Конституционного Суда РФ, правовой нормы недействительной не исключает, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г., права, в частности уполномоченных органов субъекта Федерации, при несогласии с решением суда общей юрисдикции в порядке ст.85 Закона о Конституционном Суде РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд для подтверждения конституционности нормативного положения и, таким образом, отсутствия у них обязанности его отменять.
Такая конкретизированная новеллизация указанной нормы в полной мере соответствует конституционно-правовой логике и обусловлена необходимостью обеспечения прямого действия и единообразного применения Конституции РФ на всей территории страны, а также конституционных принципов равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства и равноправия субъектов Федерации. Новое законодательное регулирование является еще одним подтверждением того, что решения Конституционного Суда РФ имеют нормативно-прецедентный характер, т.е. обязательны не только для сторон по рассмотренному делу, а для всех органов публичной власти, других субъектов права, и юридическая сила решений распространяется не только на акт, который был предметом проверки, но и на все иные, аналогичные по содержанию.

Обратите внимание =>  Кто имеет льготы на установку счетчиков воды

Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Обращая внимание к практике Конституционного Суда Российской Федерации, хочу отметить комментарий к определению Конституционного Суда Российской Федерации Натальи Гетман; ее работа достаточно широко раскрыла большую роль Конституционного Суда, в жизни каждого гражданина Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации: «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрание законодательства Российской Федерации». Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. Особое мнение судьи подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. В отношении определений Конституционного Суда не устанавливает правила об их обязательном опубликовании, хотя нередко в определениях содержатся важные для правоприменителей выводы.

Тема: Обязательность определений КС РФ

Однако судом не учтено, что из признания Конституционным Судом РФ закона или иного нормативного акта неконституционным не следует, что правоотношения, сложившиеся на основании данного закона до принятия решения Конституционным Судом, должны быть изменены.
Указанное толкование ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» подтверждаются также Постановлениями Конституционного Суда РФ о признании неконституционными закона, иного нормативного акта, и неприменении их после истечения определенного Постановлением времени (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.98 N 7-П, от 18.02.97 N 3-П, от 01.12.97 N 18-П, от 30.01.01 N 2-П).
При таких обстоятельствах, налог, уплаченный по ставкам, действовавшим в 1998 — 2001 гг., не является уплаченным излишне и, соответственно не подлежит возврату из бюджета либо зачету в счет иных налоговых обязательств предприятия.

5. В силу требований статей 6, 80 и 81 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации, а следовательно, и Определение от 27 июня 2000 года N 92-О, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений; они подлежат исполнению немедленно после опубликования официального текста; неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Гражданам об их политических правах

Важный вопрос: подлежат ли пересмотру решения правоприменителей, принятые на основе нормы, в отношении которой впоследствии вступило в силу постановление Конституционного Суда о признании ее неконституционной? Таких прямых указаний Закон о Конституционном Суде не содержит.
Только часть вторая статьи 100 этого закона устанавливает, что признание закона не соответствующим Конституции Российской Федерации во всяком случае влечет за собой пересмотр разрешенного на его основе дела гражданина, оспорившего этот закон в Конституционном Суде Российской Федерации, компетентным органом в обычном порядке. Это своеобразная «премия» для заявителей, выявивших конституционную проблему. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечению пресекательных сроков обращения в эти органы и независимо от наличия оснований для пересмотра дела, предусмотренных иными, помимо Закона о Конституционном Суде, актами.

Обязательность итоговых решений конституционного суда рф их прямое действие и исполнение

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедлен­но после его подписания. Постановления и заключения Конституци­онного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются судьям Конституционного Суда РФ, сто­ронам, Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Совета РФ, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражно­му Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ. Решения Конституционного Суда РФ также могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ под­лежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях ор­ганов государственной власти России, субъектов Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в журнале «Bестник Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.