Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам

Организация является субъектом малого предпринимательства и не выступает в качестве эмитента публично размещаемых ценных бумаг

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов. Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Пункт 4 ст. 266 НК РФ устанавливает, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
На основании п.п. 1 и 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (кроме налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, для которых отчетным периодом признается месяц).
Следовательно, для определения суммы резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли инвентаризацию дебиторской задолженности следует производить ежеквартально (для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, ежемесячно) на конец отчетного (налогового) периода.
Обоснование вывода:
Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение), внесен ряд изменений, касающихся порядка формирования резервов в бухгалтерском учете.
Согласно новой редакции п. 70 Положения начиная с отчетности за 2011 год все организации обязаны при возникновении сомнительной дебиторской задолженности создавать резервы.
Так, например, ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (далее — ПБУ 21/2008) устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, информации об изменениях оценочных значений.
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и другое.
Величина оценочного значения может быть определена с большой долей вероятности.
Из Положения исключен п. 72, согласно которому организация могла создавать резервы предстоящих расходов на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
С 2011 года организация вправе создавать резерв предстоящих расходов только в том случае, если это предусмотрено соответствующим ПБУ.
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее — ПБУ 8/2010) устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Согласно пп. «в» п. 2 ПБУ 8/2010 данное положение не применяется в отношении оценочных резервов.
Оценочные обязательства — это обязательства организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (п. 4 ПБУ 8/2010).

Обратите внимание =>  Земли населенных пунктов могут находиться в собственности

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2019 году

Установление объема сомнительной задолженности, засчитываемой в расчет РСД

  • осуществляется инвентаризация с целью проверки дебиторской задолженности по неоплаченным долгам на конец отчетного периода, на основании специального приказа о проведении инвентаризации. Результаты отображаются актом;
  • выявленная задолженность в бухгалтерском балансе делится на три группы, исходя из длительности непогашения до проведения инвентаризации. Дебиторская задолженность вносится в РСД:
  1. 100 % при невозврате более 90 дней.
  2. 50 % при просроченном долге в течение от 45 до 90 дней.
  3. Не учитывается при просрочке до 45 дней.

Нахождение предельной суммы, вносимой в расчет РСД Для целей налогообложения засчитывается сумма не больше 10 % выручки от общей суммы реализации (без учета НДС) за соответствующий налоговый период Сравнение суммы основываемого РСД с остатком имеющегося резерва

  • сумма РСД, образованного на отчетную дату, сопоставляется с величиной остатка РСД для определения разницы;
  • плюсовая разница вносится в состав внереализационных доходов в действующем отчетном периоде;
  • минусовая разница включается в сумму внереализационных расходов в текущем периоде

Формирование решения по поводу действий в отношении остатка РСД на конец года

  • если РСД с начала нового периода не образовывается, то неизрасходованная сумма резерва входит в состав внереализационных доходов;
  • если основывается новый резерв, то остаток предшествующего резерва по итогам периода корректируется

Определение общей задолженности контрагентов Непогашенной в срок и необеспеченной гарантиями Определение суммы для включения в резерв по каждому отдельному долгу Исходя из оценки платежеспособности должника и вероятности частичного или полного погашения

Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам

  • предельный объем создаваемого резерва с 2019 года ограничен величиной 10% от наибольшей из 2-ух величин — выручки за отчетный период, в котором создается резерв, или выручки за предыдущий год (налоговый период);
  • резерв, не использованный в отчетном году, можно перенести на следующий год, скорректировав на его величину вновь создаваемый резерв по этому же долгу.

Создание резервов в бухгалтерском и налоговом учетах (или только в бухучете) обычно приводит к созданию временных разниц по ним. В первом случае это объясняется различием как в принципах оценки ситуации, для которой нужен резерв, так и в суммах создаваемых резервов, определяемых по разным алгоритмам. А во втором — самим фактом отсутствия резерва в налоговом учете. Временные разницы меняются по величине при операциях, производимых с резервом, и списываются в момент закрытия суммы резерва.

Обязательно ли создание резерва по сомнительным долгам в бухучете

Резерв по сомнительным долгам создают, чтобы отчетность организации отражала истинный финансовый результат и объем реальных обязательств покупателей и заказчиков. Причем не важно, оплата уже просрочена или есть уверенность, что контрагент нарушит договоренности в будущем.
Далее можно проанализировать финансовое положение дебитора – его операционную рентабельность, зависимость от заемных средств, ликвидность активов, объем и состав его кредиторской задолженности. Все эти показатели можно определить на основании открытых данных в бухгалтерской отчетности. То есть из Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Запросить отчетность можно у самого контрагента или же в территориальном отделении Росстата. И даже заказать на портале госуслуг. Подробно порядок получения отчетности из статистики прописан в Регламенте, который утвержден приказом Росстата от 20 мая 2013 г. № 183.

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2019 году

  • если безнадежным признается долг того вида, по которому создавался резерв, долг списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
  • если безнадежным признается долг того вида, по которому резерв не создавался, а также при погашении любой задолженности, то величина резерва не корректируется.

Сразу скажем, что определение сомнительной задолженности не поменялось. Как и ранее, к ней относятся любые долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором. Сохранилось и дополнительное условие: задолженность признается сомнительной только в случае, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Обратите внимание =>  Как основание указать в платежном поручении при погашении долга по договору займа и договору уступки

Резерв по сомнительным долгам

Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

Как в налоговом учете создать резерв по сомнительным долгам

5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Он составляет 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/745).

Статья 266 Налогового кодекса РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам. При этом появление сомнительной дебиторской задолженности можно квалифицировать как факт хозяйственной деятельности, отличный от фактов, имевших место ранее (возникший впервые). А утверждение способа учета таких фактов не признается (п. 10 ПБУ 1/2008). Следовательно, организация вправе начать формирование резерва по сомнительным долгам, не дожидаясь окончания текущего налогового периода и не фиксируя принятое решение в учетной политике. Такую позицию подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2015 г. № А53-23595/2014, ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. № А56-12980/2007, Волго-Вятского округа от 19 марта 2008 г. № А79-3573/2007).

Резерв по сомнительным долгам — право или обязанность

Организациям — плательщикам налога на прибыль, признающим доходы и расходы методом начисления, предоставлено право создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ. Причем образование данного резерва в налоговом учете является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете (Постановление АС СКО от 25.09.2015 N Ф08-6592/2015 по делу N А53-23595/2014). Минфин в Письме от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72636 подчеркнул: порядок формирования сумм создаваемых резервов прописывается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно. Но, естественно, он не должен идти вразрез с требованиями ст. 266 НК РФ.
Для целей налога на прибыль любой долг перед вашей организацией признается безнадежным, т.е. нереальным ко взысканию, и списывается в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло любое из следующих событий (п. 2 ст. 266 НК РФ, Письма Минфина от 09.12.2016 N 03-03-06/1/73533, от 06.06.2016 N 03-03-06/1/32678, от 06.04.2016 N 03-03-06/2/19410):

Сомневаетесь в должниках? Создавайте резерв

  • по которым истек установленный срок исковой давности (по общему правилу равен 3 годам);
  • по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа;
  • по которым обязательство прекращено вследствие ликвидации организации;
  • невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
  • по которым взыскателю возвращен исполнительный документ по двум возможным основаниям. Первое: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денег и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Второе: у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и даже судебному приставу-исполнителю отыскать такое имущество не удалось.
Обратите внимание =>  Стоимость питания в детском саду в 2019

Бухгалтерский учет Налоговый учет Использование резерва За счет резерва сомнительных долгов списывается безнадежная задолженность, если ранее сумма этого долга резервировалась.
Если же сумма долга не резервировалась, то, как только он стал безнадежным, надо сразу списать на прочие расход ы п. 77 Положения № 34н; пп. 11, 14.3 ПБУ 10/99 .
Если есть вероятность взыскания списанной задолженности, ее надо учитывать на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток безнадежная задолженность» в течение 5 лет п. 77 Положения № 34н За счет резерва можно списать любую безнадежную задолженность, даже если она не участвовала в формировании резерв а Письмо Минфина от 17.07.2012 № 03-03-06/2/78 .
Если суммы резерва не хватает, остаток не списанного за счет резерва безнадежного долга можно учесть напрямую в составе внереализационных расходо в подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ .
Ранее Минфин рекомендовал списывать в налоговом учете за счет резерва только безнадежную задолженность, по которой формировался резер в Письма Минфина от 14.11.2011 № 03-03-06/1/750, от 11.11.2011 № 03-03-06/1/748
ШАГ 4. Корректируем сумму создаваемого резерва на величину неиспользованного остатка. Поскольку остаток меньше суммы создаваемого резерва, включаем во внереализационные расходы отчисления в резерв в сумме 430 000 руб. (700 000 руб. – 270 000 руб.).

Что такое резерв по сомнительным долгам

Размер созданного запаса должен быть подкорректирован на остаток резервного фонда за предыдущий временной период. При возникновении ситуации, когда новый сформированный запас меньше, нежели перенесенная сумма, то возникшая разница должна включаться в состав доходов внереализационного характера за текущий временной отрезок.

  • в строке 1230 баланса бухучета компании в виде сомнительных долгов отражаются задолженности, сформированные с учетом вычета начисленных резервов по этим ненадежным займам;
  • в рамках отчета о результатах деятельности компании все отчисления по сомнительным долгам должны быть отмечены в 2350 строке баланса, что называется «Иные виды расходов».

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством (п. 3 ст. 266 НК РФ). В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления. При этом решение о создании или об отказе от создания резерва по сомнительным долгам должно приниматься до начала года и изменению в течение года оно не подлежит.
1. Так как организация создает резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности списываются за счет созданного ранее резерва, а не относятся в расходы (в сумме, не превышающей сумму резерва). То есть задолженность Должника 1 подлежит списанию за счет резерва в полном объеме. Остаток резерва составит 100 000 руб. (300 000 – 200 000).

Налоги и Право

В соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Указанное положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков.
Сомнительной признается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, то есть и та, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она все же не будет погашена в срок.